При принятии решения о внедрении CRM одним из основных факторов является стоимость внедрения. В данной статье мы рассмотрим из чего она складывается, какие дополнительные расходы может понести компания и сравним цены на популярные CRM.
Из чего складывается стоимость?
Стоимость самой CRM-системы.
Цены на CRM от разных разработчиков отличаются. Они зависят от вида CRM, предлагаемого функционала и количества пользователей.
Облачные решения предоставляются клиенту по подписке, при этом сервер находится у разработчика программного обеспечения. Чтобы использовать облачную CRM необходимо наличие компьютера (смартфона) и интернета. Взаимодействие с такими CRM осуществляется с помощью браузера. Некоторые разработчики выпускают специальные приложения для работы с облачными CRM, чтобы ускорить загрузку данных и упростить порядок взаимодействия с системой.
Облачные версии CRM подходят:
- малому и среднему бизнесу,
- онлайн бизнесу,
- организациям, сотрудники которых большую часть времени находятся вне офиса/на выезде.
- организациям, у которых нет необходимого технического оборудования, IT отдела или технических специалистов.
Коробочные версии CRM представляют собой программное обеспечение, устанавливаемое на сервер клиента. Важное отличие коробочной CRM в том, что при возникновении ошибок в работе программного обеспечения, разработчик не сможет о них узнать и их исправить, так как не имеет доступа к ПО. В этом случае клиенту придется либо обращаться к разработчику, что отнимает время и тормозит работу, либо платить за постоянное техническое облуживание.
Коробочные версии CRM подходят:
- крупному бизнесу,
- организациям, которые хотят максимально точно и полно настроить нестандартные бизнес-процессы в CRM,
- организациям, которым не разрешено хранить данные на других серверах в сети,
- особо крупным предприятиям, для которых требуется разработка нового корпоративного решения.
Функционал CRM от разных разработчиков отличается. Мы выделили минимальный набор функций, который присутствует у большинства предлагаемых CRM-систем:
- настройка полей в карточках контактов и сделок,
- воронка продаж,
- задачи и контроль их выполнения,
- чат и обмен документами,
- возможность интеграции с почтой, телефонией, мессенджерами,
- настройка прав сотрудников,
- техподдержка.
Чем больше клиенту требуется функций, тем выше стоимость тарифа облачной CRM. С коробочными версиями ситуация немного иная. Функционал отличается не так сильно, основное отличие в количестве пользователей.
Цены на самые популярные CRM
Некоторые разработчики предоставляют доступ к CRM с ограниченным функционалом или ограниченным временем бесплатно.
Демоверсию (возможность использовать весь функционал ограниченное время) сроком 14 дней предоставляют amoCRM, Мегаплан, МойСклад, RetailCRM. Сроком 30 дней – Битрикс24.
Бесплатные тарифы с минимальным функционалом на неограниченное время есть у Битрикс24, МойСклад и RetailCRM.
Стоимость внедрения и настройки CRM.
Минимальная цена внедрения любого программного обеспечения – 0 рублей, при условии, что клиент будет внедрять ПО самостоятельно. Если же для внедрения клиент приглашает стороннего специалиста или организацию, то стоимость будет зависеть от сложности внедрения, вида CRM (облачная или коробочная), а также от компании, оказывающей услуги по внедрению.
Если внедрением будет заниматься фрилансер, то цены таких специалистов начинаются от 5 000 рублей за базовую настройку облачной версии CRM.
Цены на внедрение от IT студий и веб-разработчиков начинаются от 20 000 рублей. Около 70% партнеров вендоров оказывают услуги по базовому внедрению за 30 000 рублей.
При настройке коробочной версии цены могут достигать нескольких миллионов.
Стоимость обучения сотрудников и руководителей.
Если внедрением CRM занимался приглашенный специалист или организация, то скорее всего обучение сотрудников будет входить в стоимость внедрения. Если же по каким-то причинам обучение не проводилось или требуется дополнительно, то это обойдется сравнительно недорого. От 10 000 рублей за всю программу обучения или от 1 500 рублей при почасовой оплате.
Дополнительные расходы.
Помимо очевидных затрат на внедрение CRM, могут появиться дополнительные траты в процессе использования системы. Например:
- техническая или консалтинговая поддержка,
- изменение функционала, доработки,
- интеграция с другими сервисами,
- приобретение дополнительного ПО и приложений внутри CRM,
- расширение дискового пространства,
- доплата при выходе за пределы установленных тарифом значений для какой-либо функции (например, превышение количества возможных воронок продаж).
При планировании бюджета на внедрение CRM-системы стоит учитывать, что около 40% компаний обращаются за доработками в течении трех месяцев после внедрения. Необходимость внесения изменений или увеличения функций появляется тогда, когда компания начинает активно использовать CRM. Только спустя некоторое время становится понятно, как лучше всего настроить систему под свой бизнес, под потребности и задачи менеджеров и руководителей, каких функций сотрудникам не хватает, а какие не нужны.
При внедрении облачной версии CRM, мы рекомендуем сделать сначала базовое внедрение одного из младших (недорогих) тарифов и настроить основные функции, какое-то время использовать систему, и в процессе использования выявить потребность в расширении функционала. Произвести смену тарифа на более подходящий, доработать необходимые функции. Таким образом, внедрение CRM будет происходить поэтапно и более органично, а риск лишних затрат будет значительно меньше.