Найти тему

История о том, как я самостоятельно готовилась к ЕГЭ по английскому языку и сдала его ровно на тот балл, который хотела

Перед 11 классом я сама любила читать/слушать истории о чужом опыте подготовки к ЕГЭ. Мне это было полезно, поэтому вот, принимаю эстафету – делюсь

В целях на 11 класс я прописала себе 97 баллов на ЕГЭ по английскому. И правда получила 97. Впрочем, по литературе и русскому я планировала получить 100 баллов - не сработало, но это уже другая история

В школе у нас до 9 класса был неплохой такой английский, а про качество уроков в последние два года лучше промолчу. Думаю, понимаете, каким обычно бывает английский в школах.

К ЕГЭ нас толком не готовили. Учитель пару раз за год дала егэшные тесты, пару раз послушала у нас описание фотографий (ошибки не объясняла, это выглядело примерно так: - У тебя так много ошибок! - Какие? - Я что, помню?), пару раз мы написали эссе. Притом о формате ЕГЭ она, кажется, имела весьма смутное представление. Требования к эссе часто перевирала. Например, настаивала, чтобы мы писали 3 аргумента для обоснования своей точки зрения (хотя указано, что можно 2-3), не знала про правило 10% при подсчете слов в эссе.

В общем, к ЕГЭ готовилась я сама.

С английским дела у меня обстояли неплохо, хотя ни на какие дополнительные я никогда не ходила. С седьмого класса у меня вдруг обнаружилась любовь к языкам и я начала самостоятельно глубже погружаться в английский. Почитывала в оригинале, иногда смотрела видео и сериалы. Какое-то время подолгу зависала на Duolingo и LinguaLeo. ОГЭ в 2019 сдала на 68/70.

К моменту начала 11 класса у меня хорошо были развиты пассивные навыки - на стабильном таком B2, а вот активные.. Как собака: понимать - пойму, а вот самой сказать..

Впрочем, устная часть в ЕГЭ по английскому довольно шаблонная, поэтому даже без особых навыков спонтанного говорения, но с постоянной тренировкой и прослушиванием себя на диктофоне всё вполне реально.

Как выглядела подготовка?

В марте десятого класса я сходила на вузовский пробник, чтобы посмотреть, как у меня примерно обстоят дела. Получилось 67 баллов из 80 (без устной части). Нормально, но мне, естественно, хотелось больше.

В марте одиннадцатого класса было уже 74 балла.

Раз в неделю я засекала три часа и садилась делать весь вариант из фипишного сборника Вербицкой. Конечно, так всё выглядело в идеале, по факту же мне после школы не всегда хватало сил и концентрации на все три часа - что-то откладывалось на потом.

После рефлексировала, изучала ошибки, смотрела незнакомую лексику. Двадцати вариантов Вербицкой было мало, я еще брала сборники Бодоньи и Музлановой. Варианты там, к слову, составлены не вполне адекватно: и в плане сложности, и в плане здравого смысла вообще. Слишком замудренные темы эссе, тесты повышенного уровня сложности, ещё больше косяков в ответах, чем в сборнике ФИПИ.

В этих тестах у меня стабильно было на 7-12 баллов меньше, чем в приближенных к самому ЕГЭ тестах Вербицкой, демоверсии и открытых вариантах. То есть демоверсия у меня была на 55/60, а типичный музлановский вариант - на 44. Пощекотать нервишки - самое то.

Устную часть тоже делала примерно раз в неделю.

Письмо и эссе... Вот тут мне пришлось всё-таки потратиться, как бы мне ни было жалко денег. С особенностями формата этих заданий я и так разобралась, но мой уровень языка недостаточно высокий, чтобы быть уверенной в том, что я пишу. Мне нужно было, чтобы знающий человек указывал на ошибки и помогал разобраться с ними.

Эссе и - чуть реже - письмо я отправляла эксперту, который летом занимается проверкой на настоящем ЕГЭ. Большую часть года писала эссе на 11/14, никак не могла уйти от этой цифры. Такое застой демотивировал, но я продолжала писать. Только к концу года более-менее стабильно появлялись 13 баллов, раза три даже - все 14.

