В предыдущей статье я рассказала, как могло произойти, что Вена не стала для меня городом-озарением, городом-сказкой и городом-открытием.
Помпезная, торжественная, напыщенная, Вена словно не хотела пускать меня дальше парадных комнат, а мне было скучно томиться среди раззолоченных залов с обитыми шёлком стенами и хрустальными люстрами, слепящими глаза.
Я догадывалась, что самое интересное там, за парадными покоями – в овальных кабинетах, в уединённых комнатах-«фонариках» с видом в сад.
Конечно, я увидела далеко не всё, но здесь я поделюсь с вами очарованиями, которые больше рассказали мне о Вене, чем её блистательные дворцы и резиденции.
В Вене находится знаменитая Spanische Hofreitschule – традиционная Испанская школа верховой езды для Липпицианских белых лошадей. Первое упоминание об этой школе относится ещё к XVI веку. Она была основана при Габсбургах и является старейшим заведением подобной направленности.
Липпицианская порода – единственная, используемая в школе. Она произошла от скрещивания арабских, андалузских, берберийских и других лошадей.
Жеребята рождаются тёмными и светлеют только к 5-8 годам.
Обучение в школе длится 8-10 лет. Цель тренировок – сделать лошадь более сильной и атлетичной, а сама методика основывается на естественных движениях лошадей, за исключением смены ног.
Липпицианская лошадь отличается любовью к человеку, дружелюбием, сообразительностью, изумительной пластичностью.
Посмотрите на эти славные мордахи. На них читается доброта, кротость, ум.
Испанская школа верховой езды даёт публичные представления, а также позволяет присутствовать на некоторых тренировках.
Ежедневно липпицианские лошади со своими наездниками совершают утренний выезд.
Лошади – прекрасные создания, и в близости от них невольно охватывает ощущение мирного покоя и радости. Я надолго осталась возле конюшен, глядя, как благородные животные наблюдают за происходящим, блестя тёмными глазами, встряхивая белыми гривами и где-то за перегородками невидимо переступая грациозными сильными ногами.
Парки и скверы. Вена действительно очень зелёный город.
Я провела чудесное время в скверике возле Бургтеатра, похожего на торт безе.
Там солнце улыбается, просвечивая сквозь листву и лепестки роз, деловитые вороны ходят по газонам, люди гуляют, читают газеты, разговаривают.
Этот сквер в Вене – одно из самых солнечных, несуетных и приятных мест.
Венская ратуша (Wiener Rathaus).
У меня в копилке уже есть три близнеца – одинаковы с лица: Мюнхенская Новая ратуша, Брюссельская ратуша и Собор Антверпенской Богоматери.
Каждый «близнец» имеет высоченную башню, да и стиль зданий схож: готика – она и в Африке готика.
Венская ратуша хотя и поразительно напоминает одновременно Городскую ратушу и Хлебный дом (Дом короля) в Брюсселе, но в то же время выделяется своей «инакостью».
Она воспринимается не детализованно, а целостно, как нечто прекрасное и совершенное.
Венская ратуша – это красота и гармония. С какого бы ракурса я ни смотрела на неё – снизу вверх, издали, вблизи, сбоку – она дарит наслаждение глазам каждой линией, каждой башней, галереей, аркой, стрельчатым окном.
А ярко-алые цветы, украшающие балконы и окна, словно коралловые бусы на платье с изысканной вышивкой.
Трудно представить, что в здании, которое выглядит как сказочный дворец, расположены служебные помещения бургомистра и муниципалитета, а также проходят заседания земского парламента – ландтага. Слишком приземлённо для строения, которое выглядит как воздушный замок.
От Венской ратуши открывается вид на белые шпили красавицы Вотивкирхе (Votivkirche), или Обетной церкви.
Она настолько изящна, что выглядит невесомой и словно не изваяна из камня, а вывязана крючком или создана из снежинок: хрупкая, устремлённая ввысь, Вотивкирхе как будто и с землёй не имеет ничего общего, и законы притяжения на неё не действуют.
Церковь Святого Михаила – Михаэ́леркирхе (Michaelerkirche).
Наверное, было бы логичнее, если бы я начала рассказ о Вене с самого знаменитого её храма – собора Святого Стефана (Stephansdom, в просторечии Steffl).
Но, как я уже говорила, с Веной у меня что-то пошло не так, и многие из её общепризнанных достопримечательностей оказались для меня совсем не примечательны. Вот и знаменитому символу Вены, собору св. Стефана, я предпочла скромную церковку Михаэлекирхе.
Сравнивая неприметный маленький храм и его прославленного собрата, я попробую объяснить, почему.
