Происхождение фразеологизма
Выражение «мальчик для битья» зародилось в далеком Английском королевстве, где в 15-ом – 16-ом веках существрвала официальная должность при королевском дворе. Она так и называлась «whipping boy» - «мальчик для битья».
Суть её заключалась в следующем. С самого раннего детства наравне с наследным принцем воспитывался мальчик его возраста, который не имел никакого отношения к королевской семье. «Мальчиком для битья» в принципе мог стать любой ребенок независимо от происхождения, хоть сын башмачника, хоть сын графа, хоть сирота, но, как правило, это был мальчуган благородных кровей с хорошей родословной.
Он всегда находился рядом с принцем, наравне с принцем получал образование, был его компаньоном по развлечениям и играм, вместе с принцем принимал трапезу, отходил ко сну, одним словом был всегда при принце.
Отношение к нему было весьма почтительным и уважительным. Единственное обстоятельство омрачало его жизнь при дворе. Дело в том, что за все проступки и проказы будущего короля неизменно наказывался именно он, «мальчик для битья», собственно для этого и была нужна эта должность.
Для чего это вообще было нужно? Оказывается, причиной страданий «мальчика для битья» была религиозная идеологическая доктрина по отношению к королю и его наследникам, процветающая при английском дворе в ту пору. Английский трон мог занимать только избранник божий, поэтому король считался земным правителем из рода человеческого по воле Бога. Появление на свет отпрыска короля также считалось божьим проведением, а его персона связывалась с чем-то божественным. Отсюда и наказать его мог только король и никто другой кроме него.
Во время же воспитания и становления личности маленького принца, как при воспитании и обычных детей, возникали многочисленные ситуации, когда нашкодившего и провинившегося юного принца (ведь дети есть дети) следовало как-то наказать и вразумить, на что, напоминаю, имел право только король, то есть его отец. А так как в ходе правления король не всегда имел возможность быть рядом со своим сыном, то и было придумано вести должность «мальчика для битья», который должен был отдуваться за вину принца и принимать все шишки на себя.
Скажите, а что здесь такого, принцу как бы вообще всё равно, лично его-то никто не трогает и не наказывает. Расчет был направлен на следующее. Принц и «мальчик для битья» воспитывались вместе с раннего детства, а их общение с другими детьми было сильно ограничено. И в силу этого обстоятельства между ними обязательно должны были возникнуть взаимная привязанность и дружеские чувства. Поэтому у принца, присутствующего при экзекуции «мальчика для битья», должно появляться чувство сострадания и переживания за своего друга. Принц должен испытывать стыд и вину перед ним за то, что его проказы стали причиной мучений и страданий его закадычного друга.
Вот только неизвестно, как всё было на практике. Ведь подобное воспитание могло вызвать у будущего короля вовсе не сострадание и чувство вины, а совсем противоположные чувства – жестокость и тиранство.
Как бы там ни было, учителя и воспитатели старательно измывались над несчастным «мальчиком для битья», чувства которого никого не интересовали, всё-таки надеясь на проявление благородных чувств у принца и на его более послушное поведение в дальнейшем.
Как не странно, несмотря на многочисленные побои и частые наказания должность «мальчика для битья» была очень престижной. Близость к будущему королю, получение самого лучшего образования и вероятная блистательная карьера сильно привлекали английскую знать, чтобы устроить жизнь своего чада, хоть всё это и сопровождалось тумаками, не сходящими синяками и болячками.
Однако, жизнь «мальчиков для битья», мягко говоря, тяжело назвать легкой, беззаботной и перспективной. Конечно, они получали какие-то привилегии и вознаграждения, но это происходило крайне редко. Но всё-таки было. Например, английский король Карл I (1600-1649 гг.) пожаловал графский титул своему «мальчику для битья» Вильяму Мюррею, сделав его первым графом Мэнсфилда.
Следует упомянуть о сцене из романа американского писателя Марка Твена «Принц и нищий» (1881 г.), где «мальчик для битья», думая, что разговаривает с настоящим принцем, помогает принцу-самозванцу разобраться в тонкостях этикета при королевском дворе.
Значение фразеологизма
Вот такие методы педагогики для принцев процветали в Англии в 15-ом – 16-ом веках, а выражение «мальчик для битья» стало крылатым и стало означать человека, который незаслуженно расплачивается за чужую вину и ошибки.
В русском языке имеется более привычный и чаще употребляемый фразеологизм сопоставимый с выражением «мальчик для битья». Это выражение - «козёл отпущения».
В конце хочется пожелать всем никогда не оказаться в роли «мальчика для битья» и не быть «козлом отпущения».