«и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасётся.» (Мф. 24: 12-13).
Одним из признаков последних времён, названных Господом, является охлаждение любви по причине умножения беззаконий. То есть тот огонь любви, который принёс на землю Господь, духовной любви, которая есть плод Святого Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.» (Гал. 5: 22-23), всё больше угасает в людях. Причина же охлаждения любви в умножении беззаконий, в том, что люди более стали любить грех, чем Бога. «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.» (2-е Тим. 3: 1-5). В наше время действительно люди стали более сластолюбивы, чем боголюбивы. Об этом говорят и пророчества святых отцов, что люди в последние времена будут любить комфорт и искать его, искать материальных, земных благ больше чем Бога. Любовь к Богу и людям жертвенна, человек делает что-то ради любимых. Помогает им, уступает им, делает что-то ради них, жертвуя своим временем, интересами и т.д., а в некоторых случаях даже жизнью. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Ин. 15: 13). Люди, любящие Бога, стремятся к праведности, к исполнению Его заповедей, которые несут свет, любовь и добро, призывают к любви к ближним, Господь Сам отдал Свою жизнь за людей. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.» (Ин. 14: 21). Когда же человек любит грех, то он любит только себя, это ведёт к эгоизму, гордости, себялюбию, человек стремиться угождать только себе и своим желаниям, не думая о других людях. «Охлаждение любви — следствие умножения беззакония. Оно ведет к себялюбию, оно разрывает и рассекает тело, ослабляет и разрушает его.» Святитель Иоанн Златоуст. Бог есть любовь, свет и Солнце правды, в свете которого всё видно. Тогда сатана, что означает «противник», напротив, олицетворяет холод, тьму, ложь и ненависть. В книге пророка Даниила антихрист, через которого сатана будет править миром, называется царём северным: «И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится.» (Дан. 11: 36). «Под конец же времени сразится с ним царь южный, и царь северный устремится, как буря, на него с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями, и нападёт на области, наводнит их, и пройдет через них.» (Дан. 11: 40); «и раскинет он царские шатры свои между морем и горою преславного святилища; но придёт к своему концу, и никто не поможет ему.» (Дан. 11: 45).
Всё больше миром правит гордость и сребролюбие. Всё больше этим страстям стали подвластны люди. Одно дело, когда в обществе отдельные люди грешат, но в целом грех осуждается обществом. И совсем другое дело, когда грех становится нормой в обществе, что можно наблюдать в наше время. Страсть к обогащению широко распространена в современном обществе и тем опасна, что многие не воспринимают любовь к деньгам, стремление к обогащению, как зло, а, напротив, воспринимают как благо. Многие даже ставят своей целью жизни разбогатеть и думают, что в этом и заключается счастье, так как, обладая деньгами, можно пользоваться всеми плотскими развлечениями, которые предлагает этот мир, жить в комфорте. Но в наше время деньги стали неким «идолом», и стремление к богатству, успеху ставится часто на первое место. Многие развивают у своих детей стремление стать миллионерами. Также многие стремятся к человеческой славе, комфортной жизни, разным удовольствиям. Всё это активно насаждается в рекламе, через телевидение, журналы, радио в обществе. Чему учатся дети, будущие поколения? Существуют герои нашего времени: для мальчиков – миллионер, для девочек - модель. В Средние века, конечно тоже были грехи среди людей, например, блудные грехи, но они осуждались обществом, которое находилось под властью Церкви. Сейчас же многие грехи не осуждаются, а в обществе – это считается нормой, например, такие грехи, как внебрачные связи, аборты и др. Даже наоборот, это бывает одобряется, а вот, над теми, кто ведёт благочестивый образ жизни часто смеются и считают странными. Свободное время люди в основном проводят в суетных разговорах, развлечениях, часто греховных. «Суeтная глагола кийждо ко искреннему своему, устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая.» (Псалом 11: 2). Люди забыли о Боге и Его заповедях. Всё больше среди людей можно встретить не любовь, а холодный расчёт, озлобленность, эгоизм, предательство. Если Святой Дух в людях творил такие чудеса во времена первых веков христианства, то в наше время в людях всё меньше живёт Святой Дух, а больше живёт дух мира сего, который порождает гордость, зависть, уныние, озлобленность и др. грехи. Это отражается и на Церкви, в том числе. Если раньше, особенно в первые века христианства, верующие пребывали вместе, вместе молились, поучались в Слове: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее.» (Деян. 4: 32), то сейчас существует разобщённость между людьми, как верующими, так и людьми мира сего. Всё это говорит об охлаждении любви. «Вследствие охлаждения любви, мы отделяемся друг от друга без причины. Тогда верующие так жили в каждой Церкви, как живут между собою люди, обитающие в одном доме, которые подвластны одному отцу и участвуют в одной трапезе. Поэтому, какое несчастье составляло для каждого удаление от такой великой любви? А теперь это не кажется чем-либо важным, потому что мы не считаем чем-либо важным и того, когда мы находимся во взаимном общении. Что прежде считалось в ряду наказаний, то ныне, вследствие охлаждения любви, случается и помимо наказания, и мы отделяемся друг от друга без причины, из равнодушия.» Святитель Иоанн Златоуст. И если свт. Иоанн Златоуст жил в IV-V вв., и уже говорит об охлаждении любви, то насколько больше оно сейчас? Но если в обществе грех становится нормой, то закон Божий не меняется, он всё тот же. «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же.» (Евр. 13: 8). Людям нужно жить по закону Божиему, закону любви, чтобы иметь жизнь. Это касается, как отдельного человека, так и всего общества в целом. «Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу» (Псалом 10: 5). В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я и изменятся. Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют.» (Псалом 101: 25-27).
