Эта работа написана на немецком языке в сентябре 1916 г., в обстановке затягивающейся мировой войны. По содержанию во многом повторяет статью «О лозунге разоружения», написанную позже. Работа издана в швейцарской газете «Интернационал молодежи» осенью 1917 г. [1]
Структура
Состоит из короткого введения и 3-х глав. В первых двух главах выявлена связь требования разоружения с классовой борьбой и социальной революцией. В третьей главе описана связь «разоружения» с оппортунизмом.
Содержание
В стане революционного крыла голландских, скандинавских и швейцарских социал-демократов идут разговоры о смене военной части программы-минимум. В партийной прессе, в рамках борьбы с вредной патриотической позицией «защиты отечества», разворачивается дискуссия на тему замены лозунга «милиция или вооружение народа» требованием разоружения.
Сторонники замены лозунга выдвигают главный довод: «разоружение» — наилучшее требование против любого милитаризма и против всякой войны. Однако Ленин выдвигает контрдовод — социалисты не могут быть против в с я к о й войны. Почему не могут? Потому что социалисты: 1) стоят за революционную войну против буржуазии и поддерживают национально-освободительную войну зависимых народов (прим., Китай, Индия) против империалистических стран-угнетателей, 2) не отрицают гражданскую войну угнетенных классов против буржуазии, 3) стоят за оборонительную войну победившего в одной или нескольких странах социализма против буржуазных государств (или за освободительную войну несоциалистических стран от оков буржуазии). [2]
Мечтатели о мирном социализме забывают, что ему предшествует острая классовая борьба. Не стоит бросать оружие и переходить к мирной жизни, пока победа социализма не одержана в мировом масштабе: «Только после того как мы низвергнем, окончательно победим и экспроприируем буржуазию во всем мире, а не только в одной стране, войны станут невозможными». [3]
Ленин добавляет довод в пользу вооружения народа: без овладения оружием угнетенный класс так и будет оставаться в положении раба. Поскольку в классовом обществе оружие армии и милиции буржуазных демократических стран направляется против угнетаемого класса, постольку последний должен вооружаться для победы и освобождения. «Нашим лозунгом должно быть: вооружение пролетариата для того, чтобы победить, экспроприировать и разоружить буржуазию». Только после этого пролетариат может сложить всякое оружие. [4]
В качестве доказательства реальности своей теории Ленин приводит исторические факты: роль трестов и фабричного женского труда и Парижскую коммуну 1871 г. Логика такая: тресты угнетают женщин и детей, но они и прогрессивны. Мы не хотим возврата к домашнему труду, поэтому мы боремся с трестами, выдвигая лозунг: «вперёд через тресты и дальше к социализму!». Эту логику с некоторыми изменениями можно применить и к милитаризации народа.
Далее. Женщины и дети вооружались в Коммуне, воюя плечом к плечу с мужчинами? Да. Так почему же не использовать в пропаганде объективный процесс развития милитаризации, и не направить его на борьбу против буржуазии? История показывает, что развитое буржуазией вооружение то и дело направляется на угнетаемый класс (прим. при разгоне забастовок), и не дело последнего покорно складывать оружие.
Сторонники разоружения критикуют тезис о вооружении относительно оппортунизма. Дескать, от лозунга «вооружения народа» рукой подать до патриотического лозунга «защиты отечества», что играет на руку буржуазным правительствам и заставляет выступать в связке с последними. Мол, «вооружение» мешает бороться с оппортунизмом в рабочей среде.
Ленин доказывает, что наоборот, борьба за разоружение ослабляет борьбу с оппортунизмом. Он выделяет две линии оппортунизма: открытый, социал-империалистский оппортунизм Плеханова и Ко, и более опасный, скрытый оппортунизм реформаторов Каутского-Гаазе. Первые прямо отказываются от революции и выступают в союзе со своими правительствами. Вторые прикрывают соглашательский союз пацифистскими лозунгами и марксистскими фразами. Обе линии оппортунизма замалчивают связь империалистической войны с революцией. За лозунгом о разоружении скрывается уход от реальности: вместо борьбы против суровой действительности «разоруженцы» зарывают голову в песок. И самое главное — этот лозунг уводит от назревших вопросов о революции.
Выстраивая военную программу социал-демократии Ленин объявляет о реакционности всякой войны буржуазии империалистических стран и добавляет, что пролетариат должен выступать не только против такой войны, но и «должен желать поражения «своего» правительства в таких войнах и использовать его для революционного восстания, если не удастся восстание, с целью воспрепятствовать войне». [5]
По мысли Ленина, социальное требование разоружения порождено географическими, экономическими и прочими условиями существования мелких государств (прим., Швейцария, страны Скандинавии), находящихся вне военного противостояния крупных империалистических стран и подходит только в национальных рамках малых государств. Но это требование не соответствует революционному крылу социалистов: «Объективно, «разоружение»... отнюдь не интернациональная программа интернациональной революционной социал-демократии». [6]
Примечания:
[1] Актуальность «военного вопроса» связана с тем обстоятельством, что к осени 1916 года повышается риск втягивания нейтральной Швейцарии в мировую войну.
[2] В 1916 году Ленин пишет книгу «Империализм, как высшая стадия капитализма», в которой доказывает, что капиталистические страны развиваются неравномерно, поэтому социалистическая революция победит не сразу во всех странах, а сначала в одной или нескольких.
[3] Ленин. Военная программа пролетарской революции. М, 1933, С. 15
[4] Там же, С. 17
[5] Там же, С. 21
[6] Там же, С. 23
Автор: В. Серков