Компания Яндекс объявила неаудированные финансовые результаты за 2-й квартал 2021 г.
Ключевые финансовые и операционные показатели за II кв. 2021 г.
Финансовый прогноз
Исходя из текущих финансовых результатов, компания ожидает, что общая выручка группы компаний Яндекса за полный 2021 г. составит 330–340 млрд руб.
Компания увеличила прогноз по росту выручки Поиска и портала в рублях с 17–19% до 24–26% за полный 2021 г. по сравнению с 2020 г. Компания ожидает, что товарооборот (GMV) на сервисах электронной коммерции (включая маркетплейс Яндекс.Маркета, сервис доставки продуктов Яндекс.Лавка, а также товары повседневного спроса, заказанные из магазинов-партнёров через сервис Яндекс.Еда) увеличится в три раза в течение 2021 г. по сравнению с 2020 го. Также ожидается, что общая валовая стоимость поездок сервиса онлайн-заказа такси, без учёта сервиса логистики, вырастет примерно на 60% в течение 2021 г. по сравнению с 2020 г. (Прогноз отражает текущую оценку, основанную на тенденциях, наблюдаемых на протяжении семи месяцев этого года. Он может измениться в зависимости от ситуации на рынке, в том числе под влиянием экономических и иных возможных последствий пандемии коронавируса.)
Консолидированные результаты
Обзор ключевых консолидированных финансовых показателей за три и шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2020 и 2021 годов, с учётом финансовых результатов Яндекс.Маркета с 24 июля 2020 года (дата консолидации).
Обзор ключевых финансовых показателей с учётом Яндекс.Маркета на сопоставимой основе (like-for-like) за три и шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2020 и 2021 годов.
Раскрытие выручки по сегментам отражено ниже.
Остаток денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов на 30 июня 2021 года:
208,2 млрд руб. (2 876,6 млн долл.) на консолидированной основе, включая 20,9 млрд руб. (288,5 млн долл.) денежных средств, денежных эквивалентов и депозитов сегмента Такси.
Выручка от продажи интернет-рекламы выросла на 60% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2020 г. и составила 49% от общей выручки компании во 2-м квартале 2021 г. Выручка от продажи интернет-рекламы на сопоставимой основе (с учётом выручки Яндекс.Маркета во 2-м квартале 2020 г.) во втором квартале 2021 г. выросла на 47% по сравнению с аналогичным показателем за 2-й квартал 2020 г. Выручка от продажи интернет-рекламы за вычетом вознаграждения партнёрам выросла на 48%. Этот рост в основном связан с эффектом низкой базы прошлого года, вызванным снижением доходов от продажи интернет-рекламы во время пандемии. На рост также повлияли высокие доходы от продажи рекламы в Поиске и Дзене, а также от размещения объявлений, продажи медийной и видеорекламы в Рекламной сети Яндекса. Рост выручки от продажи интернет-рекламы был частично нивелирован снижением рекламных доходов (cost-per-click) Яндекс.Маркета.
Выручка, относящаяся к сегменту Такси, без учёта выручки от продажи товаров, во 2-м квартале 2021 г. выросла на 99% по сравнению с аналогичным показателем за 2-й квартал 2020 г. и составила 26% в структуре общей выручки компании, что сопоставимо с долей во 2-м квартале 2020 г. Нормализованный рост выручки, относящейся к сегменту Такси, без учёта выручки от продажи товаров, по сравнению с аналогичным показателем за 2-й квартал 2019 г. составил 44%. Выручка, относящаяся к сегменту Такси, без учёта выручки от продажи товаров, включает выручку сервиса онлайн-заказа такси, логистического направления, а также выручку сервисов Яндекс.Еда и Яндекс.Драйв и не включает выручку, относящуюся к продаже товаров в Яндекс.Лавке. Рост выручки связан с восстановлением показателей сервиса онлайн-заказа такси и сервиса каршеринга Яндекс.Драйв. Рост количества и общей валовой стоимости поездок в этих сервисах вызван, в том числе, эффектом низкой базы во 2-м квартале 2020 г., когда негативное влияние пандемии на эти сервисы было максимальным. На рост выручки также повлияли высокие результаты логистического направления.
