Добрый день, друзья!
Есть ли среди вас преподаватели английского языка? Как вы относитесь к тому, что изучение языка начинается с алфавита?
Нет, научить писать буквы – само собой, читать слова тоже необходимо, но именно требовать выучить названия букв в алфавите к чему?
С одной мамой второклассника у нас возникло недопонимание, когда она написала мне в вайбере.
– Почему вы не с алфавита начали учить? – возмутилась она.
– Зачем? – поинтересовалась я в ответ.
– Мы в школе так учили.
– И вы считаете, это правильно?
– Да.
– Почему?
– Что за вопросы! Вы учитель, вот и объясните, почему вы не учите детей как положено!
– Вы сами педагог?
– Нет! При чём тут это?
Я не тролль и не имею цели разозлить собеседника. Когда меня нормально спрашивают, я внятно объясняю, но когда человек, не имеющий знаний и опыта преподавания, пытается мне доказать, что я неправильно учу, я просто начинаю задавать вопросы, и выясняется, что пояснить и тем более отстоять свою точку зрения человек не может, ибо не имеет аргументов. Получается что-то вроде «как правильно, я не знаю, но уверен, что так, как делаете вы – неправильно». Жалко выглядит.
– Хорошо, – пишу этой маме. – Задам другой вопрос. Когда вы учили ребёнка говорить, вы с алфавита начинали? Объясняли, как называется каждая буква или всё-таки сразу учили словам?
– Алфавит мы тоже учили!
– Не сомневаюсь. Но не начинали с него. Второй вопрос: где вам может пригодиться алфавит?
– Он нужен, чтобы научиться читать!
– Интересное утверждение. Вот вам пример. Буква Hh называется «эйч», но читается в основном как «х», буква Rr называется «а», но чаще всего читается как «р». Что важнее ребёнку знать во время чтения: как буква правильно называется или какой звук даёт? Поможет ему название буквы без ошибки прочитать слово с ней?
– Вы так говорите, как будто алфавит вообще учить не надо.
– Неправда. Я лишь говорю, что начинать с алфавита нельзя. Он пригодится позже, к примеру, когда вам зададут вопрос: «Как пишется ваша фамилия?» И вы по буквам продиктуете её. Но это никогда не произойдёт во втором классе, тем более на первом уроке.
Удручающий факт, друзья: когда в пятом классе я говорю, что мы будем учить алфавит, дети радостно сообщают мне, что они его и так прекрасно знают, и начинают петь всем известную песенку (она у вас тоже сейчас в голове зазвучала?). Однако простейшее задание вызывает у ребят трудности. Например, вызываю ребёнка к доске и прошу записать слово, которое я сейчас произнесу по буквам. Диктую: а, эй, дабл би, ай, ти. Вы думаете, ученик уверенно выводит слово rabbit? Как бы не так!
Не буду утомлять вас перечислением всех ошибок, просто скажу: от того, что дети «учили» алфавит во втором классе, один вред. Буквы путают, и переучивать ребят долго и трудно.
Кстати, как вы думаете, я убедила ту даму? Ничуть. Не поверите, она осталась при мнении, что я некомпетентный педагог, который не умеет правильно английский преподавать. Этим мнением она неутомимо делилась с классным руководителем сына и другими мамами.
А вам попадаются люди, которые не разбираются в вашей профессии, но почему-то считают, что могут вам советы непрошенные раздавать?