Найти тему

"К сожалению, мы не можем...". Деловая переписка как необходимое зло

Оглавление

Независимо от того, как часто ты пользуешься деловой перепиской, всегда может возникнуть необходимость грамотно составить письмо. Покажу тебе это на примерах.

Я работаю руководителем уже много лет и постоянно использую деловую переписку в разных сферах. Но навык грамотного составления делового письма пригодится любому человеку.

Деловая переписка занимает особое место в письменной коммуникации.
Передача и чтение письменных сообщений — вид вербальной коммуникации. По сравнению с устной её преимущество в том, что люди более обдуманно подходят к тому, какую информацию хотят донести до собеседника. Но такой способ занимает больше времени и не может обеспечить немедленную обратную связь.

Деловое письмо — особый тип документа, имеющий юридическую значимость и регулирующий экономико-правовые и социальные отношения между собеседниками.

Царский Указ... Pixabay.com
Царский Указ... Pixabay.com

Функции деловой переписки

Информационная

В письме фиксируются факты, сведения, мнения и другие явления практической и мыслительной деятельности людей, на основе которых можно спрогнозировать поведение собеседника.

Организационная

С помощью делового письма автор воздействует на собеседника, чтобы организовать его деятельность или направить его к нужному итогу.

Коммуникативная

Деловая переписка позволяет "законнектиться" с собеседником, чтобы добиться точного восприятия и понимания друг друга в процессе общения.

Юридическая

Деловая переписка часто используется в решении трудовых споров и конфликтов внутри организации или между партнёрами.
Юридическая сила — это свойство официального документа, которое указывает на соответствие законодательству и позволяет использовать документ для совершения юридически значимых действий.

Принципы деловой переписки

Деловая переписка должна отвечать общим нравственным и этическим требованиям. Также она обладает принципами, которые позволят сделать взаимоотношения с партнёрами устойчивыми, эффективными и продуктивными.

Учтивость

Выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству. Проявляется в приветствиях, пожеланиях и общей тональности письма. При этом НЕ стоит использовать вычурные обороты, например: «Не будете ли Вы так любезны» или «соблаговолите подписать».

Предупредительность

Стремление первым оказать любезность и избавить другого человека от неудобств и неприятностей.

Тактичность

Чувство меры и границ в общении, превышение которых может обидеть собеседника или поставить его в неловкое положение. Чтобы избежать этого, нельзя допускать бестактность в переписке при выборе вопроса к собеседнику или излишнюю настойчивость в письме-просьбе. Также важно уважать вкусы и мнения других людей.

Точность

Подробное недвусмысленное описание обещаний, требований, просьб или обязательств. Язык деловых бумаг стандартизирован, чтобы придать письму юридическую силу. Поэтому любая фраза в документе должна иметь только одно значение и толкование.

Корректность

Умение держать себя в рамках приличия в конфликтных ситуациях, когда появляется желание высказать критические замечания, либо выразить своё знание и право на новую конструктивную идею.
Если письмо имеет агрессивный тон или оскорбления, то собеседник не будет воспринимать прочую информацию в сообщении. Оскорбительный тон вызывает обиду, которая «блокирует» конструктивный диалог.

Всегда мечтал о такой машинке. Pixabay.com
Всегда мечтал о такой машинке. Pixabay.com

Структурные блоки делового письма

Обращение

В этом блоке обращаются к адресату по должности, имени, фамилии, иногда по отчеству. Также допускаются прилагательные. Если же письмо составляется не для конкретного лица, то обращение можно опустить.

Вводная часть

В этом блоке излагается повод для письма. При этом часто ссылаются на важные даты, документы и факты, чтобы напомнить адресату необходимую информацию.
Например:
В связи с...
Согласно договору от 14.10.2019 No 17/11...
Наше руководство рассмотрело ваше предложение...

Основа
Обозначается основная цель письма – согласие, предложение, просьба, благодарность, рекламация, соглашение и так далее.
Пример:
С радостью сообщаем...
К сожалению, на данный момент...
Просим ответить...

Заключительная часть
Выражается надежда на ответ, положительное решение вопроса, признательность, пожелание.
Например:
Надеемся на плодотворное сотредничество...
Благодарим Вас...
С уважением...

Категории деловых писем

По структурным признакам деловые письма можно разделить на 2 категории:
Нерегламентированные
Оформляются в свободной письменной форме с соблюдением требований к расположению реквизитов.
Регламентированные
Составляются по определённому образцу, который касается:
формата бумаги;
состава реквизитов;
текстовых и словесных оборотов.

Регламентированные письма состоят из клишированных, стандартных фраз, позволяющих без затруднения понять намерение пишущего. Для автора письма важно адекватно и уместно использовать эти стандартные обороты. В этом поможет язык документа.
Язык документа — средства официально-делового стиля, которые обеспечивают собеседникам готовые языковые формулы для стандартных деловых ситуаций. Благодаря этому возникает правильное и адекватное восприятие информации.

Пишите больше, пишите лучше, как говорит наша любимая техническая поддержка.

Это моя последня экспертная статья, ради написания которой я переработал огромный материал, собрал опыт коллег и потратил массу времени. Дзен не дает показов таким статьям, так что это трата времени и не более того.