Выручка от продажи товаров выросла на 365% во 2-м квартале 2021 г. по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2020 г. и составила 16% от общей выручки компании. Выручка от продажи товаров включает доходы от прямых продаж на Яндекс.Маркете (1P), доходы Яндекс.Лавки от прямых розничных продаж потребителям (1P), а также доходы от продаж в сегменте Устройств. Рост выручки от продажи товаров был в основном обусловлен консолидацией Яндекс.Маркета. На сопоставимой основе (с учётом доходов Яндекс.Маркета во 2-м квартале 2020 и 2021 гг.) выручка от продажи товаров выросла на 95% в годовом исчислении. Этот рост был связан в первую очередь с ростом выручки от прямых продаж (1P) на Яндекс.Маркете, а также с высокими показателями Яндекс.Лавки и ростом доходов от продаж в сегменте Устройств.
Прочие доходы во 2-м квартале 2021 г. выросли по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2020 г. на 133% и составили 9% от общей выручки компании. Прочие доходы включают доходы от продажи подписок в сегменте Медиасервисов, доходы от сборов и комиссионных платежей на маркетплейсе Яндекс.Маркета, а также доходы Yandex.Cloud, Яндекс.Образования и других сервисов. Прочие доходы на сопоставимой основе (с учётом комиссионных и прочих доходов Яндекс.Маркета во 2-м квартале 2020 и 2021 гг.) выросли на 108% в годовом исчислении. Рост прочих доходов связан в основном с ростом доходов Медиасервисов от продаж подписок, а также с развитием сервиса Yandex.Cloud. Этот рост был частично нивелирован снижением комиссионных доходов Яндекс.Маркета из-за уменьшения размера комиссии.
Обзор выручки по сегментам
Поиск и портал
Сегмент Поиска и портала включает Поиск, Геосервисы, Яндекс 360, Погоду, Новости, Путешествия, голосового помощника Алису и ряд других сервисов Яндекса в России, Беларуси и Казахстане.
Ключевые операционные показатели:
- Доля компании на российском поисковом рынке (включая поиск на мобильных устройствах) во 2-м квартале 2021 г. составила в среднем 59,7%. Во 2-м квартале 2020 г. она составляла 59,6%, а в 1-м квартале 2021 г. — 60,0% (по данным аналитического сервиса Яндекс.Радар). Эта динамика отражает в первую очередь сезонную нормализацию колебаний доли поисковых запросов на настольных компьютерах.
- В России доля поисковых запросов к Яндексу на устройствах на базе Android во 2-м квартале 2021 г. составила 59,5%, тогда как во 2-м квартале 2020 г. она составляла 57,5%, а в 1-м квартале 2021 г. — 59,3% (по данным Яндекс.Радар).
- Доля поисковых запросов с мобильных устройств во 2-м квартале 2021 г. составила 63,3% от всех поисковых запросов к Яндексу. Трафик с мобильных устройств обеспечил 56,7% выручки от продажи рекламы на странице результатов поиска во 2-м квартале 2021 г.
- Количество поисковых запросов (search queries) снизилось на 5% по сравнению с аналогичным показателем за 2-й квартал 2020 г., когда число поисковых запросов существенно выросло с началом пандемии.
Рост выручки на 54% и выручки за вычетом вознаграждения партнёрам на 55% во 2-м квартале 2021 г. по сравнению с аналогичными показателями год назад связан в основном с эффектом низкой базы во 2-м квартале 2020 г., когда экономическая активность и спрос на рекламу упали из-за пандемии коронавируса. Нормализованный рост выручки по сравнению с аналогичным показателем за 2-й квартал 2019 г. составил 16%, что связано в первую очередь со стабильным ростом Поиска — нашего основного бизнеса за счёт роста доли компании на поисковом рынке, увеличения дохода от продажи мобильной рекламы, а также за счёт инвестиций в развитие рекламных технологий.
Яндекс.Маркет
Сегмент Яндекс.Маркета включает маркетплейс, сервис для выбора товаров и сравнения цен и несколько небольших экспериментальных направлений.
Ключевые операционные показатели:
- Товарооборот (GMV) на Яндекс.Маркете во 2-м квартале 2021 г. вырос по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал прошлого года на 144%.
- Товарооборот (GMV) на сервисах электронной коммерции — маркетплейс Яндекс.Маркета, сервис экспресс-доставки продуктов Яндекс.Лавка и товары повседневного спроса, заказанные из магазинов-партнёров через сервис Яндекс.Еда — во 2-м квартале 2021 г. вырос по сравнению с аналогичным показателем за 2-й квартал прошлого года на 155%.