Готические соборы обычно похожи друг на друга, это не секрет. Но даже при этом каждый из них чем-то отзывается в душе, как будто несёт в себе некую одному ему присущую особенность, или атмосферу. Мощной энергетикой обладают парижский Нотр-Дам и пражский собор Святого Вита. Находясь возле них, ощутимо попадаешь в какую-то могучую ауру. Есть скромные базилики, как моя любимая – Святых Петра и Павла в Праге.
Как будто и нет ничего особенного в тихой уединённой базилике: два шпиля, потемневшие камни – а чистота и умиротворение исходят от храма волнами, всё переворачивается внутри и словно очищается.
Штеффи не удалось ни втянуть меня в облако своей мощи, ни затронуть глубокие душевные струны. Да, мозаичная крыша. Да, шпиль, главенствующий над городом и имеющий высоту 136 метров.
Кстати, шпиль собора вызывает в воображении тающую сосульку. Или вафельный рожок карамельного мороженого, упавший «маслом вниз». Или весенний сугроб. Или сталактит. Цвет у него такой – ни Богу свечка, ни чёрту кочерга.
У Вотивкирхе шпили белые, а у Штеффи – желтовато-серый. В остальном внешним архитектурным обликом он немного похож на собор Святого Петра в Регенсбурге.
А внутреннее убранство напомнило мне интерьеры церкви Сент-Эсташ в Париже. Сравните сами.
Это интерьеры собора Святого Стефана.
А это внутреннее убранство церкви Сент-Эсташ (Église Saint-Eustache) в Париже.
Тихая Михаэлекирхе словно укрыла меня теплотой и спокойствием: как будто обняли чьи-то добрые руки, или согрел плечи тёмный уютный плед.
Внутри Михаэлекирхе похожа на грот. Смыкаются над головой каменные своды, окна пропускают неяркий свет, проступают на стенах и потолке над алтарём барельефы и скульптуры, и вот уже на моих глазах архангел Михаил повергает дракона, щекастые ангелочки порхают над земной юдолью, а грешники с лицами, на которых отражены отчаяние и мука, обрушиваются в ад.
Трепещут язычки свечей, отражаясь на каменных стенах почти без украшений, горят светильники возле скромного распятия, и в полумраке словно светится лик Мадонны, окружённой ангелами и апостолами.
Здесь действительно улетучиваются из головы сумбурные суетные мысли, и хочется если и не молиться, то молчать и думать. О чём-то светлом. Вечном. Важном.
Елизавета Баварская. Образ императрицы, которую родные и друзья ласково называли Сиси – Sisi (в художественной литературе и кинематографе используется вариант написания Сисси), словно витает над Веной, над крышами дворцов Шёнбрунн и Хофбург.
Прелестная хрупкая женщина с нежным, но твёрдым характером и трагической судьбой. Она была женой австрийского императора Франца Иосифа, всю жизнь испытывала на себе груз враждебности и деспотизма властной свекрови – эрцгерцогини Софии, была невероятно популярна среди своих подданных и искренне любима ими и погибла в результате нападения итальянского анархиста Луиджи Лукени. Удар заточки, нанесённый Лукени, попал прямо в сердце. Но Елизавета даже попыталась продолжить прогулку, и лишь через несколько минут почувствовала головокружение, слабость, после чего потеряла сознание и вскоре умерла.
В Хофбурге расположен музей императрицы, где хранятся её личные вещи, наряды, украшения, на стенах висят портреты, на которых предстаёт обворожительная молодая женщина с тяжёлой короной фантастически густых длинных волос и взглядом умным и твёрдым.
Для меня Вена была пронизана незримым присутствием императрицы Сисси, и это незримое присутствие начало придавать городу ту духовную осмысленность и особенную атмосферу, которой ему так не хватало.
Итак, выбирать вам. Возможно, то, что в Вене оставило меня равнодушной, вызовет ваш искренний восторг и восхищение. Или таких находок, которые я назвала «маленькими очарованиями», у вас будет гораздо больше.
Или больше времени, чтобы проникнуться Веной. Возможно, мне не хватило именно его – времени.
Ещё по теме:
📌"Австрия. ЗАЛЬЦБУРГ: сказкин дом у подножья Альп"
📌"Бельгия. АНТВЕРПЕН: века, унесённые облаками..."
Ранее:
📌"Италия, ciao! СИЕНА: божественная мера красоты (часть II)"
📌"Жемчужина Саксонии. ДРЕЗДЕН: красота, восставшая из руин"
Далее:
⭐"Северная Италия. ПАЛЬМАНОВА: светит незнакомая звезда"