Одна из правительниц государства российского, царствование которой описывается только самыми мрачными тонами – это племянница первого российского императора, основателя нашего города Петра I — Анна Иоанновна. У неё не было, конечно, мощной энергетики, железной воли и целеустремлённости её великого дяди, хитрости, ума, образованности и замечательных пиарщиков как у Екатерины II. Но Российская империя при ней не падала в бездну, как сообщают некоторые историки. Немецкое засилье не было фатальным, все немцы, входившие в её ближний круг, были приняты на службу ещё Петром I. Просто с годами они подросли в чинах, что естественно для любого служивого человека, да и не представляли они сплочённой касты. В правящих кругах империи было подавляющее большинство представителей родовитых русских семейств, они с “немчурой” охотно вступали альянсы, грызясь за место у трона. И главный упрёк моралистов- Бирон, ну а что Бирон, у многих монархов эпохи абсолютизма были фавориты, да и влиятельность его сильно преувеличена, что подтверждается документами. «Слово и дело государевы “ конечно , сказывались , но архивы говорят ,что не больше, чем при ПетреI.Так что, если отставить все мифы и посмотреть нейтральным взглядом, то можно увидеть не блистательную, но вполне уверенную, стабильно идущую курсом намеченным ее великим дядей императрицу.
У брата Петра I Ивана, скончавшегося в 1698 году ,было три дочери: Екатерина ,Анна и Прасковья. Екатерина — Свет-Катюшка, как её называли в семье, — для всех была любимицей: и для матери, и для дяди, Петра Великого. была она хорошенькая, весёлая. Младшая дочка, Прасковья, много болела, и мать её жалела. А вот средняя, упрямая и замкнутая Анна, была нелюбимой. Никто ее не любил. После смерти Ивана, его вдова и дочери из Кремля переселились в село Измайлово. В период пребывания вдовствующей царицы Прасковьи Фёдоровны Измайлово оставалось островком старой России, которого не затронули бурные преобразования царя Петра I. Двор вдовствующей царицы составляли две с половиной сотни стольников штат Царицыной и царевниных комнат, десятки слуг, мамок, нянек и приживалок. С ранних лет царевнам преподавали азбуку, арифметику, географию, танцы, французский и немецкий языки. Жизнь у них текла своим размеренным чередом. Современники описывали их бытие как рай земной. После Полтавской виктории Пётр их вызвал в новую столицу.
В октябре 1710 года семнадцатилетнюю Анну выдали замуж за герцога Фридриха Вильгельма Курляндского. Курляндия — крохотная страна, но занимала важное стратегическое расположение для России в войне со Швецией. Брак был чисто политическим. Породниться с герцогом Курляндским Пётр хотел, но отдал ему наименее любимую из своих племянниц — Анну. Это был первый брак русской царевны с иноземным принцем — первый за много веков! Пётр хотел отпраздновать свадьбу со всей возможной роскошью. Свадьба длилась два дня. После свадьбы молодые предавались всевозможным увеселениям, ещё два месяца и, наконец, в январе 1711 года отбыли в Курляндию. И тут случилось страшное: 9 января в сорока верстах от Петербурга герцог Фридрих-Вильгельм Курляндский неожиданно скончался.
Потеряв мужа, Анна Иоанновна вернулась в Петербург, но в 1712 году Петр I выслал ее обратно в столицу Курляндии Митаву. Здесь в почти полном одиночестве и нищете провела она целых 13 лет. Лишь однажды Анне блеснул лучик надежды на иной удел в образе нового жениха — Морица Саксонского, но не судьба! Единственной поддержкой и утехой для Анны стал её “сердечный друг” -курляндский дворянин Эрнст Иоганн Бирон.
И вот 37 летней вдовой герцогине улыбнулась судьба :19 января 1730 в Москве внезапно скончался юный Пётр II. Императрица Екатерина I, передавая трон малолетнему Петру Алексеевичу, предусмотрела возможность смерти императора до достижения совершеннолетия. В этом случае трон должен быть передан потомству старшей дочери Петра I Анны. Но в январскую ночь 1730 года, совет, состоявший из представителей старых дворянских семей, решил забыть про завещание какой-то «лифляндской портомои». Князь Дмитрий Голицын предлагает обратить внимание на линию потомков царя Иоанна V – пусть и по женской линии. Наиболее подходящей кандидатурой оказалась герцогиня Курляндская Анна Иоанновна: «она рождена среди нас и от русской матери, в старой хорошей семье» -был довод Долгоруких. Трон передавался племяннице великого Петра, но власть её была сильно ограничена специальными “кондициями”. Анна должна была «царствовать, но не править – ни одного сколько ни будь серьёзного решения самостоятельно она принять не могла. Вся власть должна была принадлежать Верховному Совету. Она не раздумывая согласилась.
По приезду в Москву Анна уловила настроение большинства дворянства- оно испытывало неприязнь к аристократам-членам совета. Но самое главное было настроение гвардии, которая с восторгом приняла ее. И она разорвала кондиции, продолжив традицию российского самовластия. 28 апреля 1730 года дочь Иоанна V была коронована в Успенском соборе Кремля. Началось десятилетие ее правление .