Иногда хромала грамматика, иногда логика, иногда решение коммуникативной задачи было не на полный балл. Иногда мозг пытался адаптировать сложные конструкции на русском под английский - получалась тяжеловесная чушь. Чаще всего теряла баллы из-за лексической несочетаемости и кальки с русского.

Активные навыки языка всё еще слегка подхрамывали и на самом ЕГЭ, но я старалась осторожничать и использовать фразы, в которых точно уверена. Ну, почти. Мне всё-таки жутко приспичило упомянуть "внутренний мир", хотя я не была точно уверена, как это будет на английском. Долго сидела и думала, inner world или internal.. Inner или internal... Всё-таки inner. Угадала.

Эссе, кстати, вообще странная штука. Вроде оно развивает критическое мышление - ты смотришь на проблему с разных точек зрения, но при этом в последнем абзаце нельзя написать нечто типа "все по-своему правы, все мнения имеют право на существование, мир, радуга, пони" - нужно до последнего толдычить только что-то одно.

ЕГЭ прошел неплохо. Тексты приятные (котики, питание, экономия денег - ну что за прелесть), звук на аудировании хороший, на устной части было достаточно комфортно. Темы эссе - адекватные (писала по "To be happy one needs good friends"). Смутило одно задание в 32-38, но на языковой чуйке как-то правильно выбрала фразовой глагол (to run out of energy).

В итоге - 97 баллов. Повезло, что у меня был промежуток аж в две недели между ЕГЭ по русскому и английскому, так что я совершила своего рода марш-бросок за эти дни - это сказалось на результате.

Где потеряла баллы? Один балл в третьем чтении (недопоняла - не столько текст, сколько логику составителей), один - в третьем аудировании. Тест вышел на 58/60, хотя в среднем тесты из сборника ФИПИ я решала на 54.

И ещё один балл пропал из-за второго задания в устной части. Для меня это было странно - я больше переживала за четвертое, самое сложное задание. Так и не знаю, какой именно вопрос у меня могли не засчитать, вроде бы всё там было нормально. Может, где-то сильно грамматически накосячила и сама не заметила этого. Всё-таки устная часть - штука волнительная.

Не меньше меня удивил максимум за лексику-грамматику и writing.

Мне в свое время помогло чтение писем и эссе на максимальный балл, поэтому вот - теперь моя очередь делиться:

Любимое во время подготовки:

  • тренажер устной части Svetlana English Online (+ ее канал на ютьюбе и канал Natalie Rees English School)
  • сборник вариантов от ФИПИ
  • онлайн кембриджский словарь
  • бесплатные вебинары онлайн-школ на ютьюбе

Несколько инсайтов для собратьев по несчастью будущих выпускников:

  • Лучшее, что вы можете делать во время подготовки, - писать пробники на время. На ЕГЭ его не так много, как хотелось бы
  • Умение концентрироваться - важно
  • Делайте задания в таком порядке, в каком вам удобнее. Я, например, уставала к тому моменту, когда приближалась к третьему заданию по чтению - а оно требует много сил. Поэтому шла делать лексику-грамматику и только потом возвращалась к тому чтению
  • Пишите эссе на адекватные темы, а не на взятые из левых сборников. Сборник вариантов от ФИПИ, демоверсия, открытые варианты, темы эссе прошлых лет - ваши лучшие друзья
  • Если сильно затрудняетесь в заданиях, где нужно выбирать ответ, идите от противного - вычеркивайте варианты ответов, которые точно не подходят. Выбирать наугад тогда придется не из 4 вариантов, а из 2-3 - уже больше вероятность, что попадете
  • Чем шире кругозор, чем более развито критическое мышление, тем легче писать эссе
  • Написать себе план перед написанием эссе бывает очень полезно: мысли сразу структурируются

Про подготовку к русскому писала тут

Про нервный 11 класс и прогуливание школы ради подготовки к ЕГЭ и олимпиадам - тут