Схемой эмоциональной депривации называют структуру, включающую характерное мышление и эмоциональные реакции, сформировавшиеся у человека в детском и подростковом возрасте, характеризующиеся ожиданием, что его эмоциональные потребности не будут удовлетворены.
Человек ожидает, что ему не будут уделять внимание, его переживания не будут иметь значения для других людей, он не может поделиться своими чувствами и получить поддержку.
Люди с данной схемой часто могут не иметь какого-то серьезного психотравматического опыта в детстве, но воспитывались в атмосфере отсутствия любви, редкого телесного контакта с родителями, не имели опыта эмоциональной поддержки.
Как правило, человек может не осознавать, что у него есть какие-то проблемы с эмоциональной сферой, вместе с тем, окружающие его люди замечают сложность в те моменты, когда они хотели бы «приблизиться» к человеку чтобы поддержать или похвалить его. Напротив, такое к ним отношение может восприниматься как странное, неискреннее и напрягать. Человек получающий любовь и заботу не чувствует ни первого, ни второго. При этом люди могут чувствовать грусть и подавленность в связи с одиночеством.
В реальности люди со схемой эмоциональной депривации нуждаются в эмоциональной поддержке, но их поведение таково, что они никогда за ней не обращаются, и не верят в то, что такой путь для них существует. Таким образом их схема ограничивает их способность удовлетворить свои потребности, что может проявляться в подавленности, депрессивном состоянии.
Подобно людям со схемой покинутости /нестабильности, выбирающим нестабильных и непредсказуемых партнёров, неспособных формировать устойчивой привязанности, человек со схемой эмоциональной депривации может выбирать эмоционально холодных и отстраненных партнеров. Такая холодность понятна и привычна для человека. Напротив, ему трудно устанавливать открытые, близкие отношения.
В тоже время, иногда способом справляться с такой схемой становится гиперкомпенсация: чрезмерные требования, которые человек предъявляет к другим людям, для удовлетворения всех своих потребностей. В таких случаях частой эмоциональной реакцией человека становится гнев, основывающийся на восприятии, что кто-то не дает ему то, что ДОЛЖЕН давать.
Работа с данной схемой подразумевает прояснение эмоциональных потребностей человека, а также изменение отношения к ним. Необходимо валидировать: принять как нормальные, здоровые и необходимые желания, связанные с чувствами и поддержкой.
Приходится заново обучаться тому, что приемлемо (например, обращаться за поддержкой и рассчитывать на неё от близкого человека), а что является нарушением границ других людей (люди могу поддерживать, быть искренними, и им могут быть важны чувства человека, но они не могут отдаваться ему полностью и всегда).
Приходится «пересматривать» окружение, с точки зрения, готовности друзей и близких на теплую эмоциональную включённость, с тем, чтобы выстраивать отношения с людьми, готовыми оказывать адекватную поддержку и заботу.