Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

«Каникулы Кроша»: волшебная пилюля от хандры и прививка хорошего вкуса для всех возрастов. Смотрели?

Оглавление

Хотите очутиться в беззаботном детстве, в радости, в лете, прогуляться по улицам Москвы 80-х годов – без помпезной застройки, бесконечных пробок и молекулярной людской суеты? Не против оказаться в эпицентре захватывающих приключений, распутать клубок хитроумных замыслов и приобщиться к красоте японской эстетики?

Тогда вперёд!

Немного нелепый, чуть смешной, доверчивый, удивительно искренний рыжий парень с романтичной шевелюрой и щедрой россыпью веснушек, попавший в самый водоворот удивительных событий – таков главный герой моего любимого фильма «Каникулы Кроша».

«Каникулы Кроша». Режиссёр Григорий Аронов, автор сценария Анатолий Рыбаков, 1980
«Каникулы Кроша». Режиссёр Григорий Аронов, автор сценария Анатолий Рыбаков, 1980

Родители Серёжи Крашенинникова – Кроша – отправились в речной круиз, снабдив сына множеством добрых наставлений, советов, напоминаний и денежным довольствием, которое ему надлежит экономно и осмотрительно расходовать, чтобы хватило на месяц. Урррааа! Свобода!

Простая на первый взгляд история очень скоро становится похожа на сериал «Следствие ведут знатоки»: доктор искусствоведения и коллекционер предметов искусства Владимир Николаевич Лесников, которого с лёгкой руки студентов все называют ВеЭн, показывает Крошу свою коллекцию нэцкэ – японской миниатюрной скульптуры из ценных пород дерева и слоновой кости, страстным собирателем которых он является.

Крош (Василий Фунтиков) и ВеЭн (Владимир Корецкий)
Крош (Василий Фунтиков) и ВеЭн (Владимир Корецкий)

Профессор импозантен, загадочен, окружён ореолом тайны, что производит впечатление на Кроша, и он соглашается помогать ВеЭну в поиске и приобретении новых экземпляров для его коллекции.

Больше всего тот одержим поиском редкой нэцкэ «Рисующий мальчик», когда-то входившей в бесценное собрание профессора Мавродаки и бесследно исчезнувшей.

-4

В команду ребят, которые также занимаются поиском нэцкэ для собрания ВеЭна, входит сосед Кроша по дому Игорь – шустрый, немного циничный, стремящийся к «красивой жизни»; одноклассница Вера, на которую шарм неотразимого профессора произвёл-таки впечатление, и боксёр Костя Марченко – замкнутый, колючий, неприветливый юноша, пресекающий любые попытки с ним подружиться.

Слева – Костя (Геннадий Кузнецов)
Слева – Костя (Геннадий Кузнецов)
Вера (Ольга Битюкова)
Вера (Ольга Битюкова)
Игорь (Владимир Сальников)
Игорь (Владимир Сальников)

Почему он так холоден с отчимом – человеком, вырастившим его с младенчества? И почему от одного только упоминания имени Мавродаки Костя сжимается, словно его ударило током?

Отчим Кости (Владимир Заманский)
Отчим Кости (Владимир Заманский)

Очень скоро Крош начинает понимать, что ВеЭн – человек непорядочный, нечистоплотный, который не гнушается ничем, чтобы заполучить редкие нэцкэ. Последней каплей становится случай, когда у пожилой немощной женщины, распродающей коллекцию умершего мужа, Костя за бесценок покупает нэцкэ, которая стоит минимум в четыре раза дороже.

-9
-10

Кроме того, Крош замечает, что в навязчивых рекомендациях ВеЭна подружиться с Костей есть что-то фальшивое и профессор явно преследует свои корыстные цели. Но какие? Сергей начинает расследование, а помогает ему в этом лучший друг Пётр Шмаков, коротко и ясно говорящий о ВеЭне: «Жулик».

-11
Пётр Шмаков (Владимир Сирота)
Пётр Шмаков (Владимир Сирота)

Читайте также:

Я не буду раскрывать все перипетии сюжета, чтобы не испортить удовольствие, если вы ещё не смотрели фильм. Скажу только, что неожиданных поворотов в этой истории предостаточно, интрига держится до конца, а развязка станет и вовсе неожиданной.

