Меня иногда спрашивают насчёт этого читатели. Чёткого ответа на этот вопрос у исследователей я не встречала, поэтому этот материал - моё личное мнение по теме.
И в случае с алалией, и в случае с аутизмом попросту затрагиваются одни и те же участки - лобная, височная и теменная доли. Эти три отдела мозга так или иначе играют свои роли как в речи - основной проблеме алаликов, так и в коммуникации - основной проблеме аутистов. Именно отсюда, как мне кажется, и берётся сходство этих двух нарушений.
Лобная доля
В лобной доле находится область Брока. При её повреждении человек не может говорить. Если говорил, из речи пропадают предлоги и глаголы. Повреждение поля 45 по Бродману в этой части мозга может вызвать и нарушение понимания сложных предложений и конструкций, контекст которых ясен, если учитывать окончания слов, с чем у алаликов часты проблемы. Поэтому "Рита дала книгу" и "Риту дала книга" может ими одинаково восприниматься.
Часто с повторением плохо у аутистов, но алалики тоже могут иметь такие трудности, поскольку часть области Брока ответственна за имитацию - повторение движений и слов за другими. При нарушении, соответственно, нарушается и имитация - сначала ребенок не повторяет, потом повторяет, но не особо контролируя процесс.
Между тем, имитация важный механизм как для интеллектуального, так и для социального развития. Поэтому, если кажется, что не беда, что ребенок что-то там не повторяет, то это большая ошибка - потом он не будет толком учиться речи (она тоже основывается на повторении), не будет опираться на социальные правила: не сможет замечать что принято, а что не очень в обществе.
Височная доля
Содержит в себе несколько важных центральных сенсорных анализаторов: вкусовой, обонятельный (вместе с лобной долей) и слуховой.
Родители детей с аутизмом нередко сталкиваются с большой избирательностью в еде у своих детей. Одним из источников этой проблемы является как раз височная доля. Она некорректно обрабатывает получаемые сигналы и интерпретирует нормальную еду как "это несъедобно".
Интересно, что дети иногда пытаются сами себя лечить: что-то грызть, облизывать, без конца нюхать всё подряд. Так они пробуют настимулировать анализаторы, чтобы те наконец начали нормально работать. Но дети не всегда понимают опасность своих действий. Поэтому взрослый должен сюда вмешиваться, чтобы помочь ребенку найти приемлемые и безопасные альтернативы: грызунки, твёрдую еду для "погрызть", давать нюхать разные запахи, использовать обонятельное лото, чтобы помочь сенсорам дозреть.
Очень важен слуховой анализатор. Височная доля не только вычленяет речь из шума и понимает её, но и при помощи затылочной доли, где у нас находится зрительный центр, "упаковывает" увиденное и услышанное в единый образ (например, то, что фрукт, выглядящий определенным образом, называется "слива" и никак иначе), а потом отправляет это всё в долгосрочную память, формируя воспоминания, словарный запас и возможность рассуждать, опираясь на свой опыт.
Алалики и аутисты нередко испытывают проблемы с речевой памятью. Собственно, проблемы могут быть именно отсюда: ребёнку трудно связать слово и какое-то явление и "записать" это в мозг. Тем не менее, визуальная память у таких детей может вообще не страдать. Лёва у меня достаточно плохо запоминал значения слов, что типично для ребенка, чья алалия носит сенсорный компонент. Но при этом он умудрялся визуально запомнить большой отрезок дороги и какие-то очень давнишние игрушки, вещи.
Помимо распознавания предметов, височная доля вместе со зрительной и теменной участвует в распознавании лиц - она помогает нам понять, что человек с определенным набором черт - какой-нибудь Вася и никто другой. Если распознавание лиц не работает, человек может закономерно начать избегать контактов, испытывать сложности в их построении, так как он затрудняется в узнавании даже близких людей, не понимает кому можно доверять, а кому не очень.
Наконец височная борозда сейчас подозревается в качестве одного из участков мозга, с которого начинается аутизм - у людей с РАС она показывает патологическую активацию во время социального взаимодействия и содержит меньше серого вещества, чем должна.
Теменная доля
В ней располагается соматосенсорная система, помогающая нам понимать температуру, давление, наличие боли от каких-либо объектов и действий. Чувствительность кожи нередко свойственна детям с аутизмом, которые порой ведут себя буквально как "принцесса на горошине" потому, что где-то мешает ниточка или внутренний шов. Может быть и напротив - игнорирование явного дискомфорта из-за низкой чувствительности.
К соматосенсорной системе относится и проприоцептивный центр - способность понимать положение частей своего тела. Это может показаться не таким важным, однако люди с апраксией/диспраксией с вами не согласятся: человек, толком не чувствующий своё тело, с большим трудом совершает многие действия, в том числе совершенно обыденные. Например, он может кушать и одеваться с большим трудом, быть крайне неуклюжим.
Благодаря совместной работе теменной и зрительной долей мы можем совершать операции со знаками: математические действия, чтение и письмо. Нарушения приводят к дискалькулии (неспособности считать), дислексии (проблемам с чтением) и дисграфии (трудностям с письмом).
Теменная доля вносит свою лепту и в понимание речи - мы бегло понимаем пространственные отношения между объектами в предложении. Если она "выключается" из речи, человек перестанет понимать разницу между выражениями типа "Ложка на столе" и "Стол на ложке".
Но, пожалуй, одна из важнейших структур и здесь, и в височной доле - область на их стыке, называемая височно-теменным узлом (ВТУ). Он собирает и обрабатывает всю сенсорную информацию из обеих долей и структур пониже - таламуса и лимбической системы.
Сейчас ВТУ считается одним из главных претендентов на источник проблем, свойственных РАС. Поскольку эта часть мозга обрабатывает почти всю сенсорную информацию, она формирует и осознание "Я, мои чувства, мой мир", из которого потом вырастет и осознание "Другие, их чувства, их мир". Люди с аутизмом, по-видимому, из-за проблем с сенсорными системами до "Других" доходят медленно и искаженно, что и приводит к сложностям в общении, понимании других людей и их поступков.
А чем же тогда отличаются нарушения при аутизме и алалии?
Если говорить о различиях, то при алалии, судя по всему, в основном страдает лобная и височная доля: ребёнок может не понимать речь, может не говорить, иметь странности а-ля плохой имитации, быть переборчивым в еде и по отношению к запахам, иметь сложности с движениями за счёт проблем в лобной доле, так как в ней находится моторная кора - центр целенаправленных движений. Но при этом он не имеет сильных затруднений с другими сенсорными системами, неплохо вступает в контакт с людьми за счёт более-менее адекватной работы теменной доли.
При аутизме могут быть проблемы с речью (в основном, с пониманием), но может и не быть никаких патологий, однако будут присутствовать характерные для нарушения трудности (по МКБ): проблемы с социальными контактами, навязчивые интересы и стереотипии. Поэтому, скорее всего, при аутизме основные нарушения захватывают височную и теменную доли, вовлекая височно-теменной узел.
На это указывает то, что у очень многих детей с РАС есть те или иные проблемы с сенсорными системами, которые, видимо, и порождают тревожность, навязчивые действия. Ребёнок может затрудняться в поддержании простого диалога, не считывает социальные сигналы, не может встать на место другого, не умеет врать и плохо чувствует чужое вранье, иронию и прочие вещи, которые мы обрабатываем интуитивно. Такого рода проблемы во многом берутся из области височно-теменного узла.
Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.
Спасибо что читаете меня!
Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)