Найти тему

Как сделать так, чтобы ребёнок с нарушениями развития включался в игру и не тормозил при общении с нормой?

Оглавление

Диалог строится не только на речи и желании ребенка пообщаться. Он строится, прежде всего, на умении ребенка быстро переработать услышанную информацию и сформулировать адекватный ответ.

Именно это умение быстро оперировать информацией часто оказывается недоступно детям с ЗПР, тяжелыми нарушениями речи и аутистам. Поэтому на площадках вы можете видеть картину, как другой мальчик/девочка подошли познакомиться, спрашивают, казалось бы, рядовые вопросы про возраст, как зовут и прочее, но ваш ребёнок только глупо улыбается в ответ и максимум сообразит ответить на пару вопросов, и то с опозданием.

Игру ему тем более с нормой не сложить: норма быстро тараторит, устанавливает правила, делится на группы и мгновенно отвечает. Наши особые товарищи от такого обилия информации повисают и выдают "ошибку сервера". В итоге вся их игра и "социализация" превращается в какую-то фикцию на периферии. Ну стоят они где-то рядом, смотря на то, как играют другие, и на этом всё.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

У Лёвы тоже такое было и это расстраивало. Я-то ожидала, что как только он заговорит, так сразу всё рассосётся. Увы, и тут пришлось помогать. Сейчас не всё идеально, но на площадке мой ребёнок спокойно общается со сверстниками (нормой), играет с ними и практически ничем не выделяется на фоне остальных. Ниже делюсь своими наблюдениями о том, что помогло расшевелить обороты обработки информации. Может и вам поможет.

Пересказ текста

Да, я знаю, что это ОЧЕНЬ сложно для таких детей. У меня у самой такой ребенок. Прочтет короткий текст, в котором и запоминать нечего, но... слышно не пересказ, а как у него в голове свистит ветер.

Но я приметила, что сын не может пересказать 3-4 простых предложения, зато легко обрабатывает одно. Поэтому мы спустились на уровень текстов с 1-2 предложениями (без сложных оборотов и всяких "красот русского языка") и с ним наращивали умение усваивать более-менее большой объем информации и как-то выдавать его обратно. Сейчас Лёва может без особых проблем пересказать 8-10 прочитанных предложений.

В другом материале я уже советовала книжку, где вы можете найти тексты для таких тренировок - это серия "Читаю сам" Корсунской. Не применю возможностью посоветовать её и здесь - в ней как раз короткие, простые тексты.

Кроме самостоятельного чтения ребенка, неплохо, если будете читать и вы сами, а потом попросите малыша пересказать то, что он услышал. Для диалогов это даже ещё лучше потому, что малышу придётся обрабатывать информацию на ходу.

Знаю, что для детей с серьёзными нарушениями такие пересказы весьма сложная задача, поэтому на начальных этапах рекомендую пользоваться шпаргалкой - мнемотехникой:

фото из открытых источников
фото из открытых источников

При помощи картинок-подсказок детям легче вспомнить что за чем идёт и сформулировать свою мысль. Постепенно картинок становится всё меньше, пока они совсем не убираются.

Расширение объема эхоической памяти

Я много о ней писала здесь и здесь, поэтому в этом материале кратко повторю, что эхо-память нужна, чтобы ребенок мог на короткое время удерживать в памяти то, что он услышал пару секунд назад. Если он сможет это делать, то сможет и адекватно отвечать другим людям.

Вы можете проверить состояние эхоической памяти. Если ребёнок старше 5 лет и может говорить, попросите его запомнить и воспроизвести 5 слов ровно в том же порядке, что вы сказали. Проведите несколько таких тестов (3-5 раз), чтобы точно убедиться, что малыш не просто отвлекся, а действительно не может запомнить нужный объём. Если с эхо-памятью не очень, её обязательно нужно тренировать.

Задания на рассуждения

Рассуждения шевелят мозги, учат делать выводы и ускоряют мышление. Сыну из-за проблем с речью эти задания даются непросто. Ему задаешь вопрос, а он прям на ходу начинает зевать от перенапряжения и укладываться на стол. Я не в восторге от его реакции, но все равно практикуем на регулярной основе - определённые подвижки уже есть, да и по опыту точно знаю, что со временем станет лучше.

Что вы можете использовать? Любые вопросы в духе почему, зачем, что будет если, придумки причины. Примеры:

"Почему из стакана вылилась воды?" Варианты ответов: стакан разбился, его толкнули, перелили воды - чем больше, тем лучше.

"Зачем нужны деньги?" - чтобы покупать себе конфеты, купить маме подарок - тоже что угодно в каком угодно количестве.

"Что ты будешь делать, если начнется пожар?" - вот такое полезно задавать не только для диалогов и "подумать", но и для отработки понимания ребенком, как ему нужно действовать в сложных ситуациях.

Придумки причины - это задачи с гипотетической ситуацией типа "Вася заплакал потому, что..." - надо придумать хотя бы пару причин расстройства Васи. Такие задания, если в них включена эмоциональная составляющая, как "заплакал", "удивился", "разозлился" и прочее, очень полезны для детей с аутизмом потому, что заставляют их смотреть на ситуацию с разных сторон и включать эмпатию, с которой они обычно не в ладах.

Убедитесь, что ребенок понимает вопросы и знает как на них отвечать

Мой не знал, к примеру, и поэтому долго их не задавал. Диалог с его стороны из-за этого тоже не шёл. О том, как мы справились с этим, я писала здесь.

Благодаря решению этой проблемы, уже года полтора как у меня дома живет почемучное несмолкающее радио - мечта всех родителей детей-молчунов.

Диалоговая практика

К слову, пока нет вопросов, с диалоговой практикой может быть сложно. Но и в таком случае помогает такая вещь, как сочинений историй по очереди. Вы говорите одно предложение, потом ребенок ещё одно. Потом вы, исходя из того, что он сказал, дополняете историю, а малыш продолжает за вами.

Это простое, нетребовательное задание - мы с сыном часто так сочиняем что-то прямо на ходу, пока куда-то идём. Но оно здорово помогает развивать и воображение, и диалоги, и даже прорабатывать какие-то зацикленности, аккуратно смягчая их.

Детский коллектив

Где вы его возьмёте, - на площадке, в садике, дома в виде общения с братьями/сестрами, - не так уж и важно. Важно, что дети, в отличие от взрослых, не подстраиваются под ребенка. Они свободно и быстро тараторят так, что малышу за ними трудно успевать. Но ему волей-неволей придётся приспосабливаться, если он заинтересован в общении.

Если интереса к другим детям нет, вам надо ликвидировать в первую очередь этот пробел. Как? Обычно детей начинает интересовать взаимодействие с остальными ребятами, когда они перерастают игры в одиночку и хотят усложнения сюжетно-ролевой игры, чего можно достичь только в компании.

До 3 лет ребёнок может не интересоваться совместными играми - это ок. Но вот после этого возраста, если малыш всё так же предпочитает одиночество, а его игра к тому же довольно однообразна, стоит подумать о вмешательстве. Нужно потихоньку встревать в неё, добавлять свежие игровые элементы, простые правила и конечно же эмоции.

Игротерапия должна помочь коммуникации подняться на новый уровень. А там и до интереса к детям и мотивации практиковаться в общении недалеко.

Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.

Спасибо что читаете меня!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)