Найти тему
script bro | сценаристы

Как прокачать сцену

Однажды я читал сценарий, который начинался со сцены в зале суда. Грязного полицейского судили за то, что он застрелил молодого человека.

Тем временем другой полицейский (мы будем называть его "Офицер Джейк"), который дружил с семьёй жертвы и был знаком с жертвой, был вызван в качестве свидетеля, чтобы доказать, что убитый молодой человек был хорошим парнем и что он никогда бы не сделал ничего, что оправдывало бы его расстрел.

Офицер Джейк изложил своё мнение в суде, но сцена закончилась тем, что присяжные вынесли решение в пользу грязного полицейского, и как семья, так и офицер Джейк покинули зал суда опустошёнными.

Я хочу, чтобы вы на секунду задумались об этой сцене. Как вы себя при этом чувствуете? Это хорошая сцена? Плохая? Чувствуете ли вы, что из этой ситуации было извлечено достаточное количество драматизма?

Причина, по которой я поднимаю этот вопрос, заключается в том, что именно такие сцены пишут большинство писателей. Это неплохая сцена. Но и это не та сцена, которая производит впечатление. И это то, о чём вы всегда должны думать как сценарист. Ваша сцена просто "на своём месте" или она оказывает влияние?

Итак, как мы могли бы улучшить эту сцену, чтобы сделать её "сценой, которая воздействует на зрителя"? Ну, вот что я предложил автору. Сохраните прежние отношения офицера Джейка с семьёй жертвы. Сделайте их очень близкими.

Однако на этот раз сделайте так, чтобы офицер Джейк работал в том же участке, что и полицейский, который находится под подозрением, и сделайте Офицера Джейка свидетелем для грязного полицейского.

Обратите внимание, как внезапно эта сцена становится намного лучше. Мы больше не испытываем чего-то очевидного. Мы переживаем нечто травмирующее. Персонаж вынужден помочь человеку выйти на свободу, который, как он знает, виновен в убийстве. И всё это на глазах семьи жертвы, с которой он хорошо дружит.

Подумайте о том, как сейчас разыгрывается эта сцена. Как офицеру Джейку приходится произносить каждое лживое слово, чтобы помочь человеку, которого он презирает, и при этом предать своих друзей, которые смотрят на него.

Так как же создать подобную сцену? Что это за волшебная формула?

Я разделяю это на три части. Давайте начнём с первой.

Не давайте своему персонажу то, что он хочет сделать. Заставьте их делать то, чего они не хотят. Идея здесь в том, что если вашему персонажу в любой момент комфортно в сцене, это, вероятно, не очень хорошая сцена (если только вы не настраиваете персонажа на более жесткое падение позже - но это другой разговор).

Итак, допустим, ваш персонаж, Ник, идёт на вечеринку, которую он с нетерпением ждал некоторое время. Если эта вечеринка комфортна на каждом шагу? Вы не выполняете свою сценарную работу. Так что, может быть, у вас появилась его злая бывшая жена. Теперь вечеринка совсем не удобна, так как нашему персонажу приходится перемещаться по вечеринке, чтобы избегать её.

Это основа сценарного мастерства.

Давайте перейдём ко второй части – К ПОВЫШЕНИЮ СТАВОК. Помните, что плохие вещи, что вы делаете своему персонажу, не будут заметны и сложны, если ставки низкие. В сцене, которую я выделил в начале статьи, человек либо отправится в тюрьму на всю оставшуюся жизнь, либо ему сойдёт с рук убийство. Ставки очень высоки.

Поэтому, если мы останемся в теме нашей вечеринки, мы могли бы изменить её так, чтобы вечеринка стала сетевым мероприятием, и Нику нужно привлечь крупного клиента, который будет там присутствовать.

Теперь, когда есть что терять, сцена приобрела немного больший вес. Его бывшая жена - это не просто раздражающий фактор. Она может сорвать сделку.

Наконец, у нас есть наш третий компонент. И это, друзья мои, секретный соус – то, что действительно делает эти сцены впечатляющими. Хотите знать, что это такое?

СДЕЛАЙТЕ ЭТО ЛИЧНЫМ

В моём первом примере та сцена разыгрывается по-другому, если офицер Джейк не дружит с семьёй или если семьи нет на суде. Что заставляет сцену работать, так это его личные отношения с семьёй и тот факт, что он должен предать их прямо у них на глазах.

Итак, в нашей сцене “вечеринки” Ник может наконец-то отправиться к компании, которую он пытается заполучить в качестве клиента, только для того, чтобы в последнюю секунду увидеть, как его бывшая жена опережает его.

Затем он понимает, что она работает в компании, которую он должен привлечь, а это значит, что он должен подлизываться к той самой женщине, которую ненавидит больше всего на свете, чтобы заключить сделку.

Я не в восторге от этого варианта. Я бы, наверное, продолжал работать над этим, пока не нашел бы что-нибудь получше. Но в этом и заключается идея, которая лежит в основе формулы.

Заставьте своего персонажа делать то, чего он не хочет делать. Повышайте ставки, если это возможно. И прокачайте сцену, сделав её личной для персонажа.

Ещё один известный пример - сериал "Хорошая жена". Жена, которая пожертвовала своей жизнью, чтобы поддержать мужа-прокурора штата, узнаёт, что он изменял ей на протяжении многих лет с десятками эскортниц.

Она ненавидит этого человека больше всего на свете. И всё же её попросили встать рядом с ним на пресс-конференции и сказать всему миру, что она поддерживает его и всё ещё любит.

В этом суть этой конструкции. Женщина, которая должна поддержать замечательного мужа? Скучно. Женщина, которая должна поддержать ужасного мужа? Впечатляюще.

Просто помните, что если персонажу не придётся делать выбор, у вас не будет сцены.

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.