Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

Никогда не будет 18. Надя Рушева: жизнь как росчерк пера

Оглавление

Со старых нечётких фотографий на нас смотрит юная девушка, почти ребёнок. Мечтательный взгляд словно стремится ввысь и проникает сквозь время – время, которое для неё не наступило.

Надя Рушева. Её рисунки будто созданы порывом ветра или вычерчены солнечным лучом – настолько они стремительны, легки, неосязаемы и при этом удивительно наполнены жизнью. И ещё они напоминают рисунки Пушкина на полях его рукописей.

-2

Когда я смотрю на работы Нади из цикла «Война и мир», «Пушкиниана», «Мастер и Маргарита», меня не оставляет чувство, что божественный Гений цеплял как паутинку невесомые образы на кончик её пера. Быть может, это правда, ведь сама художница говорила о своих рисунках: «Я их заранее вижу…Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».

-3
-4

Надя никогда не делала эскизов и не пользовалась ластиком, при этом в её рисунках нет помарок и исправлений – как будто девочка действительно обводила невидимые контуры, доступные только её глазам.

-5

Надя родилась в Улан-Баторе в семье художника Николая Константиновича Рушева и тувинской балерины Натальи Дойдаловны Ажикмаа.

В тот же год – летом 1952 – Рушевы переехали в Москву. Николай работал художником на Центральном телевидении в редакции театральных постановок, а Наталья, оставив балет, посвятила себя воспитанию дочери.

Наталья Ажикмаа и Константин Рушев
Наталья Ажикмаа и Константин Рушев
Маленькая Надя с мамой и папой
Маленькая Надя с мамой и папой

В пять лет Надя начала рисовать карандашом, хотя никто её этому не учил. Более того, до поступления в первый класс девочка не умела читать и писать. 36 иллюстраций к пушкинской «Сказке о царе Салтане» она нарисовала, будучи первоклассницей, за один вечер, когда отец читал ей вслух.

-8

Особенностью юной художницы было и то, что Надя никогда не рисовала с натуры. Богатое воображение безошибочно подсказывало ей образы героев сказок и повестей Пушкина, позднее – булгаковских Мастера и Маргариты, Иешуа и Берлиоза.

Именно поэтому отец, понимая, как уникален дар дочери и как легко его может стереть в пепел любое давление, жёсткие рамки и правила, принял решение не отдавать Надю в художественную школу.

-9
-10

Позднее Надя освоила перо, фломастеры, пастель, появились рисунки в цвете. Современники видели в ней талантливого книжного графика, сама же Надя мечтала стать художником-мультипликатором.

В 1964 году, когда девочке было двенадцать, журнал «Юность» организовал её первую персональную выставку. А затем состоялись ещё пятнадцать вернисажей – в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.

-11
-12

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» в те годы распространялся только через самиздат: можно было получить нелегальное издание буквально на один вечер. Впервые в Советском Союзе в сокращённом варианте его напечатал журнал «Москва» в 1966-1967 годах, и это стало значимым событием в культурной жизни страны.

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина...
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина...
-14

Надю книга захватила целиком, она совершенно погрузилась в мир, созданный писателем.

По воспоминаниям отца, «Надюша вдруг преобразилась и повзрослела... Она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала меня просьбами достать всё, что можно, о Булгакове и как-то сразу и упоённо стала создавать свою лебединую песню «Мастер и Маргарита».

-15

В цикле рисунков к знаменитому роману раскрылась не только зрелость Нади как художника, но и её гениальность, переходящая в дар пророчества и ясновидения.

-16

Не будучи знакомой с Еленой Сергеевной Булгаковой и не зная, что образ Маргариты Михаил Афанасьевич «списал» со своей жены, Надя придала главной героине романа черты жены и музы писателя. Все, видевшие рисунки, были поражены почти портретным сходством.

«Как свободно! Зрело! Поэтическая недосказанность: чем больше смотришь, тем больше затягивает. Какая амплитуда чувств! Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила». Е. С. Булгакова об иллюстрациях Нади Рушевой к роману «Мастер и Маргарита»
«Как свободно! Зрело! Поэтическая недосказанность: чем больше смотришь, тем больше затягивает. Какая амплитуда чувств! Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила». Е. С. Булгакова об иллюстрациях Нади Рушевой к роману «Мастер и Маргарита»

До сих пор именно этот цикл иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» считается лучшим, а вдова Михаила Афанасьевича на титульной иллюстрации, изображающей встречу Берлиоза и поэта Бездомного на Патриарших прудах, оставила автограф: «Как жаль, что я не знала это необыкновенное существо – Надю Рушеву».

-18

В 1967 году Надя провела незабываемый летний месяц в пионерском лагере «Артек».

