Найти тему
Книга знаний

РЕВОЛЮЦИЯ МЕХАНИКА МОДСЛИ

Генри Модсли (1771 — 1831) всегда считал себя добропорядочным верноподданным Его Величества Короля и никогда не имел ничего общего с бунтовщиками. Больше всего на свете Модели гордился тем, что стал мастером задолго до окончания установленного ещё в Средние века обязательного семилетнего срока ученичества. Наверное, он очень удивился бы, узнав, что его имя войдёт в историю революции, пусть даже и технической.

Мастера-механики, признавшие молодого Модели равным себе, не ошиблись.

Два его знаменитых изобретения помогли перейти от ремесленного, в основном ручного, труда к изготовлению машин машинами. Первое из них, так называемый механический суппорт, — устройство для очень жёсткого и в то же время подвижного крепления резца, которым обрабатывают металлические заготовки на станке. Создав суппорт, Модсли совершил переворот в токарном мастерстве. До этого резец, острая кромка которого снимает слой материала с быстро вращающейся заготовки, токарь держал в руках, опираясь на специальные подставки, или упоры. При такой технологии добиться высокой точности обработки просто невозможно. Особенно трудно изготовить детали строго правильной круглой формы.

Джеймс Уатт долго не мог улучшить свой универсальный паровой двигатель: не было станка, чтобы с необходимой точностью изготовить главные детали — цилиндр и поршень. Сохранилось письмо великого изобретателя, в котором он с восторгом сообщал другу: «Наконец-то удалось подогнать поршень и цилиндр друг к другу так, что в зазор между ними еле-еле проходит шестипенсовая монета!». Подобная точность в наши дни, когда детали обрабатываются в заводских цехах с точностью до тысячных долей миллиметра, вызывает улыбку. Но в те времена она считалась большим достижением. Очень трудно было изготовить на старых станках болты и гайки к ним. Попробуйте-ка, держа резец в руках, нарезать на металлическом стержне точную винтовую резьбу!

Генри Модсли решил эту проблему. Токарь получил возможность, вращая рукоятки суппорта, перемещать резец по вертикали и по горизонтали с недостижимой ранее точностью, по мере надобности подавать его вперёд и отводить назад практически на любое, даже очень маленькое, расстояние. Впервые в истории обработки материалов механическое устройство заменило руку человека.

Второе великое изобретение механик сделал, выполняя заказ сэра Сэмюэла Бентама — генерал-инспектора заводов Британского королевского военно-морского флота.

Это были годы, когда Англия стала «владычицей морей». Парусные военные корабли и торговые суда под флагом Великобритании появлялись в самых отдалённых уголках морей и океанов. А на карабельных верфях закладывали всё новые и новые барки и бриги, шхуны и фрегаты. Но плавающим и вновь строящимся кораблям необходимы мачты, паруса, такелаж. И блоки для канатов — тысячи, десятки тысяч блоков, без которых нельзя поднимать и опускать паруса, управлять ими. Нужно было придумать способ, как изготовлять блоки быстро, выпускать их крупными партиями и высокого качества. То, что сделал Модели, до сих пор вызывает восхищение.

А сделал он первую в истории станочную линию для производства корабельных блоков. В 1807 г. заработали 43 дерево- и металлообрабатывающих станка, выстроенные в одну технологическую цепочку. Рабочий на каждом станке выполнял только одну простую операцию, а значит, не терял времени на переналадку оборудования. Получилась целая система машин, поочерёдно делавших всё, что нужно, — от распиливания стволов деревьев особо твёрдых пород, например железного дерева, до обтачивания бронзовых подшипников и нарезания резьбы на соединительных болтах. Готовые блоки выходили из цеха потоком, поэтому новый способ производства большого количества однотипной продукции назвали поточным.

Сэр Бентам остался доволен: проблема была решена. Но и он не предполагал, что станки Модсли войдут в историю техники как самые первые машины, изготовленные с помощью других машин, стоявших в мастерской изобретателя. Машины, сделанные машинами!

Система блочных машин Модели пережила своего создателя. Мастер умер в 1831 г., а его станочная линия работала без переделки до начала XX в. Бесспорно, факт удивительный. Но важнее то, что именно тогда, в начале XIX в., возникло машиностроение — новая отрасль промышленности, быстро ставшая главной.

Подписывайтесь, ставьте лайки)

Дальше будет ещё интереснее)

Авто
5,66 млн интересуются