47,8K подписчиков

Австрия. ВЕНА: до любви не хватило полвзмаха

653 прочитали

Венская ратуша (Wiener Rathaus)
Венская ратуша (Wiener Rathaus)

В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.

Помпезная, торжественная, напыщенная, Вена словно не хотела пускать меня дальше парадных комнат, а мне было скучно томиться среди раззолоченных залов с обитыми шёлком стенами и хрустальными люстрами, слепящими глаза.

Вена. Скульптура императрицы Марии-Терезии Австрийской на Maria Theresien-Platz
Вена. Скульптура императрицы Марии-Терезии Австрийской на Maria Theresien-Platz

Я догадывалась, что самое интересное там, за парадными покоями – в овальных кабинетах, в уединённых комнатах-«фонариках» с видом в сад.

Конечно, я увидела далеко не всё, но здесь я поделюсь с вами очарованиями, которые больше рассказали мне о Вене, чем её блистательные дворцы и резиденции.

Вена. Музей естествознания (Naturhistorisches Museum)
Вена. Музей естествознания (Naturhistorisches Museum)

В Вене находится знаменитая Spanische Hofreitschule – традиционная Испанская школа верховой езды для Липпицианских белых лошадей. Первое упоминание об этой школе относится ещё к XVI веку. Она была основана при Габсбургах и является старейшим заведением подобной направленности.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-4

Липпицианская порода – единственная, используемая в школе. Она произошла от скрещивания арабских, андалузских, берберийских и других лошадей.

Жеребята рождаются тёмными и светлеют только к 5-8 годам.

Вена. Белые липпицианские лошади
Вена. Белые липпицианские лошади

Обучение в школе длится 8-10 лет. Цель тренировок – сделать лошадь более сильной и атлетичной, а сама методика основывается на естественных движениях лошадей, за исключением смены ног.

Липпицианская лошадь отличается любовью к человеку, дружелюбием, сообразительностью, изумительной пластичностью.

Посмотрите на эти славные мордахи. На них читается доброта, кротость, ум.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-6


Испанская школа верховой езды даёт публичные представления, а также позволяет присутствовать на некоторых тренировках.

Ежедневно липпицианские лошади со своими наездниками совершают утренний выезд.

Лошади – прекрасные создания, и в близости от них невольно охватывает ощущение мирного покоя и радости. Я надолго осталась возле конюшен, глядя, как благородные животные наблюдают за происходящим, блестя тёмными глазами, встряхивая белыми гривами и где-то за перегородками невидимо переступая грациозными сильными ногами.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-7

Парки и скверы. Вена действительно очень зелёный город.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-8

Я провела чудесное время в скверике возле Бургтеатра, похожего на торт безе.

Бургтеатр (Burgtheater) – придворный театр венского Хофбурга, резиденции династии Габсбургов
Бургтеатр (Burgtheater) – придворный театр венского Хофбурга, резиденции династии Габсбургов
Прежние названия Бургтеатра – Королевский театр при дворце (Hofburgtheater), Придворный и национальный театр. Бургтеатр был учрежден указом императрицы Марии Терезии Австрийской в 1741 году и в XVIII-XIX веках был престижным театром германоязычного мира. Здание театра было практически полностью уничтожено в 1945 году в результате бомбардировок союзнических войск и восстановлено в 60-е годы прошлого века
Прежние названия Бургтеатра – Королевский театр при дворце (Hofburgtheater), Придворный и национальный театр. Бургтеатр был учрежден указом императрицы Марии Терезии Австрийской в 1741 году и в XVIII-XIX веках был престижным театром германоязычного мира. Здание театра было практически полностью уничтожено в 1945 году в результате бомбардировок союзнических войск и восстановлено в 60-е годы прошлого века

Там солнце улыбается, просвечивая сквозь листву и лепестки роз, деловитые вороны ходят по газонам, люди гуляют, читают газеты, разговаривают.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-11
 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-12

Этот сквер в Вене – одно из самых солнечных, несуетных и приятных мест.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-13

Венская ратуша (Wiener Rathaus).