Оно было отмечено определенными успехами в строительстве государства, выигранными войнами и важными преобразованиями – судебной системы, сената, удачной оптимизацией государственных учреждений. Сокращены были налоги. В общем, внутренняя и внешняя политика России времён Анны Иоанновны в целом была направлена на продолжение линии Петра I. Царствование Анны Иоанновны отмечено подъемом российской промышленности, прежде всего металлургической, вышедшей на первое место в мире по производству чугуна. Со второй половины 1730-х годов началась постепенная передача казённых предприятий в частные руки, это стимулировало частное предпринимательство.
Уже при Петре I темпы строительства флота замедлились, а в период с 1727 по 1730 годы не было заложено ни одного корабля. К изумлению, многих, Анна Иоанновна с невиданным радением берётся за восстановление флота. Через два месяца после коронации издаётся фундаментальный указ за подписью императрицы «О содержании галерного и корабельного флотов по регламентам и уставам». По ее прямому приказу с 1731 года возобновляются боевые учения на Балтике, на верфях Адмиралтейства закладывается первый заложенный после смерти Петра линейный корабль «Слава России», темпы строительства флота возрастают. Во времена Анны Иоанновны создаётся официальная военно-морская доктрина России ,на которой базировалось развитие флота в 18 веке.
Она вдыхает новую жизнь в еще одно детище Петра –Санкт-Петербург. При Петре II двор перебрался в Москву новая столица начала приходить в запустение, полностью прекратилось строительство, здания с «образцовыми фасадами» внутри были холодны и пусты. И при Петре I Петербург не пользовался популярностью у знати – от родовых имений далеко, климат премерзкий,охота хуже. Анна Иоанновна после воцарения поселилась в родном Измайлово . Создавалось впечатление, что императрица решила остаться здесь навсегда, в привычном и уютном доме матери. Милая боярскому сердцу картина. Вот оно счастье, нет его слаще!
Через две недели, ко всеобщему изумлению, Анна объявляет о возвращении столицы в Петербург и вскоре наказывает архитектору Доменико Трезини убыть в дядюшкин «парадиз» и привести город в порядок – многие здания пострадали от наводнений. Трезини был обязан достроить Двенадцать коллегий и министерства-коллегии переехали в новый здание уже в 1733 году. К 1732 году Трезини подготовил город к приезду Анны Иоанновны, двор с пышностью и помпой вернулся в Северную столицу. Царица продолжает строительство Санкт Петербурга: закончен главный архитектурный шедевр петровского времени – Петропавловский собор, здание Кунсткамеры. После разрушительных пожаров 1736-37 годов была учреждена “ Комиссия о Санкт Петербургском строении «которая разработала новый план города. Главным архитектором комиссии стал П.М. Еропкин. Комиссия выделила пять частей города и проводила единую градостроительную политику, составив проекты планировки районов. Были закреплены три главных луча-проспекта, сходящихся на шпиле Адмиралтейства. Привели в порядок “Невскую першпективу”.
Что же касается интеллектуального облика царицы, то она была классической барыней помещицей. Подолгу сидела и глядела в окошко, любила быть в курсе всех сплетен. Очень интересовалась личной жизнью подданных, собирала вокруг себя много шутов и болтушек, которые потешали её. Проводила много времени в праздных придворных развлечениях среди шутов, лилипутов, блаженных, гадалок, старух-приживалок. Перед сном слушала сказки о разбойниках. Двор любил веселье, потехи, праздники. По ее приказаниям отыскивали повсюду охочих до болтовни баб, которые умели придумывать и рассказывать страшные истории. Наверное, среди них и родилась легенда о появлении двойника императрицы перед её смертью. Легенда гласит, что в ночи караульные увидели в тронной зале ходящую туда-сюда Анну Иоанновну. Облик императрицы показался странным гвардейцам. Они доложили Бирону. „Не может быть, — сказал герцог, — я сейчас от императрицы, она ушла в спальню ложиться “. „Взгляните сами: она в тронной зале». Герцог поспешил туда и увидел то же ,что и караульные . Бирон не знал, как реагировать! Что это обман, интрига, заговор ? Он поспешил в спальню к императрице и уговорил её выйти. Они увидели в зале женщину удивительно похожую на императрицу! “Уйди предерзкая!”- воскликнула Анна Иоанновна .Двойник стал пятиться и исчез в воздухе .Испуганная Анна Иоанновна обернувшись к Бирону, сказала: „Это моя смерть! “Затем поклонилась замершим солдатам и ушла к себе. Через день императрица скончалась.
Как относится к этой легенде –каждый решает сам. Историческим фактом является лишь то , что 5 октября 1740 года ,за обедом с Анна Иоанновна упала без чувств. Потом припадок повторился. Императрица сделала распоряжение о наследовании после неё трона малолетним Иоанном Антоновичем и регентстве Бирона. В 9 часов вечера 17 октября 1740 года Анна Иоанновна скончалась на 48-м году жизни.