Спустя три месяца после разгрома Германии Красной армии предстояло выполнить обязательство перед союзниками и начать войну против Японии. Полем боя становилась Маньчжурия, где противник сконцентрировал мощную промышленность, часть которой была эвакуирована с острова, и потеря этих территорий с богатыми ресурсами, ставила самураев в прямом смысле на колени. Согласно советскому плану два фронта, Забайкальский и 1-й Дальневосточный, находившиеся в 3 тыс. километрах друг от друга, должны были нанести удар по сходящимся и разгромить японские войска с их союзниками.
И в ночь на 9 августа 1945 года войска приготовились к наступлению. Приготовленную 4-х часовую артподготовку было решено отменить, для сохранения внезапности и попытки застать врага врасплох. В час ночи в проливной грозовой дождь, передовые части 1-го Дальневосточного, Мерецкова пошли вперед. К головным уборам бойцов были приклеены белые куски материи, чтобы можно было опознать друг друга в темноте. А на вопрос кто? Красноармейцы должны были отвечать: Петров! Через два часа марша советские штурмовые отряды, поддерживаемые ИСУ-152 достигли японских позиций, передовые группы обошли японские укрепления и казармы, незаметно для врага, окружив их. После чего начался внезапный для японцев штурм.
Зачастую солдаты противника спали и не оказывали сопротивления, ставка на внезапность сработала полностью. Отдельные группы, правда, успевали занять оборону, но их быстро блокировали и подавляли. К 8 утра передовые части Красной армии, преодолев укрепрайоны противника, продвинулись до 20 километров. А основные части Красной армии приступили к нанесению главного удара. Причем стоит отметить, что у японцев, ожидавших удара не раньше сентября 1945-го, была суматоха, в штабах так до полудня отсутствовала информация о происходящем на границе. Так же на рассвете в наступление перешел Забайкальский фронт, масштабная операция набирала свои обороты, приближая конец Второй Мировой Войны.