Часто можно встретить публикации о том, что офицеры Следственного комитета на кого-то возбудили уголовное дело, арестовали или вовсе навели порядок с электро-самокатами. Нередко можно встретить подобное и в художественных фильмах. Но давайте разбираться с этим вопросом, есть ли офицеры в Следственном комитете.
Стоит начать с того, что сегодня ведомство возглавляет достаточно колоритный персонаж, для которого ответ однозначен. Вряд ли он не считает сотрудников своего ведомства офицерами. Плюс ко всему, он потомственный казак (записано с его слов). Нельзя и сбрасывать со счетов внешний вид формы, который иногда напоминает военную форму образца 40-50 год. Скажем так, сталинские ассоциации.
Впрочем, мироощущение мироощущением, а нужно разбираться куда глубже. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" относительно сотрудников Следственного комитета употребляет слово офицер. Но лишь в отношении тех, кто проходит службу в военных следственных управлениям (отделах).
Относительно тех, кто имеет специальные звания юстиции, такой термин не употребляется. Да, по большому счёту, работа гражданского следователя и военного фундаментально не отличается: один УПК, одни задачи. Просто субъекты, в отношении которых ведётся следствие, разные. Мы не будем вдаваться в подробности того, насколько разные объёмы работы у гражданских и военных следователей, но такое положение вещей выгляди странным.
Кстати, при переходе из военного следственного подразделение в гражданское (или наоборот), присваивается специальное звание, равнозначное воинскому. Обратно работает симметричным способом. Но не суть.
Расшифровка термина "офицер" нет ни в одном нормативно-правовом акте. Да, есть упоминание этого термина в контексте Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ. Но упоминание и расшифровка термина - вещи разные.
Впрочем, толковые словарь Ожегова даёт нам следующее определение:
лицо командного и начальствующего состава армии и флота, а также в милиции и полиции, имеющее воинское или специальное звание
Само слово "офицер" имеет немецкие корни. А вот на средневековой латыни "officiarius" - должностное лицо. Получается, что под изначальный термин "офицера" попадает неограниченный круг лиц, имеющий отношение к государственной службе.
Впрочем, всё это не имеет особого значения. Некоторые будут бить себя в грудь, называя офицером исходя из ведомственной принадлежности и наличия специального звания. Другие будут доказывать с пеной у рта о том, что они офицеры, считая, что только армейские люди могут считаться офицерами.
Когда споры спускаются в такие плоскости, можно смело сказать о том, что ни те, ни другие в действительности офицерами не являются. Офицер - это не только воинское или специальное звание. Это не только служба на государство. Это ещё и определённая любовь к Родине и достойные поступки.
Споры об офицерстве лучше оставить разным чванствующим гражданам. Некоторые вообще зачем-то вспоминают дворянские времена, жандармерию и прочие неразумные сравнения в контексте современных реалий. Чаще всего они офицерами являются лишь формально (а некоторые и вовсе прапорщиками с нереализованными амбициями).
На деле они больше напоминают надувших щёки детей в пожилых телах. Офицер - это не только и не сколько звание, столько определённая философия и образ жизни. И не тот, с которым порой ассоциируются профессиональные военные. Это нечто большее.
Если подвести итоги, то, безусловно, в Следственном комитете есть офицеры. И не важно, с воинскими званиями они или специальными. Важно другое. Нужно уважительно относиться друг к другу независимо от цвета погон, звания и так далее. Все служивые люди выполняют задачи по защите Родины, просто они разные и неуместны в сравнении. Да и ставить себя выше других только исходя из принадлежности к чему-либо дело такое...
© Кунсткамера нравов