Когда грех становится нормой в обществе, в цивилизации – то цивилизация погибает. Эти примеры есть в истории человечества. Например, во времена Ноя, до всемирного потопа, Библия сообщает нам о нравственном падении человечества в эти времена: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время.» (Быт. 6: 5). Дальнейшие события, к чему это всё привело, описаны в книге Бытия. На землю пришёл потоп и погубил всё живое, кроме праведного Ноя, который оказался непорочен перед Богом, его семьи и животных, которых он взял в ковчег. (См. Бытие 6-8 главы). Следующий пример, это Содом и Гоморра. В Содоме тоже был грех нормой: «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма.» (Быт. 18: 20). Праведным был в Содоме один Лот, который отличался от остальных жителей. Он принял к себе Ангелов, пришедших в город. Все остальные жители Содома, как повествует нам Библия, собрались к его крыльцу и требовали, чтобы он вывел им их. «Ещё не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом.» (Быт. 19: 4). Лот не вывел своих гостей к ним, защитил их, за что подвергся угрозам остальных жителей города. (см. Быт. 19). Господь решил истребить Содом, а Лота, который был праведен перед Очами Божиими, Господь вывел из Содома: «Солнце взошло над землею, и Лот пришёл в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли.» (Быт. 19: 23-25). Пал Вавилон, который был могущественным государством древнего мира, но также предавался разврату, роскоши, чародействам, притеснению других народов: «Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев, и вперёд не будут называть тебя нежною и роскошною.» (Исаия 47: 1). Пала Римская Империя, народ которой предавался чревоугодию, разврату и зрелищам. Её место заняли христианские европейские государства и Византия, также христианская. В Священном Писании говорится в чём был главный грех Содома: «Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей, и дочерей её: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала.» (Иез. 16: 49). В наше время эти грехи также очень распространены. В людях всё больше проявляется корысть, что тоже является признаком охлаждения любви. Бескорыстной помощи всё меньше можно видеть среди людей. То, что охлаждается любовь, всё меньше в людях живёт Святой Дух, приводит их к унынию, страхам, учащаются случаи самоубийств. «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются» (Лк. 21: 25-26). Также ещё характерной чертой нашего времени является ропот, недовольство людей, при том, что нет голода, нет недостатков в продуктах, но нам всего мало. Об этом пишет святой Нил Мироточивый: «Люди же, чем больше будут на них находить бедствия, тем больше будут возделывать зла, вместо того, чтобы каяться, будут озлобляться на Бога.».
Все бедствия, которые попущены Богом за отступление от веры и грехи, попущены Им с целью привести людей к покаянию. Только покаяние может отвратить беду от человечества. Покаяние может изменить даже приговор Бога, как в случае с Ниневией. Господь послал пророка Иону проповедовать Ниневии и сказать, что еще сорок дней и Ниневия будет разрушена. «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, и он встал с престола своего, и снял с себя царское облачение своё, и оделся во вретище, и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его: «чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.» (Иона 3: 5-8). И Бог отвратил бедствие от Ниневии: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навёл.» (Иона 3: 10). Вот как обращение к Богу, покаяние, обращение от зла к добру может изменить всё, как в жизни отдельного человека, так страны, или человечества в целом.
«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.» (Исаия 1: 16-20).
«Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им.» (Втор. 30: 19-20).