Венская ратуша (Wiener Rathaus)  была построена в XIX веке по проекту архитектора Фридриха Шмидта и находится на площади, которая теперь носит имя Friedrich-Schmidt-Platz. Фасад здания выполнен в неоготическом стиле, а башня высотой 105 метров – в стиле фламандских готических ратуш. Венская ратуша имеет 1575 помещений и 2 035 окон
Венская ратуша (Wiener Rathaus) была построена в XIX веке по проекту архитектора Фридриха Шмидта и находится на площади, которая теперь носит имя Friedrich-Schmidt-Platz. Фасад здания выполнен в неоготическом стиле, а башня высотой 105 метров – в стиле фламандских готических ратуш. Венская ратуша имеет 1575 помещений и 2 035 окон

У меня в копилке уже есть три близнеца – одинаковы с лица: Мюнхенская Новая ратуша, Брюссельская ратуша и Собор Антверпенской Богоматери.

Каждый «близнец» имеет высоченную башню, да и стиль зданий схож: готика – она и в Африке готика.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-15

Венская ратуша хотя и поразительно напоминает одновременно Городскую ратушу и Хлебный дом (Дом короля) в Брюсселе, но в то же время выделяется своей «инакостью».

Она воспринимается не детализованно, а целостно, как нечто прекрасное и совершенное.

На вершине башни установлена скульптура железного стража ратуши Ратхаусмана  (Rathausmann) высотой 3,5 м. Она представляет собой знаменосца в доспехах, выполненных по образцу парадных доспехов императора Максимилиана I
На вершине башни установлена скульптура железного стража ратуши Ратхаусмана (Rathausmann) высотой 3,5 м. Она представляет собой знаменосца в доспехах, выполненных по образцу парадных доспехов императора Максимилиана I

Венская ратуша – это красота и гармония. С какого бы ракурса я ни смотрела на неё – снизу вверх, издали, вблизи, сбоку – она дарит наслаждение глазам каждой линией, каждой башней, галереей, аркой, стрельчатым окном.

Ратушу называют также «новой» – Neues Rathaus в отличие от здания Старой ратуши на улице Випплингерштрассе (Wipplingerstraße). После того, как многочисленные венские пригороды вошли в состав города и численность его населения значительно увеличилась,  был объявлен конкурс на архитектурный проект строительства Новой ратуши
Ратушу называют также «новой» – Neues Rathaus в отличие от здания Старой ратуши на улице Випплингерштрассе (Wipplingerstraße). После того, как многочисленные венские пригороды вошли в состав города и численность его населения значительно увеличилась, был объявлен конкурс на архитектурный проект строительства Новой ратуши

А ярко-алые цветы, украшающие балконы и окна, словно коралловые бусы на платье с изысканной вышивкой.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-18

Трудно представить, что в здании, которое выглядит как сказочный дворец, расположены служебные помещения бургомистра и муниципалитета, а также проходят заседания земского парламента – ландтага. Слишком приземлённо для строения, которое выглядит как воздушный замок.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-19

От Венской ратуши открывается вид на белые шпили красавицы Вотивкирхе (Votivkirche), или Обетной церкви.

Вотивкирхе (Votivkirche), или Обетная церковь – храм Римско-католической церкви, возведенный в благодарность за спасение императора Франца-Иосифа при покушении на него в 1853 году. Строительство храма продолжалось 23 года
Вотивкирхе (Votivkirche), или Обетная церковь – храм Римско-католической церкви, возведенный в благодарность за спасение императора Франца-Иосифа при покушении на него в 1853 году. Строительство храма продолжалось 23 года

Она настолько изящна, что выглядит невесомой и словно не изваяна из камня, а вывязана крючком или создана из снежинок: хрупкая, устремлённая ввысь, Вотивкирхе как будто и с землёй не имеет ничего общего, и законы притяжения на неё не действуют.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-21

Церковь Святого МихаилаМихаэ́леркирхе (Michaelerkirche).