-13
-14

В чём же секрет этого фильма и почему многие – не только дети и подростки, но и взрослые – пересматривают его снова и снова?

С первых кадров вы погрузитесь в светлую, добрую, уютную атмосферу 80-х годов со всеми атрибутами того времени: простой одеждой и такими узнаваемыми интерьерами, с грохочущими дверцами лифта, которые необходимо закрывать – иначе лифт не поедет.

-15
-16

Вы вернётесь в детство с продуктами в авоське и кефиром, который продавщица Зоя пьёт из стеклянной бутылки, продавив пальцем крышечку из фольги.

С «Москвичами» на дорогах, «Запорожцем», припаркованным возле дома, и «Волгой» ВеЭна как символом успеха и благосостояния.

С хождениями в гости друг к другу запросто, с весёлыми играми во дворах и строгими призывами мам, высунувшихся в форточку: «Саша, немедленно домой, я кому сказала!»

-17

-18
-19

У вас исчезнет ощущение, что вы смотрите фильм: настолько все герои органичны, как будто не играют роли, а живут.

Крош в исполнении Василия Фунтикова – наивный до изумления, открытый, честный, верящий в высокие идеалы, порой очень «детский», несмотря на 16 лет и недавно полученный паспорт, располагает к себе и вызывает симпатию своей порядочностью, чистотой, искренностью.

-20

Но настоящая жемчужина картины – бархатный, глубокий, завораживающий голос Зиновия Гердта, который звучит за кадром каждый раз, когда появляется знаменитая или редкая нэцкэ.

Пока мы любуемся в кадре древней миниатюрой, голос, сопровождаемый японскими музыкальными мотивами, неторопливо рассказывает короткую историю…

Фрагменты из фильма «Каникулы Кроша». Вслушайтесь в гипнотический голос Зиновия Гердта, почувствуйте магию слова...

«Когти времени оставляют свои следы на шелку. Годы пролетают, как птицы. Мы долго шелестим страницами нашей жизни, чтобы в конце её поставить скромные даты своей биографии…»

Это какое-то колдовство. Каждый эпизод с историей нэцкэ хочется ставить на повтор снова и снова, и кажется, даже если бы фильм был менее хорош, его стоило бы смотреть только ради этих моментов.

Нэцкэ «Мудрец со свитком»
Нэцкэ «Мудрец со свитком»
Источник https://vk.com/club197368953
Источник https://vk.com/club197368953

Приятным дополнением станет лиричная музыка Исаака Шварца. Одну из музыкальных тем – самую красивую – вы можете услышать также в фильме «Золотая мина»: помните непревзойдённую по эмоциональному накалу сцену встречи Ларисы с Косовым-Бруновым в ресторане? Ах, как чувственно красавица Любовь Полищук выпускает дым из трепетных ноздрей! Однако я отвлеклась, это тема для совсем другой статьи…

-23

Удивительно, но я, рождённая в 1972 году, ни разу не смотрела «Каникулы Кроша» ни в детстве, ни в юности, и не читала одноимённую повесть Анатолия Рыбакова, по которой он был снят.

Картину впервые увидела года два назад, а повесть захотелось прочитать совсем недавно. И должна признаться, что фильм показался мне сильнее, выразительнее повести!

-24

Это безусловная заслуга режиссёра Григория Аронова и всего актёрского состава, талантливо и вдохновенно воплотившего образы своих персонажей на экране: от главных ролей до эпизодических.

Фильм не надоедает, его можно пересматривать бесконечно: смаковать, наслаждаться, думать, чувствовать, впитывать, жить вместе с экранными героями.

-25
-26
«Мальчик отрывается от своего рисунка и пристально вглядывается вдаль. Что видят его глаза? Таинственные образы проносятся в детских мечтах, подобно песням птиц. Но что мы сделали для того, чтобы королевство фантазии стало рядом с нами навсегда?»
-27

Расскажите в комментариях, какие у вас впечатления о картине? Видели ли вы другие два фильма трилогии о Кроше – «Неизвестный солдат» и «Воскресенье, половина седьмого»? Напишите, если вам хотелось бы почитать о них.

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

-28

-29
-30