-19

Конечно, девушка и там не переставала творить: рисовала стенгазеты, создавала новые рисунки. В «Артеке» Надя подружилась с Олегом Сафаралиевым, ставшим впоследствии известным кинорежиссёром, сценаристом и продюсером. У Олега Мирзагаевича до сих пор хранятся письма Нади и иллюстрации к ним.

-20
-21

Несмотря на рано пришедшее к художнице признание, восхищение ценителей, статьи в журналах и газетах и число персональных выставок, которым не всегда могли похвалиться даже взрослые состоявшиеся мастера, Надя оставалась скромной девушкой, которая училась в школе, гуляла с подругами, много читала и, конечно, рисовала.

-22

-23

Писатель Лев Кассиль описывал её как «худенькую, чернобровую девочку, молчаливо и как-то отчужденно, безразлично слушавшую всё, о чём восторженно толковали писатели, журналисты, художники».

-24

Линейная графика, присущая Надиным работам, до сих пор считается в изобразительном искусстве эталонной: простыми линиями, среди которых невозможно найти лишнюю, она передавала гамму чувств, характерные черты облика, настроение, атмосферу.

-25
«Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств, Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же – никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства». А. А. Сидоров, библиофил и коллекционер, историк искусства, доктор искусствоведения – о феномене Нади Рушевой
«Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств, Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же – никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства». А. А. Сидоров, библиофил и коллекционер, историк искусства, доктор искусствоведения – о феномене Нади Рушевой

Среди рисунков цикла «Русский балет» есть несколько, посвящённых образам балета «Анна Каренина», хотя Родион Щедрин написал его только в 1972 году.

-27
-28

Костюмы к балету создавал Пьер Карден – и они были именно такими, как изобразила их Надя Рушева. Главную партию исполнила непревзойдённая Майя Плисецкая.

-29

-30

Утро 6 марта 1969 года было самым обычным. Надя недавно вернулась из Ленинграда, где «Ленфильм» снимал документальную ленту о ней – «Тебя, как первую любовь». Девушка собиралась в школу и уже одевалась в коридоре, когда внезапно потеряла сознание. Её доставили в больницу, но спасти Надю не удалось.

-31
-32

Как выяснилось, причиной стала врождённая аневризма сосудов головного мозга. О том, что над жизнью девушки довлеет грозный диагноз, никто не знал, и сама она никогда не жаловалась даже на малейшее недомогание.

«Бомба замедленного действия» сдетонировала мгновенно.

-33
-34

На памятнике, установленном на её могиле, изображён Кентаврёнок из Надиного цикла «Эллада» – забавное мифическое существо с задорными кудряшками, недетски-серьёзным взглядом, острыми копытцами и венком в руках.

-35

Наследие юной художницы сложно подсчитать: оно составляет более 12 тысяч рисунков, но сколько их Надя подарила друзьям, сколько разлетелось в письмах, потерялось на первых выставках!

-36

Николай Константинович Рушев все отмеренные ему после смерти дочери годы посвятил её памяти, организации выставок, подготовке альбома. Он написал воспоминания «Последний год Надежды», которые долгие годы хранились в московской квартире Рушевых, пока мама, Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, любезно не дала согласие на публикацию отрывков из них в одну из юбилейных дат Нади.

Отца не стало в 1975 – он пережил Надю всего на 6 лет.

-37

По-тувински её имя звучало как Найдан и в переводе означало «Вечно живущая». Так и случилось: Надя живёт в своих рисунках, в образах, которые навсегда вошли в классику изобразительного искусства.

Читайте также:

Творчество советской художницы оказалось очень близко канонам японской классической эстетики.

-38

«Японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках, – писал журналист Дмитрий Шеваров. – Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодёжь в большинстве своём о Рушевой ничего не слышала. «Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!» – говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях».

-39
-40

21 октября 1982 года была открыта малая планета, которой учёная-астроном Людмила Георгиевна Карачкина дала имя № 3516 Rusheva.

«Бегущая по волнам». Рисунок Нади Рушевой
«Бегущая по волнам». Рисунок Нади Рушевой
Недетский почерк детского рисунка.
Пера разбег – как будто взмах крыла.
Певучих линий тоненькие струнки
Звенят, срываясь с кончика пера.
Вальсирует свободно по паркету
Листа рука.
Душе дар Богом дан провидеть.
Проступают силуэты
Сквозь плотный белый ватмана туман.
И очертанья чудного мгновенья
Встают из пепла, возвещая вновь,
Что живы божество и вдохновенье...
И вечны жизнь, и слёзы, и любовь...
Нам сквозь туман неверья и сомнений,
Из тайников бессмертного вчера,
Протягивает вечно юный гений
Нить Ариадны с кончика пера.

Поэтесса Татьяна Смирнова – Наде Рушевой

-42

Надя Рушева. 31 января 1952, Улан-Батор — 6 марта 1969, Москва

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

-43
-44
-45