Церковь Святого Михаила Михаэ́леркирхе (Michaelerkirche) – приходская церковь Римско-католической церкви. Была заложена в 1221 году монахами Ордена Святого Михаила. В XVI веке перестроена в готическом стиле, а в XVIII веке приобрела барочный вид. В крипте церкви тела усопших мумифицируются благодаря уникальным климатическим условиям
Церковь Святого Михаила Михаэ́леркирхе (Michaelerkirche) – приходская церковь Римско-католической церкви. Была заложена в 1221 году монахами Ордена Святого Михаила. В XVI веке перестроена в готическом стиле, а в XVIII веке приобрела барочный вид. В крипте церкви тела усопших мумифицируются благодаря уникальным климатическим условиям

Наверное, было бы логичнее, если бы я начала рассказ о Вене с самого знаменитого её храма – собора Святого Стефана (Stephansdom, в просторечии Steffl).

Собор Святого Стефана (Stephansdom) – католический собор, кафедра венского епископа. Первый храм на месте собора был построен в XII веке, а современный вид приобрел к 1511 году. Удивительно, но собор не пострадал во время бомбардировок Второй мировой войны, выдержал наступательную операцию советских войск 1945 года, избежал уничтожения по приказу генерала Дитриха при отступлении войск из Вены. Но зато местные мародеры подожгли разграбленные лавки, и огонь перекинулся на собор. Кровля рухнула, огромный колокол Пуммерин обрушился внутрь и разбился. Восстановление храма завершилось только к 1960-му году
Собор Святого Стефана (Stephansdom) – католический собор, кафедра венского епископа. Первый храм на месте собора был построен в XII веке, а современный вид приобрел к 1511 году. Удивительно, но собор не пострадал во время бомбардировок Второй мировой войны, выдержал наступательную операцию советских войск 1945 года, избежал уничтожения по приказу генерала Дитриха при отступлении войск из Вены. Но зато местные мародеры подожгли разграбленные лавки, и огонь перекинулся на собор. Кровля рухнула, огромный колокол Пуммерин обрушился внутрь и разбился. Восстановление храма завершилось только к 1960-му году

Но, как я уже говорила, с Веной у меня что-то пошло не так, и многие из её общепризнанных достопримечательностей оказались для меня совсем не примечательны. Вот и знаменитому символу Вены, собору св. Стефана, я предпочла скромную церковку Михаэлекирхе.

Сравнивая неприметный маленький храм и его прославленного собрата, я попробую объяснить, почему.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-24

Готические соборы обычно похожи друг на друга, это не секрет. Но даже при этом каждый из них чем-то отзывается в душе, как будто несёт в себе некую одному ему присущую особенность, или атмосферу. Мощной энергетикой обладают парижский Нотр-Дам и пражский собор Святого Вита. Находясь возле них, ощутимо попадаешь в какую-то могучую ауру. Есть скромные базилики, как моя любимая – Святых Петра и Павла в Праге.

Как будто и нет ничего особенного в тихой уединённой базилике: два шпиля, потемневшие камни – а чистота и умиротворение исходят от храма волнами, всё переворачивается внутри и словно очищается.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-25

Штеффи не удалось ни втянуть меня в облако своей мощи, ни затронуть глубокие душевные струны. Да, мозаичная крыша. Да, шпиль, главенствующий над городом и имеющий высоту 136 метров.

Кстати, шпиль собора вызывает в воображении тающую сосульку. Или вафельный рожок карамельного мороженого, упавший «маслом вниз». Или весенний сугроб. Или сталактит. Цвет у него такой – ни Богу свечка, ни чёрту кочерга.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-26

У Вотивкирхе шпили белые, а у Штеффи – желтовато-серый. В остальном внешним архитектурным обликом он немного похож на собор Святого Петра в Регенсбурге.

