Найти тему
Молодость в сапогах

По данным немецкой разведки... Февраль 1941 года - подготовка к нападению на СССР.

Мы уже опубликовали на нашем канале несколько материалов по аналитическим обзорам, справкам и памяткам касательно вооруженных сил СССР, созданные перед войной для сведения высшего командования Вермахта, чиновников соответствующих министерств и политического руководства.

Общий вывод по результатам изучения используемых в статьях архивных документов таков: несмотря на тщательную подготовку к вторжению, немецкая разведка предоставила командованию весьма далекие от реальности сведения по боевому потенциалу РККА вообще и советских ВВС в частности.

То, что обычно инкриминируют "сталинскому режиму" современные "рукопожатные" историки или считающие себя историками борзописцы - "всеобщая шпиономания" и соответствующие репрессивные меры - было необходимым условием выживания государства во враждебном окружении. И результаты мы видим по немецким документам - враг не смог собрать необходимую информацию, отчеты немецких специалистов в основном содержат сведения, полученные из открытых источников - с учений, парадов и публикаций в прессе, а также по результатам боев в Испании. Подробней об этом можно прочитать в публикациях:

По данным немецкой разведки... ПВО РККА по состоянию на 1939 год.

Немецкие предвоенные оценки состояния ВВС Красной Армии.

Вместе с "Бранденбургом". Действия литовских и белорусских националистов в первые дни Великой Отечественной.

Белоруссия в документах немецких спецслужб 20-х годов. Ставка на националистов.

Немецкая разведка об основных типах советских танков. Памятка 1941 года.

Ранее мы обсуждали материалы 1937-1939 годов, так может быть к 1941 году разведчики Третьего Рейха наверстали упущенное и проникли в пресловутую "военную тайну"?

Теперь на очереди документы февраля 1941 года, до начала войны полгода всего, уже многие образцы вооружения, разработку которых немецкая агентура "проспала" в предшествующий период, поступили или начали поступать в войска. И что же мы видим в документах?

На этот раз будем изучать "Справочник по ВВС, зенитной артиллерии и авиационной промышленности СССР ", обложка которого размещена на заставке - это 1 февраля 1941 года.

Справочник содержит разнообразные сведения об организации Вооруженных сил СССР в мирное время, по военным округам, структуре соединений и частей, о воинских званиях и форме одежды военнослужащих.

Ниже как раз схематическое изображение структуры военных округов.

ЦАМО, Фонд 500, Опись 12452, Дело 114. Справочник по ВВС, зенитной артиллерии и авиационной промышленности СССР с приложением карт и схем(тип. изд.), Лист 51.
ЦАМО, Фонд 500, Опись 12452, Дело 114. Справочник по ВВС, зенитной артиллерии и авиационной промышленности СССР с приложением карт и схем(тип. изд.), Лист 51.
Там же, Лист 53. Перечислены звания рядового и сержантского состава в русском варианте произношения и с переводом на немецкий - красноармеец, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант и старшина. Внизу листа аналогичные звания в ВМФ.
Там же, Лист 53. Перечислены звания рядового и сержантского состава в русском варианте произношения и с переводом на немецкий - красноармеец, ефрейтор, младший сержант, сержант, старший сержант и старшина. Внизу листа аналогичные звания в ВМФ.

Таблицу по форме одежды с цветами родов войск читатель может изучить самостоятельно по ссылке в конце статьи - она на двух листах и в формате Дзена будет нечитаема (Лист 58). Мы же приведем для примера таблицу по форме одежды казаков - даже слово "папаха" есть - "Papacha".

-4

От внимания немецкой разведки не ускользнули структурные изменения советских ВВС - переход на полковую структуру и появление авиадивизий вместо бригад. Ниже на схеме как раз структура смешанной авиадивизии.

Структура смешанной авиадивизии. 3-6 авиаполка. Каждый полк состоит из 4 эскадрилий.
Структура смешанной авиадивизии. 3-6 авиаполка. Каждый полк состоит из 4 эскадрилий.
В Справочнике есть информация по структуре ВВС в различных округах.
В Справочнике есть информация по структуре ВВС в различных округах.

На иллюстрации внизу приведены условные обозначения - сверху вниз: штаб авиадивизии, бомбардировочный авиаполк, штурмовой авиаполк, истребительный авиаполк, разведывательный авиаполк, авиаполк неизвестного типа, истребительная эскадрилья, эскадрилья неизвестного типа, база (наземные службы).

-7

На первый взгляд, Справочник вполне "на высоте". Но вот мы переходим к образцам авиатехники.

Разведывательные самолеты. Указаны все основные модели - Р-5, Р-6 (к 41 году уже выведенный преимущественно из боевых частей в ГВФ), Р-10, РZ, а также морские МБР.

Там же, лист 75.
Там же, лист 75.

Обратите внимание на наличие в таблице строки с упоминанием некоего двухмоторного Р-? с неизвестными характеристиками.

