Хотите очутиться в беззаботном детстве, в радости, в лете, прогуляться по улицам Москвы 80-х годов – без помпезной застройки, бесконечных пробок и молекулярной людской суеты? Не против оказаться в эпицентре захватывающих приключений, распутать клубок хитроумных замыслов и приобщиться к красоте японской эстетики?
Тогда вперёд!
Немного нелепый, чуть смешной, доверчивый, удивительно искренний рыжий парень с романтичной шевелюрой и щедрой россыпью веснушек, попавший в самый водоворот удивительных событий – таков главный герой моего любимого фильма «Каникулы Кроша».
Родители Серёжи Крашенинникова – Кроша – отправились в речной круиз, снабдив сына множеством добрых наставлений, советов, напоминаний и денежным довольствием, которое ему надлежит экономно и осмотрительно расходовать, чтобы хватило на месяц. Урррааа! Свобода!
Простая на первый взгляд история очень скоро становится похожа на сериал «Следствие ведут знатоки»: доктор искусствоведения и коллекционер предметов искусства Владимир Николаевич Лесников, которого с лёгкой руки студентов все называют ВеЭн, показывает Крошу свою коллекцию нэцкэ – японской миниатюрной скульптуры из ценных пород дерева и слоновой кости, страстным собирателем которых он является.
Профессор импозантен, загадочен, окружён ореолом тайны, что производит впечатление на Кроша, и он соглашается помогать ВеЭну в поиске и приобретении новых экземпляров для его коллекции.
Больше всего тот одержим поиском редкой нэцкэ «Рисующий мальчик», когда-то входившей в бесценное собрание профессора Мавродаки и бесследно исчезнувшей.
В команду ребят, которые также занимаются поиском нэцкэ для собрания ВеЭна, входит сосед Кроша по дому Игорь – шустрый, немного циничный, стремящийся к «красивой жизни»; одноклассница Вера, на которую шарм неотразимого профессора произвёл-таки впечатление, и боксёр Костя Марченко – замкнутый, колючий, неприветливый юноша, пресекающий любые попытки с ним подружиться.
Почему он так холоден с отчимом – человеком, вырастившим его с младенчества? И почему от одного только упоминания имени Мавродаки Костя сжимается, словно его ударило током?
Очень скоро Крош начинает понимать, что ВеЭн – человек непорядочный, нечистоплотный, который не гнушается ничем, чтобы заполучить редкие нэцкэ. Последней каплей становится случай, когда у пожилой немощной женщины, распродающей коллекцию умершего мужа, Костя за бесценок покупает нэцкэ, которая стоит минимум в четыре раза дороже.
Кроме того, Крош замечает, что в навязчивых рекомендациях ВеЭна подружиться с Костей есть что-то фальшивое и профессор явно преследует свои корыстные цели. Но какие? Сергей начинает расследование, а помогает ему в этом лучший друг Пётр Шмаков, коротко и ясно говорящий о ВеЭне: «Жулик».
Читайте также:⛺
Я не буду раскрывать все перипетии сюжета, чтобы не испортить удовольствие, если вы ещё не смотрели фильм. Скажу только, что неожиданных поворотов в этой истории предостаточно, интрига держится до конца, а развязка станет и вовсе неожиданной.
В чём же секрет этого фильма и почему многие – не только дети и подростки, но и взрослые – пересматривают его снова и снова?
С первых кадров вы погрузитесь в светлую, добрую, уютную атмосферу 80-х годов со всеми атрибутами того времени: простой одеждой и такими узнаваемыми интерьерами, с грохочущими дверцами лифта, которые необходимо закрывать – иначе лифт не поедет.
Вы вернётесь в детство с продуктами в авоське и кефиром, который продавщица Зоя пьёт из стеклянной бутылки, продавив пальцем крышечку из фольги.
С «Москвичами» на дорогах, «Запорожцем», припаркованным возле дома, и «Волгой» ВеЭна как символом успеха и благосостояния.
С хождениями в гости друг к другу запросто, с весёлыми играми во дворах и строгими призывами мам, высунувшихся в форточку: «Саша, немедленно домой, я кому сказала!»
У вас исчезнет ощущение, что вы смотрите фильм: настолько все герои органичны, как будто не играют роли, а живут.
Крош в исполнении Василия Фунтикова – наивный до изумления, открытый, честный, верящий в высокие идеалы, порой очень «детский», несмотря на 16 лет и недавно полученный паспорт, располагает к себе и вызывает симпатию своей порядочностью, чистотой, искренностью.
Но настоящая жемчужина картины – бархатный, глубокий, завораживающий голос Зиновия Гердта, который звучит за кадром каждый раз, когда появляется знаменитая или редкая нэцкэ.
Пока мы любуемся в кадре древней миниатюрой, голос, сопровождаемый японскими музыкальными мотивами, неторопливо рассказывает короткую историю…
Фрагменты из фильма «Каникулы Кроша». Вслушайтесь в гипнотический голос Зиновия Гердта, почувствуйте магию слова...
«Когти времени оставляют свои следы на шелку. Годы пролетают, как птицы. Мы долго шелестим страницами нашей жизни, чтобы в конце её поставить скромные даты своей биографии…»
Это какое-то колдовство. Каждый эпизод с историей нэцкэ хочется ставить на повтор снова и снова, и кажется, даже если бы фильм был менее хорош, его стоило бы смотреть только ради этих моментов.
Приятным дополнением станет лиричная музыка Исаака Шварца. Одну из музыкальных тем – самую красивую – вы можете услышать также в фильме «Золотая мина»: помните непревзойдённую по эмоциональному накалу сцену встречи Ларисы с Косовым-Бруновым в ресторане? Ах, как чувственно красавица Любовь Полищук выпускает дым из трепетных ноздрей! Однако я отвлеклась, это тема для совсем другой статьи…
Удивительно, но я, рождённая в 1972 году, ни разу не смотрела «Каникулы Кроша» ни в детстве, ни в юности, и не читала одноимённую повесть Анатолия Рыбакова, по которой он был снят.
Картину впервые увидела года два назад, а повесть захотелось прочитать совсем недавно. И должна признаться, что фильм показался мне сильнее, выразительнее повести!
Это безусловная заслуга режиссёра Григория Аронова и всего актёрского состава, талантливо и вдохновенно воплотившего образы своих персонажей на экране: от главных ролей до эпизодических.
Фильм не надоедает, его можно пересматривать бесконечно: смаковать, наслаждаться, думать, чувствовать, впитывать, жить вместе с экранными героями.
«Мальчик отрывается от своего рисунка и пристально вглядывается вдаль. Что видят его глаза? Таинственные образы проносятся в детских мечтах, подобно песням птиц. Но что мы сделали для того, чтобы королевство фантазии стало рядом с нами навсегда?»
✅Расскажите в комментариях, какие у вас впечатления о картине? Видели ли вы другие два фильма трилогии о Кроше – «Неизвестный солдат» и «Воскресенье, половина седьмого»? Напишите, если вам хотелось бы почитать о них.