А внутреннее убранство напомнило мне интерьеры церкви Сент-Эсташ в Париже. Сравните сами.

Это интерьеры собора Святого Стефана.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-27
 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-28
 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-29
 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-30
 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-31
 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-32
 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-33

А это внутреннее убранство церкви Сент-Эсташ (Église Saint-Eustache) в Париже.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-34
 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-35
 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-36
 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-37
 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-38

Тихая Михаэлекирхе словно укрыла меня теплотой и спокойствием: как будто обняли чьи-то добрые руки, или согрел плечи тёмный уютный плед.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-39

Внутри Михаэлекирхе похожа на грот. Смыкаются над головой каменные своды, окна пропускают неяркий свет, проступают на стенах и потолке над алтарём барельефы и скульптуры, и вот уже на моих глазах архангел Михаил повергает дракона, щекастые ангелочки порхают над земной юдолью, а грешники с лицами, на которых отражены отчаяние и мука, обрушиваются в ад.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-40

Трепещут язычки свечей, отражаясь на каменных стенах почти без украшений, горят светильники возле скромного распятия, и в полумраке словно светится лик Мадонны, окружённой ангелами и апостолами.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-41

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-42

Здесь действительно улетучиваются из головы сумбурные суетные мысли, и хочется если и не молиться, то молчать и думать. О чём-то светлом. Вечном. Важном.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-43
 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-44

Елизавета Баварская. Образ императрицы, которую родные и друзья ласково называли Сиси – Sisi (в художественной литературе и кинематографе используется вариант написания Сисси), словно витает над Веной, над крышами дворцов Шёнбрунн и Хофбург.

Елизавета Баварская (Сисси)
Елизавета Баварская (Сисси)

Прелестная хрупкая женщина с нежным, но твёрдым характером и трагической судьбой. Она была женой австрийского императора Франца Иосифа, всю жизнь испытывала на себе груз враждебности и деспотизма властной свекрови – эрцгерцогини Софии, была невероятно популярна среди своих подданных и искренне любима ими и погибла в результате нападения итальянского анархиста Луиджи Лукени. Удар заточки, нанесённый Лукени, попал прямо в сердце. Но Елизавета даже попыталась продолжить прогулку, и лишь через несколько минут почувствовала головокружение, слабость, после чего потеряла сознание и вскоре умерла.

Елизавета Баварская. Портрет работы Франца Ксавера Винтерхальтера, 1865 год. Источник – Википедия
Елизавета Баварская. Портрет работы Франца Ксавера Винтерхальтера, 1865 год. Источник – Википедия

В Хофбурге расположен музей императрицы, где хранятся её личные вещи, наряды, украшения, на стенах висят портреты, на которых предстаёт обворожительная молодая женщина с тяжёлой короной фантастически густых длинных волос и взглядом умным и твёрдым.

Музей Сисси в Хофбурге
Музей Сисси в Хофбурге

Для меня Вена была пронизана незримым присутствием императрицы Сисси, и это незримое присутствие начало придавать городу ту духовную осмысленность и особенную атмосферу, которой ему так не хватало.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-48

Итак, выбирать вам. Возможно, то, что в Вене оставило меня равнодушной, вызовет ваш искренний восторг и восхищение. Или таких находок, которые я назвала «маленькими очарованиями», у вас будет гораздо больше.

Или больше времени, чтобы проникнуться Веной. Возможно, мне не хватило именно его – времени.

 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-49
 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-50
 В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.-51

Ещё по теме:

📌"Австрия. ЗАЛЬЦБУРГ: сказкин дом у подножья Альп"

📌"Бельгия. АНТВЕРПЕН: века, унесённые облаками..."

Ранее:

📌"Италия, ciao! СИЕНА: божественная мера красоты (часть II)"

📌"Жемчужина Саксонии. ДРЕЗДЕН: красота, восставшая из руин"

Далее:

"Северная Италия. ПАЛЬМАНОВА: светит незнакомая звезда"

©ГалопомПоЕвропам