- Доля товарооборота (GMV) сторонних продавцов на Яндекс.Маркете (3P) во 2-м квартале 2021 г. достигла 70%, тогда как во 2-м квартале 2020 г. этот показатель составлял 56%.
- Количество наименований товаров на Яндекс.Маркете к концу 2-го квартала 2021 г. достигло 16,8 млн, тогда как в конце 1-го квартала 2021 г. это число составляло 3,8 млн, а в конце 2-го квартала 2020 г. — 1 миллион.
- Количество активных покупателей на Яндекс.Маркете во 2-м квартале 2021 г. выросло на 78% по сравнению с аналогичным показателем год назад и составило 7,1 млн.
Общая выручка Яндекс.Маркета во 2-м квартале 2021 г. выросла на 23% по сравнению с аналогичным показателем за 2-й квартал 2020 г. Общая выручка росла медленее, чем товарооборот, из-за изменений в структуре выручки маркетплейса.
Медиасервисы
В сегмент Медиасервисов входят единая подписка на сервисы Яндекса — Яндекс Плюс, Яндекс.Музыка, КиноПоиск, Яндекс.Афиша, а также продюсерский центр Яндекс.Студия.
Ключевые операционные показатели:
- Число подписчиков Яндекс Плюса во 2-м квартале 2021 г. достигло 9 млн и увеличилось на 128% по сравнению с аналогичным показателем на конец 2-го квартала 2020 г.
Выручка в сегменте Медиасервисов во 2-м квартале 2021 г. выросла на 141% по сравнению с аналогичным показателем за 2-й квартал 2020 г. Этот рост связан в основном с ростом доходов от продаж единой подписки на сервисы Яндекса, а также ростом доходов от В2В-продаж, включая доходы от продажи рекламы на фоне общего восстановления рекламных бюджетов, доходы от продажи лицензий на оригинальные произведения КиноПоиска и сублицензий на эксклюзивные права.
Сервисы объявлений
Сегмент сервисов объявлений включает Авто.ру, Яндекс.Недвижимость, Яндекс.Работу и Яндекс.Объявления.
Выручка в сегменте сервисов объявлений во 2-м квартале 2021 г. выросла на 125% по сравнению с аналогичным показателем за 2-й квартал 2020 г. Этот рост обусловлен эффектом низкой базы 2-го квартала 2020 г. и главным образом вызван восстановлением доходов от размещения объявлений автодилеров. Доходы от услуг финансирования и страхования автомобилей выросли семикратно по сравнению со 2-м кварталом 2020 г. Этот рост связан с развитием продукта.
Прочие бизнес-юниты и инициативы
Сегмент Прочих бизнес-юнитов и инициатив включает направление разработки беспилотных автомобилей (Yandex SDG), Дзен, Yandex.Cloud, Яндекс.Образование, Устройства, Яндекс.Услуги и другие эксперименты.
Ключевые операционные показатели:
- Ежедневная аудитория Дзена в июне 2021 г. составила 19,2 млн пользователей и увеличилась на 14% по сравнению с аналогичным показателем за июнь 2020 г.
- Доля времени, которое пользователи Дзена тратят на просмотр видеороликов, на конец июня 2021 г. составляет примерно 28% от общего времени пользователей на сервисе, тогда как на конец июня 2020 г. она составляла 14%.
Выручка в сегменте Прочих бизнес-юнитов и инициатив во 2-м квартале 2021 г. увеличилась на 140% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал 2020 г. Этот рост был связан в основном с быстрым увеличением доходов сегмента Устройств (за счёт повышенного спроса на Яндекс.Станцию доходы в этом сегменте выросли во 2-м квартале 2021 г. на 196% по сравнению с аналогичным показателем за 2-й квартал 2020 г. и составили 1,6 млрд руб.). На него также повлиял рост сервисов Дзен и Yandex.Cloud.
_____________________________________________
Еще больше интересных публикаций ищите на нашем сайте https://www.itbestsellers.ru/ или подписывайтесь на наш канал.
Портал «Бестселлеры IT-рынка» целиком посвящен вопросам аналитики и статистики российского ИТ-рынка. Значительная часть статей базируется на аналитических отчётах компании ITResearch. Площадка нацелена в первую очередь на профессионалов, но материалы могут быть так же интересны и более широкой аудитории, интересующейся ИТ-рынком