Найти тему
Планета Сибирь

Конструктор – самоучка придумал универсальную лодку. Все изделия Григория Горбунова имеют номер и клеймо мастера

Григорий Горбунов поднимает научных работников в верховье Лены. Фото Бориса  Слепнева
Григорий Горбунов поднимает научных работников в верховье Лены. Фото Бориса Слепнева

Жители деревень расположенных вдоль реки Лены десятки лет используют исключительно длинные плоские лодки из дюралюминия, не признавая другие модели. Лёгкие лодки способны взять на борт до десяти человек, но при этом, не дают большой осадки в воде. Порою достаточно 15-20 сантиметров воды, чтобы лодка проскочила отмель, задача лодочника поднять мотор, чтобы не срезало шпонку.

Мастер - самоучка Григорий Горбунов.Фото Бориса  Слепнева
Мастер - самоучка Григорий Горбунов.Фото Бориса Слепнева

Признанным мастером таких лодок считается конструктор – самоучка Григорий Афанасьевич Горбунов из Бирюльки. Конструктивная особенность его моделей – расширенная передняя часть, из-за чего лодка напоминает рыбу с большой головой – налима или сома. Это позволяет легче проходить ленские перекаты, слегка заваливая лодку на один борт.

Григорий Афанасьевич вспоминает, что с детства отличался пытливым умом. В пятом классе затеял свое маленькое оружейное дело, оно и понятно, многие мальчишки таёжных деревень бредили промыслом. Однажды, подколачивая оружейный боёк, Гриша случайно выстрелил себе в ногу. Пуля застряла в кости. Опасаясь, что дома заругают, юный оружейник удрал играть в футбол. Два дня ему удавалось скрывать от родителей боевое ранение.
Нехитрый инструмент мастера Фото Бориса  Слепнева
Нехитрый инструмент мастера Фото Бориса Слепнева

– Вечерами прятался на печи, крепился из последних сил, – рассказывает Григорий Афанасьевич, – однако ночью не выдержал и застонал, возможно, уже во сне. Так и разоблачили. Утром спозаранку родители срочно повезли меня в больницу, где доктор, звали его Александр Вторушин, вытащил свинцовую пулю.

Управлять на коварной реке лодкой – сначала это был шитик, Гришу научил дед Андрей Гаврилович, азартный рыбак, признававший только сига и тайменя.

Первую лодку Григорий построил в девятом классе! И это была не просто модель, а полноценное плавсредство под мотор. Мастер и сегодня прекрасно помнит свой дебютный проект, даже размеры дюралюминиевых листов - 420 на 120 сантиметров, толщиной один миллиметр.
На реке хозяина сопровождает верный пес. Фото Бориса  Слепнева
На реке хозяина сопровождает верный пес. Фото Бориса Слепнева

– Мы ещё не знали, что такой толщины недостаточно для лодки, невозможно сделать потаи для заклёпок, чтобы они не стачивались о камни. Тем не менее, сама по себе лодка получилась удачной, хотя по форме была другой, сверху напоминала утюг. Длина семь с половиной метров, под мотором «Москва» ходила хорошо. До этого в хозяйстве использовали деревянную лодку, которую постоянно гудронили, чтобы течи не было, от этого она становилась все тяжелее и тяжелее.

Вниз по Лене. Фото Бориса  Слепнева
Вниз по Лене. Фото Бориса Слепнева

Базовые знания получил в техническом кружке, который работал при школе.

– Очень много дал нам Виктор Григорьевич Евланов, он преподавал труды, вел кружок. Было очень интересно, Виктор Григорьевич невероятно эрудированным трудовиком оказался, как педагог мог найти подход к каждому. В шестидесятые годы в школу стали приходить наборы для конструирования моделей, вот в это время мы просто бегом бежали на занятия, настолько интересно было, – рассказывает Григорий Афанасьевич. – Тогда учились все.
По дороге в  Чанчур. Фото Бориса  Слепнева
По дороге в Чанчур. Фото Бориса Слепнева

После школы Григорий Афанасьевич поступил в иркутский авиатехникум на специальность «Монтаж электрооборудования», потом судьба его забросила на легендарный горьковский автозавод, где специалисты имели металлические, именные жетоны – предмет особой гордости. Спустя какое-то время Горбунов вернулся в Сибирь, устроился работать в телемастерскую в Качуге, потом открыл свою в Бирюльке. Где бы не работал, параллельно клепал лодки, постепенно усовершенствовав их форму, подобрав подходящий металл.

Кажется,  лодка вот-вот зачерпнет воду, но это только кажется.Фото Бориса  Слепнева
Кажется, лодка вот-вот зачерпнет воду, но это только кажется.Фото Бориса Слепнева

– Считаю, что лодка из дюралюминия толщиной три миллиметра, будет служить практически вечно, – заявляет Григорий Афанасьевич. – Правда, был один случай. Тут один из местных завозил на солонцы соль, но она почему-то осталась в лодке, разъев в итоге металл, но это скорее исключение.

За все время Григорий смастерил 27 лодок, пять из них находятся в Качуге. На каждой лодке мастер обязательно делают незаметную гравировку с порядковым номером и собственными инициалами.

Клеймо мастера.Фото Бориса  Слепнева
Клеймо мастера.Фото Бориса Слепнева

Перед тем как приступить к работе с металлом, Григорий садится за чертёж. Всё дело в формате исходного материала. Листы бывают разного формата, важно грамотно выкроить.

Один из заказов пришёл из Норильска, лодка давно готова, но будущий владелец ее не забирает.

– У меня даже возникла мысль самому ее перегнать на Север, Федор Конюхов, вон, везде в одиночку ходит. Наши реки знаю хорошо. Сначала спуститься по Лене до Киренска, там, кстати, живёт друг, который посоветовал загружать лодку картошкой, которую можно здорово продать, – на Севере овощи всегда в цене, – делится не то конкретными планами, не то мечтой Горбунов.

Лодка для заказчика из Норильска прошла испытания на Лене. Фото Бориса  Слепнева
Лодка для заказчика из Норильска прошла испытания на Лене. Фото Бориса Слепнева
Сегодня по Лене уже ходят аэролодки, появление которых Горбунов не одобряет. Старый мастер считает, что они наносят колоссальный вред всей экосистеме. Лодка шумит так, что слышно за много километров. Как следствие, почти не стало уток, копытные перестали подходить к воде. Конкуренцию Григорию Афанасьевичу аэролодки вряд ли составят, во всяком случае, ближайшие десятилетия.

Во-первых, новый вид транспорта невероятно дорог, во- вторых, потребляет не в пример много топлива, из-за высокой скорости небезопасны на крутых речных поворотах. А его лодки – практически стали классикой, проверенной временем и рекой, поэтому будут востребованы еще очень долго.

Закат на Лене.Фото Бориса  Слепнева
Закат на Лене.Фото Бориса Слепнева

Понравился материал - ставим лайк, подписываемся на канал "Планета Сибирь"