Увеличенный фрагмент таблицы.
Увеличенный фрагмент таблицы.

Далее рассмотрим бомбардировщики. СБ имел гораздо больше модификаций, чем обозначили немцы, но общая тенденция более менее угадана. Однако, про Пе-2 враг явно не в курсе.

Там же, лист 77. Увеличить больше нет возможности, читайте оригиналы по ссылке в конце статьи.
Там же, лист 77. Увеличить больше нет возможности, читайте оригиналы по ссылке в конце статьи.

Выше приведен перечень имеющихся в ВВС РККА по данным немецкой разведки бомбардировщиков. Указана возможность использования тяжелых ТБ в качестве транспортных, есть даже ТБ-7, нижняя строка содержит информацию о "ЛБШ" - можно предположить, что имеются в виду работы авиаконструктора Кочергина.

ЛБШ Кочергина. В серию не пошел. Разрабатывался на основе также неудачного скоростного разведчика Р-9.
ЛБШ Кочергина. В серию не пошел. Разрабатывался на основе также неудачного скоростного разведчика Р-9.

Как видно, нет в таблицах ближнего бомбардировщика и разведчика Су-2, вполне удачного и современного, кстати, самолета. Первый полёт 22 декабря 1939 года совершил и другой современный бомбардировщик СССР - Пе-2, который также оказался неприятным сюрпризом для Люфтваффе и наземных войск Германии - в Справочнике про него нет ни слова.

-12
Увеличенный фрагмент таблицы "Примечания". Указаны разные варианты СБ с разными моторами, Отмечено их применение в Испании. Сообщается, что ТБ-2 устарел и используется только как транспортный.  Возможность использования в качестве транспортного указана и для других ТБ.
Увеличенный фрагмент таблицы "Примечания". Указаны разные варианты СБ с разными моторами, Отмечено их применение в Испании. Сообщается, что ТБ-2 устарел и используется только как транспортный. Возможность использования в качестве транспортного указана и для других ТБ.

Уж про само понятие "штурмовик" и говорить нечего. Концепция бронированного самолета "поля боя" в головах высшего командования Вермахта еще до конца не сформировалась, немецкая авиапромышленность делала на эту тему пока только робкие шаги, которые ускорились после начала вторжения в СССР. Тому во многом помогло впечатление от действий советских штурмовиков Ил-2, которые в первые месяцы войны не были пока еще особо успешными, но общую тенденцию явно определили.

Немецкий двухмоторный бронированный штурмовик Hs 129 начали разрабатывать еще в 1939 году, первые самолеты этого типа оказались весьма неудачными, но начало боевых действий на Восточном фронте подстегнула разработку - в результате появилась модификация "В".
Немецкий двухмоторный бронированный штурмовик Hs 129 начали разрабатывать еще в 1939 году, первые самолеты этого типа оказались весьма неудачными, но начало боевых действий на Восточном фронте подстегнула разработку - в результате появилась модификация "В".

С истребителями история у разведки Германии и вовсе печальная, судя по следующей таблице. Ниже будут увеличенные фрагменты, но читать лучше по ссылке в конце статьи.

Там же, Лист 76.
Там же, Лист 76.

Ниже мы специально увеличили столбец "Примечания", в котором первые две записи относятся к И-15, а третья - к И-16.

-16

Из пояснений следует, что основная информация по истребителям СССР поступила из Испании, по результатам боев и изучения трофейных образцов техники.

Что имели в виду немцы под обозначением I-15 SA и I-15 SS не вполне ясно. Таких модификаций в СССР не было. Был И-15 бис, который в Испании именовали "Super Chato". Справедливо указан И-153 как результат модернизации И-15, указан двигатель основной массы выпущенных истребителей этого типа - М-62.

Ниже первый столбец той же таблицы с перечислением типов истребителей. Указан даже И-17, никогда не строившийся серийно и закупленный в Америке Р-35 (тоже не выпускался у нас серийно, на вооружение не поступал), но НЕТ никакой информации НИ ОБ ОДНОМ из современных истребителей, разработкой которых занимались практически все конструкторские коллективы в максимальном темпе. Это ЛаГГ-3, МИГ-1, Як-1 - все эти машины начали выпускать еще в довоенный период и они имелись, пусть в небольшом количестве, к началу Великой Отечественной войны в строевых частях.

-17

Всесильная и вездесущая разведка Третьего Рейха НИЧЕГО толком не смогла сообщить командованию вооруженных сил и политическому руководству Германии о наличии в СССР современных и перспективных типов самолетов. То, что не показывали на учениях иностранным атташе, что не воевало в Испании и Финляндии оказалось "за кадром". Остается только сожалеть, что собственные ошибки и недостатки не позволили РККА и нашей стране в целом в полном объеме реализовать то преимущество, которое создали столь ругаемые ныне "органы", обеспечив непреодолимую стену для вражеских шпионов.

Дело 114. Справочник по ВВС, зенитной артиллерии и авиационной промышленности СССР с приложением карт и схем(тип. изд.).