Впервые сведения о красной папке начальника Главного управления имперской безопасности Рейнхарда Гейдриха появились в 1951-1952 году в мемуарах бригаденфюрера СС Вальтера Шелленберга. Автор текста утверждал, что с помощью этой папки немецкая разведка смогла уничтожить высший командный состав РККА накануне войны с Россией. Однако так ли это было на самом деле?
Рассказ из вторых рук
Сам Шелленберг не имел отношения к событиям, о которых идёт речь, но будто бы слышал от своего начальника, что умельцы из Главного управления имперской безопасности подделали досье маршала М. Н. Тухачевского. Затем они переправили его в Россию с помощью президента Чехословакии Э. Бенеша, которому доверяли в Кремле.
Вторично эту тему на самом высоком уровне поднял первый секретарь ЦК ВКП(б) Никита Хрущёв на партийном съезде в 1961 году. Откуда он черпал информацию, не известно, но делегаты, тем не менее, узнали, что накануне войны Гитлер ловко обманул Иосифа Сталина и через свою разведку подбросил ему дезинформацию о том, что Тухачевский и все его коллеги по руководству Красной армией - завербованные агенты немецкого Генштаба.
Почему это могло быть правдой
Маршал Тухачевский никогда не скрывал, что ему нравилась немецкая армия своим творческим духом и наступательным порывом. Да и ближайшие сподвижники Тухачевского тоже были "германофилами". В 1933 году заместитель Ворошилова, мечтая, говорил, что Советский Союз и Германия вместе смогут "диктовать свои условия всему миру". Обе страны создавали передовые для своего времени армии и взаимно учились друг у друга. Так что заподозрить Тухачевского в прогерманских настроениях можно было без труда - имелось бы только желание.
Поиск доказательств
Оказавшись 22 мая 1937 года под арестом, Тухачевский лично признался, что он германский шпион, а заодно и тайный фанат Троцкого. Всего две недели допросов по методу наркома Ежова, и маршал, что называется, сломался. "Злобный карлик" умел выбивать нужные показания. Аналогичную процедуру чекисты проделали с командармами 1-го ранга И.Э. Якиром и И.П. Уборевичем, и они тоже поклялись на Боевом уставе пехоты РККА, что продали душу Гинденбургу за тридцать рейхсмарок.
Ну а как же красная папка Гейдриха? Как не искали её историки и архивисты, пока найти не смогли. И, скорее всего, никогда не найдут. Как справедливо пишет историк Л.М. Млечин: "Максимум того, что Тухачевский и его друзья себе позволяли, это кухонные разговоры о том, что необразованный Ворошилов, который никогда и ничему не учился... не годится в наркомы". На большее они не замахивались, потому что были вояками и в политику никогда не лезли.
Если не Гейдрих, то кто?
Но, если не было красной папки Гейдриха, то кто же тогда так жёстко "подставил" красноармейскую верхушку? За ответом обратимся всё к тому же Млечину. В одной из своих книг он пишет, что в 1937 году глава советской внешней разведки Артур Артузов попал в немилость к начальству. Он был отставлен от дел, его жизнь и карьера могли закончится крахом (В итоге, так оно и произошло.)
Не зря Артузов был ассом разведки. Он понимал толк в фальшивках и ложных слухах, а также разбирался в тонкостях взаимоотношений советских элит. Он знал, что близкие к Сталину "Ворошилов и Ко" люто ненавидит Тухачевского, да и Сталин недолюбливает его за польскую компанию 1920 года и "бонапартистские замашки". Он также знал, что армия разделена на условных "тухачевцев" и "ворошиловцев", и что эти группировки враждуют.
Опираясь на эту информацию, Артузов написал письмо начальнику особого отдела НКВД, в котором предложил начать разработку крупных военных деятелей СССР. Особый упор предполагалось сделать на выявлении "фашистских группировок среди военнослужащих".
Постскриптум
13 мая 1937 года особисты представили наркому НКВД Ежову компрометирующие (а точнее, сфальсифицированные) материалы на маршала Тухачевского. Через девять дней маршал был арестован. Именно так родилось чудовищное дело, жертвами которого стали крупнейшие командиры Красной армии, способные сражаться с той самой Германией, шпионами которой они были объявлены.
А красной папки Гейдриха не было. Забудьте.