В школе учат историю по прилизанным фактам. Современные дети не понимают, зачем её учить. Да и взрослые зачастую не все её помнят со школьной скамьи.
У моего мужа одно из образований историческое. Но как он рассказывает историю — я и дети готовы слушать часами. Все исторические моменты обретают новый смысл и понимание, почему произошло это событие и могло или не могло быть иначе.
Глупо учить историю строго по датам и запоминая древа всех королей. История подчиняется своим внутренним, далеко не очевидным законам, и всегда результат устремления миллионов людей, действующих из их обстоятельств. Как в известной фразе, ставшей поговоркой:
В качестве довода, подтверждающего логику обстоятельств как основу истории, муж часто приводит диалог из романа «Мастера и Маргарита» Булгакова — Разговор на Патриарших:
— Ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
— Сам человек и управляет.
Мало того, что «человек внезапно смертен» и «логика обстоятельств всегда сильнее», так ещё и события вечно разворачиваются таким образом, что всегда находятся персонажи, которые действуют так, будто они «бессмертные», и напрочь отказываются понимать логику обстоятельств.
Перечень бесспорно заслуживших «премию Дарвина» просто огромен.
Но об этом не принято писать в учебниках истории. Что логично. Учебники на то и учебники, чтоб формировать у учащихся положительное восприятие истории.
Собственно, потому и история не столько перечень фактов или перечень исторических личностей и их деяний, сколько неизменная и неумолимая логика обстоятельств и намерений личностей. И за прошедшие тысячелетия мало что изменилось.
Эти структуры вовсе не сменяют одна другую, как пишут нам учебники в школах. Скорее, они перерождаются одна в другую, постоянно присутствуют одна в другой. И лишь иногда какая-то из них начинает — на какое-то время — доминировать, перекраивая общество под свои лекала.
Как правило, такое лидерство бывает недолгим, исторический процесс, как логика обстоятельств, обязательно корректирует события. И только знание истории позволят узнавать старых знакомых в новых нарядах и понимать эту самую неумолимую логику обстоятельств.
Чтобы почаще возникало чувство исторического дежавю, и можно было воскликнуть: «Маска, я тебя знаю!». Видеть систему и не совершать явную лажу, иметь адекватные намерения.
В своё время меня потрясли книги Андре Моруа. Он вообще специфический автор. В его книгах много не детского. Но, читая его, я выяснила любопытный факт — практически все короли и королевы Европы в сухом остатке были нищими. Они занимали деньги у ростовщиков. Брали украшения на прокат. И с тех времён ведь мало что изменилось.
Хочешь быть круче — должен сфотографироваться с крутой тачкой. Как было тысячи лет тому назад, так и сегодня в основе человеческого поведения всё тот же экономический прагматизм, желание социальной реализации и банальная некомпетентность и глупость.
Зачастую, чтобы понять историю, не требуется искать скрытый план и смысл, достаточно банальной глупости. Так что историю нужно знать и учить хотя бы для того, чтобы не совершать эпическую лажу. И чтобы наши намерения почаще совпадали с логикой обстоятельств.
Не пропустите новости об образовании, подписывайтесь на наш канал!
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Автор: Екатерина Лесникова, 3d artist, мама двух девочек на СО
Читайте другие статьи автора:
Школьный опыт младшей хочется стереть из памяти
Красивый почерк. Личный опыт
Как организовать день на семейном обучении, если мама работает
Смотрите, чем интересуется дочка автора: