Найти тему
Дед Вещает

Архитектурные памятники Киевской Руси

Культура Руси до принятия христианства

До принятия христианства в 988 г. культура Руси имела многовековую

историю. Задолго до образования Киевского государства славянский народ

имел самобытный уклад жизни, обладал памятниками зодчества, о которых

обрывочно упоминают летописи, народные сказания и свидетельства

иноземцев.

Кремль – (первоначальное название детинец)– принятое в настоящее время

название городских укреплений вокруг поселений (посады) в Древней Руси.

Славяне начали возводить крепости для защиты от врагов не позднее 9 в.

Известно, что скандинавы называли славянские земли страной крепостей –

«Гардарика». Арабский путешественник и географ Аль-Бакри, посещавший

Др. Русь в 10 в., оставил достаточно подробное описание древнерусских

кремлей. В Др. Руси городами назывались только те населённые пункты, в

которых были построены подобные крепости. В домонгольской Руси

насчитывалось около 400 больших и малых городов.

Средневековый период развития искусства Руси

Средневековый период развития искусства Руси охватывает больше восьми

столетий. Его отсчёт начинается с середины IXв. и заканчивается на рубеже

XVII –XVIII в.в. На искусство, возникшее на основе многовековой

древнейшей языческой культуры, огромное влияние оказала Византия,

давшая Руси христианскую религию. Но средневековая культура Руси

приобрела уникальные и самобытные черты. В этот период на Руси уже

сформировалось искусство деревянной архитектуры.

До конца Х века на Руси не было монументального каменного зодчества, но

существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые

формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру.

Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое

развитие каменной архитектуры и её своеобразие.

Влияние Церкви и православной веры на архитектуру Руси

Русская архитектура эпохи Средневековья неразрывно связана с Церковью и

православной верой. «Не знаю, на небе мы были или на земле, ибо нет на

земле такого вида и такой красоты, там Бог с людьми пребывает и

богослужение их лучше, чем во всех иных странах. Мы же не можем

забывать красоты той», – писали княжеские послы, посетив богослужение в

храме Святой Софии Константинопольской. Именно это переживание

красоты как святости сохранится в каждой русской иконе и храме.

Новым государственным и идеологическим задачам стала отвечать каменная

архитектура, образцы которой были взяты из Византии. Византийское

зодчество создало тип крестово-купольного храма, основой которого

является прямоугольное помещение с четырьмя столбами в середине,

разделяющими внутреннее пространство здания на девять частей. Столбы

соединялись арками, поддерживающими барабан купола. Центр храма —

подкупольное пространство, куда свет проникает через окна в барабане.

Примыкающие к подкупольному пространству ячейки, перекрытые

цилиндрическими сводами, образовывают крестообразную основу плана. С

восточной стороны к зданию примыкают три гранёные или полукруглые

апсиды. В средней помещается алтарь. В западной части находится

помещение второго яруса — хоры. Внутри церкви на стенах, столбах и

сводах размещались соединенные в строго канонизированную систему

фрески, иконы и мозаики.

Значение архитектуры и живописи Киевской Руси

Значение архитектуры и живописи Киевской Руси для дальнейшего развития

Древнерусского искусства было поистине неоценимым. В это время

создаются ансамбли городов с новыми княжескими центрами и необычными

типами сооружений, а также вырабатываются характерные приемы

строительства каменной архитектуры.

Совершенствуется мастерство строителей. Местные архитекторы и

художники работают в тесном творческом контакте с византийскими

инженерами, а также наиболее талантливыми мастерами стран Востока и

Запада. Художественная культура Киевского государства приобрела в X —

XI веках мировое значение.

Архитектура Киевской Руси была единым истоком и общим начальным

периодом архитектуры русского, украинского и белорусского народов

Архитектура Киевской Руси была единым истоком и общим начальным

периодом архитектуры русского, украинского и белорусского народов.

Древнерусская архитектура, в первую очередь, особенности построек в

Приднепровской, Волынской и Галицкой землях была той непосредственной

основой, на которой формировалось украинское зодчество.

Каменное строительство Древней Руси зародилось в Киеве уже в середине X

века. В известной исторической летописи — » Повести временных лет»,

написанной около 945 года, можно найти такие строки: » Над горою двор

теремный, бо бе ту терем камен».

Влияние Византии на русскую архитектуру

Введение в 988 году христианства на Руси расширило связи с Византией.

Мастера Киевской Руси сумели взять из византийского наследия все самое

хорошее и нужное. Кроме этого, древнерусским зодчим и художникам

удалось создать свой уникальный художественный стиль, и на его основе

создать произведения искусства, обладающие большой художественной и

исторической ценностью.

В 988 — 995 годах в Киевском детинце строилась Церковь Богородицы ( или

Десятинная церковь), которая представляла собой первый каменный храм на

Руси. Однако в 1240 году сооружение было разрушено. В его основе лежит

простая система, характерная для византийского провинциального зодчества.

Стены церкви были построены из камня, причем, строительство велось по

системе » смешанной кладки» способ укладывания кирпича с » утопленным»

рядом.

При этом элементы древнерусской архитектуры XI — XII веков, характерные

для декора фасадов, в византийском зодчестве появились значительно позже.

Некоторые элементы фасада были оштукатурены и расписаны под »

квадровую» кладку. Церковь была многоглавой, что абсолютно нетипично

для византийской архитектурной традиции. Интерьер Десятинной церкви

был богато украшен мраморными резными деталями, а пол щедро

декорирован мозаикой. Древнерусские архитектурные памятники.

Близким по характеру к архитектуре Десятинной церкви является

сохранившийся почти в первозданном виде Спасо — Преображенский собор

в Чернигове, построенный примерно в 1036 году во времена правления князя

Мстислава Тмутараканского. Однако в основе конструкции собора лежит

сложная крестово — купольная система.

Новейший стилевой этап Руси в 30 — 50 годы XI века

Новейший стилевой этап наступил на Руси в 30 — 50 годы XI века, когда

окончательно сформировались черты монументального древнерусского

искусства. Главным памятником того периода можно считать Софийский

собор, построенный в Киеве в 1037 — 1044 годах во времена правления

князя Ярослава Мудрого. Прекрасный собор был построен на пересечении

двух главных магистралей новой части Киева — » города Ярослава».

Для архитектуры периода расцвета Древней Руси характерны творчески

переосмысленные черты средней византийской архитектуры — пятинефные

в своей основе типы крестово — купольных зданий с галереями, а также

динамичность многокупольных композиций и их живописный характер.

Новый этап развития зодчества Киевской Руси

Следующий этап развития зодчества Киевской Руси приходится на вторую

половину XI — XII веков. Киев постепенно утрачивает свое политическое

значение, возрастает влияние церкви на политическую и общественную

жизнь страны. На тот момент и образ зданий становится иным. Наиболее

четко особенности этого этапа проявились в программном сооружении того

времени — Успенском соборе Печорского монастыря в Киеве.

Собор был построен в 1073 — 1078 годах. В плане здания четко выражен тип

шистистолпного трехкупольного храма. В простой крестово — купольной

системе собора черты византийской традиции проявлялись больше, чем в

сооружении Киевской Софии.

По его типу создавались многочисленные постройки следующего этапа

архитектуры — по определенным пропорциям, которые выражались в

следующих числовых значениях:

 ширина = 20 метров;

 длина = 30 метров;

 высота = 50 метров.

Эти пропорции стали канонами для сооружения многих будущих зданий.

Особенными чертами отличалась Переяславская архитектурная школа , в

традициях которой были построены Михайловский собор и Церковь

Богородицы.

Влияние ослабления Киевского государства, формирование местных

архитектурных традиций

Дальнейшее ослабление Киевского государства обусловлено развитием

феодальных отношений. В этот момент происходит процесс отделения

княжеств, и поэтому усиливаются местные традиции, характерные для

удельных княжеств. Формируются самостоятельные школы и направления.

Во второй четверти XII века зодчие переходят на местные стройматериалы и

разрабатывают новые приемы строительства. Однако при этом остается

незыблемым тип постройки церковных зданий.

Черты уже вполне сложившегося нового стиля проявились в архитектуре

Церкви Богородицы в Киеве, построенной в 1131 — 1135 годах.

Характерным памятником этого стиля является сохранившаяся до наших

дней первоначальная форма Кириловской церкви, возведенной в 1150 году. В

архитектуре сооружения заметно влияние Черниговской школы.

Внутреннее пространство напоминает Успенский собор Печорского

монастыря. В целом пропорции здания тяжеловаты. В архитектуре этого

времени ярко выражены черты графичности. При этом все части внутреннего

убранства храмов богато украшены фресками. Появляется новая тематика

изображений — это картины Страшного Суда. На колоннах изображены

воины — патроны земных феодалов. Колорит росписей более яркий, чем в

Софийском соборе, и в изображениях больше экспрессии, а в характере

живописи — линейности.

Черниговская архитектурная школа

Черниговская школа изначально отличается от Киевской и Смоленской. В

декоре фасадов применялся резной природный камень, широко применялись

мотивы славянской орнаментальной росписи, а также наносились

изображения героев древнерусского фольклора.

В XII века Чернигов становится центром сильного феодального княжества. В

20 — е годы формируется Черниговская архитектурная школа, которая

отличается некоторыми характерными местными особенностями. В

оформлении фасадов широко используется керамика.

Среди характерных особенностей черниговской архитектуры можно

выделить следующие:

 Использование белокаменной резьбы — это особенно заметно в

экстерьере Борисоглебского и Благовещенского соборов.

