Найти тему
Юристы АдвокатБург

ОСАГО. Финансовый уполномоченный. Зачем он нужен и стало ли получить деньги проще?

Оглавление

Сегодня предлагаем к обсуждению такой «институт власти», как финансовый уполномоченный. Кто такой финансовый уполномоченный и зачем он нужен?

Деятельность финансового уполномоченного регулирует Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг".

Закон определяет правовой статус уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансовый уполномоченный), порядок досудебного урегулирования им споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, а также правовые основы взаимодействия с ним финансовых организаций.

Статья 15 Закона № 123-ФЗ указывает, что Финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовых организаций, включенных в реестр, если размер требований потребителя не превышает 500 тысяч рублей, либо если требования потребителя вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Законом № 40-ФЗ, и, если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло.

То есть вроде все понятно: если Вам причинен ущерб, вследствие допустим ДТП, ущерб оценен до 500 000 рублей, однако страховая компания, по неизвестной причине отказывает Вам в выплате страхового возмещения, Вы не бежите сразу в суд по месту жительства, так как правоотношения по страхования всегда подпадали под действия Закона о защите прав потребителя, а для начала пишите «кляузу», то есть заявление этому финансовому уполномоченному.

Вот здесь становится интересно

Во-первых: наш уполномоченный ОДИН на всю Россию. То есть, когда мы в 2018 г. впервые столкнулись с необходимостью досудебной работы через финансового уполномоченного, мы были сильно удивлены, что обращаться необходимо в Москву.

Мы находимся в Санкт-Петербурге – во втором по величине городе страны и все равно «права на личного уполномоченного» не заслужили.

Но это еще ладно, а Сибирь, Дальний Восток тоже получается завязаны на первопрестольную.

Мы считаем это откровенной ерундой – то есть простой гражданин лишен возможности обратиться напрямую к этому новому досудебному органу?

А это опять письма-отписки-письма. И очень удобно – сидишь в Москве, «отписываешься»: пришлите такую бумажку, нет такую или еще какую.

На самом деле я пишу данную статью, основываясь исключительно на личном опыте и опыте своих коллег.

Расскажу подробнее: как было до 2018 г?

Все просто: отказала страховая компания в выплате страхового возмещения, ты писал коротенький иск, прикладывал к нему постановление ГИБДД, подтверждение ущерба и прочее, но не более того перечня документов, которые носил в страховую и отправлял иск либо мировому судье (ущерб до 50 000 рублей на 2018 г.) или в районный суд.

Суд иск принимал и далее если страховая не соглашалась с размером ущерба – назначает экспертизу, сильно не возражает, суд выносил решение.

Через месяц решение и исполнительный лист у тебя на руках – можно получать деньги. Конечно, здесь тоже возникали свои сложности: гражданин мог забыть черкануть претензию в страховую, сделать неправильную оценку, приложить не все документы к иску и прочее.

Так же в больших городах данные процессы иногда затягивались на 7-9 месяцев, но это вызвано отнюдь не сложностью процесса, а загруженностью судов – судьи, сотрудники аппарата суда просто не справляются с потоками исков, которые поступают ежедневно…

Но, несмотря ни на что суд был, есть и будет понятным государственным органом – предъявил иск – получил решение, если положительное, то еще и исполнительный лист, который подлежит безоговорочным документом для исполнения любой финансовой организацией в России.

Но вернемся к финансовому уполномоченному. То есть жили люди, страховали имущество, в случае наступления страхового случая, шли в страховую и если страховку не платили и платили в меньшем размере, человек знал, как ему действовать – в суд.

Но было решено «упростить»

И тут сработала старая русская присказка: «хотели, как лучше, а получилось, как … с финансовым уполномоченным».

Что мы имеем теперь: получив отказ страховой компании в выплате страхового возмещения или выплату в меньшем размере, гражданин теперь должен составить заявление «УСТАНОВЛЕННОГО образца», приложить к нему документы «УСТАНОВЛЕННОГО перечня» и направить все это финансовому уполномоченному в Москву.

Далее, как водится, начинаем ждать ответа. Тут все, как всегда – 30 календарных дней.

Но, все бы хорошо, через 30 дней получить положительный ответ от финансового уполномоченного и с данным решение в страховую, а Законом у нас предусмотрено, что решение финансового уполномоченного является обязательным к исполнению финансовой организацией.

К сожалению, положительное решение приходит не сразу, а иногда и не приходит вовсе, что чаще и тогда Вы вынуждены «идти по старой схеме» - в суд, только потеряв 3-4 месяца, которые у Вас может занять переписка с финансовым уполномоченным, так как «этот хитрый субъект» редко сразу дает положительный ответ, у них «в моде» требовать дополнительные справки.

Например: копию паспорта (данные которого указаны с документах ГИБДД и в страховой) или еще что-нибудь, не менее бредовое. А все зачем – тянуть время, то что Вы автомобиль отремонтировать не можете это финансового уполномоченного не волнует – пишете себе письма раз в месяц, не напрягайтесь.

Возможно, Ваши «чаяния» будут услышаны и принято положительное решение, но это большая редкость.

В основном эти товарищи «отписываются», ставя перед собой цель утомить «просильца», что он рукой на эту страховку махнул и пошел сам, за свои деньги, свой «Хундай» чинить.

В общем, институт финансового уполномоченного, как задумка очень даже не плох – должен разгрузить суды, упростить жизнь простых граждан.

Но на деле получилось, что то среднее, тяжелый и неповоротливы орган гос. власти, который зачастую не помогает людям получить свои деньги, а откровенно мешает, являюсь очередной преградой для граждан.

Я не знаю и боюсь прогнозировать будет ли этот орган полезным для гражданина или только продолжит усложнять ему жизнь в дальнейшем, но искренне хочется, надеется на лучшее…

По всем вопросам страхования, получения страхового возмещения и прочее вы можете обратиться к нам.

Вы можете оценить профессионализм наших юристов на бесплатной консультации по своему вопросу.

Чтобы получить консультацию бесплатно:

  1. Подписываемся на канал и переходим по ссылке в описании.
  2. Оставляем заявку через любую удобную форму.
  3. Юрист связывается с вами и отвечает на ваши вопросы.

Оценке публикации будем тоже рады, но это не обязательное условие, а добровольно) Спасибо, что дочитали до конца!