Мы уже опубликовали на нашем канале несколько материалов по аналитическим обзорам, справкам и памяткам касательно вооруженных сил СССР, созданные перед войной для сведения высшего командования Вермахта, чиновников соответствующих министерств и политического руководства.
Общий вывод по результатам изучения используемых в статьях архивных документов таков: несмотря на тщательную подготовку к вторжению, немецкая разведка предоставила командованию весьма далекие от реальности сведения по боевому потенциалу РККА вообще и советских ВВС в частности.
То, что обычно инкриминируют "сталинскому режиму" современные "рукопожатные" историки или считающие себя историками борзописцы - "всеобщая шпиономания" и соответствующие репрессивные меры - было необходимым условием выживания государства во враждебном окружении. И результаты мы видим по немецким документам - враг не смог собрать необходимую информацию, отчеты немецких специалистов в основном содержат сведения, полученные из открытых источников - с учений, парадов и публикаций в прессе, а также по результатам боев в Испании. Подробней об этом можно прочитать в публикациях:
По данным немецкой разведки... ПВО РККА по состоянию на 1939 год.
Немецкие предвоенные оценки состояния ВВС Красной Армии.
Белоруссия в документах немецких спецслужб 20-х годов. Ставка на националистов.
Немецкая разведка об основных типах советских танков. Памятка 1941 года.
Ранее мы обсуждали материалы 1937-1939 годов, так может быть к 1941 году разведчики Третьего Рейха наверстали упущенное и проникли в пресловутую "военную тайну"?
Теперь на очереди документы февраля 1941 года, до начала войны полгода всего, уже многие образцы вооружения, разработку которых немецкая агентура "проспала" в предшествующий период, поступили или начали поступать в войска. И что же мы видим в документах?
На этот раз будем изучать "Справочник по ВВС, зенитной артиллерии и авиационной промышленности СССР ", обложка которого размещена на заставке - это 1 февраля 1941 года.
Справочник содержит разнообразные сведения об организации Вооруженных сил СССР в мирное время, по военным округам, структуре соединений и частей, о воинских званиях и форме одежды военнослужащих.
Ниже как раз схематическое изображение структуры военных округов.
Таблицу по форме одежды с цветами родов войск читатель может изучить самостоятельно по ссылке в конце статьи - она на двух листах и в формате Дзена будет нечитаема (Лист 58). Мы же приведем для примера таблицу по форме одежды казаков - даже слово "папаха" есть - "Papacha".
От внимания немецкой разведки не ускользнули структурные изменения советских ВВС - переход на полковую структуру и появление авиадивизий вместо бригад. Ниже на схеме как раз структура смешанной авиадивизии.
На иллюстрации внизу приведены условные обозначения - сверху вниз: штаб авиадивизии, бомбардировочный авиаполк, штурмовой авиаполк, истребительный авиаполк, разведывательный авиаполк, авиаполк неизвестного типа, истребительная эскадрилья, эскадрилья неизвестного типа, база (наземные службы).
На первый взгляд, Справочник вполне "на высоте". Но вот мы переходим к образцам авиатехники.
Разведывательные самолеты. Указаны все основные модели - Р-5, Р-6 (к 41 году уже выведенный преимущественно из боевых частей в ГВФ), Р-10, РZ, а также морские МБР.
Обратите внимание на наличие в таблице строки с упоминанием некоего двухмоторного Р-? с неизвестными характеристиками.
Далее рассмотрим бомбардировщики. СБ имел гораздо больше модификаций, чем обозначили немцы, но общая тенденция более менее угадана. Однако, про Пе-2 враг явно не в курсе.
Выше приведен перечень имеющихся в ВВС РККА по данным немецкой разведки бомбардировщиков. Указана возможность использования тяжелых ТБ в качестве транспортных, есть даже ТБ-7, нижняя строка содержит информацию о "ЛБШ" - можно предположить, что имеются в виду работы авиаконструктора Кочергина.
Как видно, нет в таблицах ближнего бомбардировщика и разведчика Су-2, вполне удачного и современного, кстати, самолета. Первый полёт 22 декабря 1939 года совершил и другой современный бомбардировщик СССР - Пе-2, который также оказался неприятным сюрпризом для Люфтваффе и наземных войск Германии - в Справочнике про него нет ни слова.
Уж про само понятие "штурмовик" и говорить нечего. Концепция бронированного самолета "поля боя" в головах высшего командования Вермахта еще до конца не сформировалась, немецкая авиапромышленность делала на эту тему пока только робкие шаги, которые ускорились после начала вторжения в СССР. Тому во многом помогло впечатление от действий советских штурмовиков Ил-2, которые в первые месяцы войны не были пока еще особо успешными, но общую тенденцию явно определили.
С истребителями история у разведки Германии и вовсе печальная, судя по следующей таблице. Ниже будут увеличенные фрагменты, но читать лучше по ссылке в конце статьи.
Ниже мы специально увеличили столбец "Примечания", в котором первые две записи относятся к И-15, а третья - к И-16.
Из пояснений следует, что основная информация по истребителям СССР поступила из Испании, по результатам боев и изучения трофейных образцов техники.
Что имели в виду немцы под обозначением I-15 SA и I-15 SS не вполне ясно. Таких модификаций в СССР не было. Был И-15 бис, который в Испании именовали "Super Chato". Справедливо указан И-153 как результат модернизации И-15, указан двигатель основной массы выпущенных истребителей этого типа - М-62.
Ниже первый столбец той же таблицы с перечислением типов истребителей. Указан даже И-17, никогда не строившийся серийно и закупленный в Америке Р-35 (тоже не выпускался у нас серийно, на вооружение не поступал), но НЕТ никакой информации НИ ОБ ОДНОМ из современных истребителей, разработкой которых занимались практически все конструкторские коллективы в максимальном темпе. Это ЛаГГ-3, МИГ-1, Як-1 - все эти машины начали выпускать еще в довоенный период и они имелись, пусть в небольшом количестве, к началу Великой Отечественной войны в строевых частях.
Всесильная и вездесущая разведка Третьего Рейха НИЧЕГО толком не смогла сообщить командованию вооруженных сил и политическому руководству Германии о наличии в СССР современных и перспективных типов самолетов. То, что не показывали на учениях иностранным атташе, что не воевало в Испании и Финляндии оказалось "за кадром". Остается только сожалеть, что собственные ошибки и недостатки не позволили РККА и нашей стране в целом в полном объеме реализовать то преимущество, которое создали столь ругаемые ныне "органы", обеспечив непреодолимую стену для вражеских шпионов.