 Штукатурка фасадов поделена на квадраты.

 Высокая декоративность оформления фасадов зданий.

Борисоглебский собор был построен в XII веке. Он находился на княжеском

подворье и служил усыпальницей князей Ольговичей. В стенах постройки

были спрятаны похоронные книги. Архитектура Борисоглебского собора по

своим характерным особенностям близка Кириловской церкви.

Белокаменные каменные капители щедро украшены резьбой с изображением

сказочных зверей с причудливо переплетенным орнаментом. Подобная

традиция была характерна также и для Киевской архитектурной школе.

Благовещенский собор был построен в 1185 году, однако до наших дней он

не сохранился. Данное сооружение по своим размерам и богатству

оформления напоминал период расцвета Киевской Руси.

В Успенском соборе Елецкого монастыря, который был построен в середине

XII века. В оформлении внутреннего убранства были использованы

керамические детали. А характер фресковой росписи свидетельствует об

определенной близости к Киевской школе.

Зарождение нового направления в архитектуре XII века

Зарождение нового направления в архитектуре можно проследить в

экстерьере Полоцкого Спасского собора, который был построен в середине

XII века, где зодчий Иоанн применил прием пирамидальной композиции,

которая является своеобразным переосмыслением крестово — купольного

типа храмов. Данное направление возникло под влиянием народной

деревянной архитектуры.

С середины XII века крепкая княжеская власть устанавливается в Галицкой

Руси. В этот период формируется Галицкая архитектурная школа, в основе

которой лежали принципы белокаменного строительства.

Характерно разнообразие типов сооружений, среди которых встречаются

однонефные и трехнефные сооружения. В плане здания имеют ротондальный

и октогонный характер. Каменная кладка осуществлялась из местного

строительного материала — серого известняка. Из многочисленных построек

Древнего Галича сохранилась лишь Церковь Пантелеймона.

Галицкая летопись. написание которой датируется 1259 годом, дает

детальное описание внутреннего оформления Церкви Ивана на холме. Эту

церковь называли Храмом Холмского монастыря Хитреца Авдия,

украшавшего храм. Традиции галицкого зодчества развивались также во

Львове и в Холме.

Развитие городского сословия

Новый стилистический этап древнерусского зодчества возник в конце XII

века, когда началось активное развитие городского сословия. Этому явлению

способствовало также расширение круга заказчиков. В свою очередь

масштабы зданий уменьшаются, меняется их композиционный строй и

художественный облик. Внимание зодчих переключается на экстерьер

сооружений. При этом здания приобретают центристский башенный

характер с нарастающим кверху объемом. В то же время фасады

декорируются роскошно и вычурно.

Новый подъем Киевской архитектуры происходит в конце XII века. Этот

период наиболее ярко отражен в строительной деятельности времен

правления князя Рюрика Ростиславовича, который по свидетельству

очевидцев » имел любовь ненасытную о зданиях». В это время в Киеве

работал известный зодчий Петр Милонег.

Виды древнерусского искусства

Среди других видов древнего искусства, распространенных в Киевской Руси,

главное место занимали следующие:

 Иконопись — процесс написания икон и картин религиозного

содержания, которые имели важное культовое значение.

 Книжная миниатюра — создание образцов древней литературы, щедро

украшенных рисунками талантливых художников.

 Декоративно — прикладное искусство, которое отражало народные

традиции и широко использовалось для создания различных бытовых

предметов, посуды, мебели и многого другого.

В Киев из Царьграда были привезены знаменитые иконы: » Владимирская

Богоматерь» и » Троица». Известна также икона » Свенская Богоматерь»,

которая представляет собой икону и изображением русских Святых —

Бориса и Глеба. Киевские художественные традиции живут в ряде икон

Новгорода и Северо — Восточной Руси. Большой популярностью

пользовались иконы » деисусного чина», сюжеты которых изображали сцены

заступничества Богоматери перед Богом за людские грехи. Изображение

Дмитрия Солунского живописцы подавали в образе сильного и

мужественного воина, исполненного чувства собственной силы и

достоинства. Книги в Киевской Руси считались настоящим сокровищем.

Художественные средства оформления литературных произведений были

близки к византийским образцам. Среди памятников книжной миниатюры

можно назвать следующие:

 «Остромирово Евангелие»

 «Кодекс Григория Двоеслава»

 «Евангелие»

В Киевской Руси возникают ценнейшие произведения восточно —

славянского народного музыкально — поэтического творчества. Богатырские

былины были записаны позднее, от потомков древних певцов. Широкую

известность получил былинный рассказ о Князе Владимире » Как во городе

стольнокиевском». На стенах галерей храма Софии Киевской изображен

музыкант со струнным смычковым инструментом в руках в окружении

группы скоморохов, что свидетельствует о невероятно широком

распространении данного вида искусства на территории Киевской Руси.