Найти тему
Начиная всё сначала

До чего довела оптимизация: руководство страны зарабатывает на школах и больницах, а простым людям от этого только хуже

Вот что бывает, когда правительство живёт на другой планете. В данной статье я расскажу о первоисточнике большинства проблем в нашей медицине и образовании, почему нельзя экономить на этих сферах и какова истинная суть этой самой оптимизации.

Многообещающее прошлое

Давным-давно, в годы президентства Медведева или около того, кто-то из облечённых властью сказал, что наша медицина и образование плохие из-за того, что убыточны и не приносят прибыль. Чтобы это исправить, необходимо провести «оптимизацию».

Оптимизация — максимизация положительных характеристик (доходов) и минимизация расходов.

В ответ на такое смелое заявление, умные люди покрутили пальцем у виска и намекнули, что медицина и образование и не должны приносить прибыль, ибо позволяют сохранить и улучшить уровень и качество жизни населения страны. Конечно, можно попытаться сэкономить и заработать на этих сферах, но долгосрочные убытки от сопутствующего после данного решения ущерба многократно превзойдут все краткосрочные разовые преимущества.

При плохой медицине слабый солдат не будет хорошо сражаться, больной работник не будет нормально работать, при плохом образовании будут безграмотные офицеры, а такие же безграмотные мирные специалисты пустят под откос всю экономику. Думаю, критики тут правы — экономить на медицине и образовании себе дороже.

Облечённые властью намёк поняли, и за последние годы таких смелых заявлений уже не делали. Медведев давно не президент, но от оптимизации, а именно максимизации доходов, никто не отказался. Просто делают это уже молча.

Дело Медведева продолжает жить, а его фразы про «денег нет» и «идите в бизнес» не забудут никогда. Источник Твиттер
Дело Медведева продолжает жить, а его фразы про «денег нет» и «идите в бизнес» не забудут никогда. Источник Твиттер

Противоречивое настоящее

И в деле максимизации доходов в ущерб интересам простых людей наши правители добились больших успехов. Об этом я уже несколько раз писал:

  • Глава Сбербанка Греф упорно пробивается в школу и продвигает идею инклюзии из школ США и Европы — это когда здоровые дети учатся в одних классах с теми, кто имеет проблемы со здоровьем, в том числе психические и интеллектуальные.
  • Глава Центробанка Набиуллина учит детей как надо экономить и брать кредиты по книжкам американских бизнес-коучей и тренеров личностного роста, имея зарплату 36 миллионов рублей год.
  • В школах с завидным постоянством появляются новые предметы. Например, совершенно бесполезный и даже вредный второй иностранный язык, а с 2022 года финансовая грамотность от Набиуллиной станет обязательным предметом с 1 по 9 класс.
  • Для кванториумов и «точек роста» делают закупки дорогущей техники и обустраивают специальные классы. Сами по себе бесполезные и бессистемные уроки проводятся взамен обычных школьных предметов, вытесняя их из расписания и нарушая учебный процесс.
  • Что до медицины, то на базе государственных больниц проводят платные операции, за ценами на которые не успевают зарплаты. Эту же операцию можно сделать и по полису, но до конца очереди надо ждать полтора года.

Все материалы выше объединяет одно — простым людям становится всё хуже, но задействованному во всём этом бизнесе только лучше. Например, на закупке техники для кванториумов можно получить громадные прибыли, как и на выпуске учебников для новых предметов. И никого не интересует, что от этих нововведений страдают знания у детей.

А как же заработать на инвалидах? Приведу простой пример. В один прекрасный день в школу/администрацию/суд приходит прокурор и говорит, что у вас в посёлке живёт один (ОДИН!) колясочник, поэтому по закону вы обязаны установить пандус. Проводится обязательный тендер на закупку и установку, выявляется победитель и... оказывается, что пандус стоит так, будто он сделан не из железа, а из золота. Подставой пахнет за километр, но по документам комар носа не подточит.

Подобная штука (разве что чуточку длиннее) по государственному тендеру стоила около 100 тысяч рублей. Источник фото srp-spb.ru
Подобная штука (разве что чуточку длиннее) по государственному тендеру стоила около 100 тысяч рублей. Источник фото srp-spb.ru
Поэтому я думаю, что определение термина «оптимизация» нужно слегка переделать: максимизация доходов для заинтересованных лиц и минимизация расходов на всех остальных. Такая формулировка точнее отражает реальность.

И сомнительное будущее...

Сейчас во главу угла в сфере образования и медицины ставится вопрос получения прибыли, а не того, как помочь человеку. Нет ничего удивительного в том, с каким упорством банковский капитал так лезет в образование — там сейчас и правда вертится очень много денег. И если появляется какая-либо идея реформ или инноваций, то всегда стоит задать вопрос: «Кто и как на этом может заработать?» Это уже сложившаяся за много лет система.

Также не стоит забывать, что у принимающих главные решения людей сейчас всё хорошо и в наши школы и больницы они не ходят. А зря, это было бы полезно для всего общества в целом и такую реформу я бы с радостью поддержал. Но пока такие перемены не наступили, проблем в образовании и медицине изо дня в день будет всё больше и больше.

Спасибо за уделённое статье время и удачного Вам дня!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц