Найти тему
Морская коллекция

Легкие крейсера. Быстроходные минные заградители. Предел совершенства. "Аполло"

Оглавление
Аполло_ в Северной Атлантике
Аполло_ в Северной Атлантике
Быстроходный минный заградитель HMS Ariadne, 1944 г. Художник Olaf Rahardt.
Быстроходный минный заградитель HMS Ariadne, 1944 г. Художник Olaf Rahardt.

Перед Второй мировой войной британцы заложили четыре уникальных быстроходных крейсера -минных заградителя типа "Эбдиэл". Уже первые операции, в которых приняли участие корабли, показали, что они не только самые быстрые в Королевском флоте, но и по настоящему универсальные. Они могли выставить активное минное заграждение в нужном месте под прикрытием темноты и незамеченными вернуться назад. Но они могли и быстро доставить необходимые грузы в осажденную крепость.

-4
-5

-6
-7
-8

Эти способности оказались на вес золота на Средиземном море, где немцы и итальянцы блокировали Мальту и осадили Тобрук. Прорыв быстроходных крейсеров на Мальту с грузами продовольствия и боеприпасов, с летчиками для истребителей позволил отстоять остров. Крейсера использовали на износ. Осенью 1943 года в строю не осталось ни одного из четырех кораблей, только один был на длительном ремонте после немецкой торпеды.

Подробнее-здесь:

Еще не было потерь, но Адмиралтейство заказало еще два крейсера по этому удачному проекту, но, конечно, с учетом полученного боевого опыта. Два крейсера, HMS Ariadne и HMS Apollo, построенные по усовершенствованному проекту, составили вторую группу крейсеров-минзагов типа "Эбдиэл".

Основным отличием кораблей второй группы стал состав вооружения. К моменту постройки британская промышленность уже освоила новые зенитные автоматы-на базе "эрликон" и "бофорс" и Королевский флот смог отказаться от устаревших "пом-помов". Роль авиации в войне на море выросла многократно и для увеличения количества зенитных автоматов конструкторы безжалостно пожертвовали "лишней" установкой главного калибра.

На крейсерах осталось лишь две спаренные установки 102-мм Mk.XIXA. Зато по проекту они несли три спарки 40 мм "бофорсов" Hazemeyer-Bofors Mk.IV и пять спарок 20 мм автоматов Oerlikon Mk.V. Кроме того крейсера получили более современное радиолокационное оборудование: радар типа 286М(затем 291) для обнаружения надводных и воздушных целей, РЛС типа 285 для управления главным калибром, тип 282 для управления огнем зенитных автоматов, РЛС обнаружения надводных целей- на HMS Ariadne - типа 272, на HMS Apollo - типа 276.

-9

HMS Ariadne, 1943 г.
HMS Ariadne, 1943 г.
HMS Apollo, февраль 1944 г. (вверху), май 1944 г. (в середине) и август 1945 г. На врезке герб корабля.
HMS Apollo, февраль 1944 г. (вверху), май 1944 г. (в середине) и август 1945 г. На врезке герб корабля.
HMS Apollo, январь 1945 г. На врезке герб корабля.
HMS Apollo, январь 1945 г. На врезке герб корабля.
HMS Apollo, август 1945 г. На врезке герб корабля.
HMS Apollo, август 1945 г. На врезке герб корабля.
HMS Ariadne, 1943 г.
HMS Ariadne, 1943 г.
HMS Ariadne, февраль 1944 г. (вверху), май 1944 г. (в середине) и август 1945 г. На врезке герб корабля
HMS Ariadne, февраль 1944 г. (вверху), май 1944 г. (в середине) и август 1945 г. На врезке герб корабля

HMS "Apollo" М01, с 1948-N01. Hawthorn Leslie, Ньюкасл. Заказан 28.05.1941. Заложен 10.10.1941. Спущен на воду 5.4.1943. Вошел в строй  2.1944. Исключен в 1962

HMS "Ariadne" М65 A. Stephen & Sons Ltd. (Glasgow, Scotland), Коуэн. Заказан 19.04.1941. Заложен 15.11.1941. Спущен на воду 16.2.1943. Вошел в строй 10.1943.  Исключен в 1965

Водоизмещение (стандартное/полное)2810
4100 тонн, Размерения (длина/ширина/осадка)127,38 / 12,20 / 3,96-4,65 м.
Двигатели- два ТЗА Parsons, 4 ПК Адмиралтейского типа, 2 вала, 71 950 л.с. Скорость хода 36,08 узла. максимальная 39,25 узлов. Дальность плавания (полным/экономичным ходом)1200 / 4100 миль. Запас топлива 830 тонн мазута и 52 тонны соляры. Экипаж 257 чел.
Бронирование - башни 3,2 мм.Боевая рубка 6,35 мм.
Вооружение- 2×2 — 102-мм/45 универсальных орудий Mk.XVI.
Зенитная артиллерия- 2×2 — 40-мм/56 автомата Bofors Mk.IV; 6×2 — 20-мм/70 автоматов Oerlikon Mk.V.
Минно-торпедное вооружение- 156 мин; 15 ГБ.

HMS Apollo в начале 1945 года получил дополнительно два 20 мм автомата на спонсоны нижнего яруса носовой надстройки. В августе 1945 года спарки Oerlikon заменили одинарными 40-мм автоматами Boffin. К концу войны крейсер имел 10 "бофорсов" и два 20 мм "эрликона".

Радиолокационное оборудование- станции типов 276, 291, 285 и 282.

В конце 40-х годов обе установки Hazemeyer поменяли на спарки Mk.5 с директорами STD. Грот-мачту сдвинули к корме. 20 мм Oerlikon стояли на крейсере минимум до 1953 года. РЛС тип 276 заменили на современные 293, дополнительно установили навигационные радары типа 268.

В 1954 году HMS Apollo был переоборудован в качестве флагманского корабля Флота метрополии. На кормовой надстройке появился второй ярус с адмиральскими апартаментами, зенитное вооружение сократили до 2×2 и 2×1 40-мм автоматов.

С 1948 года крейсеру сменили код с М на N, а с начала 1957 года номер стали наносить на борт-N01.

На HMS Ariadne для унификации в снабжении боеприпасами в марте-апреле 1944 года обе установки Hazemeyer и носовая спарка Oerlikon были заменены на три спаренных 40-мм автомата Bofors Mk.1 американского типа с постами управления огнем Mk.51. В августе 1945 года оставшиеся пять спарок Oerlikon были заменены 40-мм автоматами Boffin (Bofors на установке Mk.V с силовым приводом). Всего стало 11 установок 40 мм "бофорс".

HMS Apollo и HMS Manxman на стоянке Резервного флота в Ширнессе, конец 1940-х гг.
HMS Apollo и HMS Manxman на стоянке Резервного флота в Ширнессе, конец 1940-х гг.
HMS Apollo (справа) рядом с HMS Gambia
HMS Apollo (справа) рядом с HMS Gambia

Крейсер "Аполло". Май 1943 г.
Крейсер "Аполло". Май 1943 г.

HMS Apollo M01/N01

Головной крейсер второй группы заложили на верфи "Hawthorn Leslie and Company" в Ньюкасл он Тайн 10 октября 1941 года. Проблемы военного времени отразились на сроках строительства. Со стапелей корабль сошел только 5 апреля 1943 года. К испытаниям приступили в начале 1944 года. 12 февраля Apollo вступил в состав флота.

Первым боевым заданием для корабля стала постановка заграждения у берегов Франции в рамках подготовки к операции "Оверлорд". Например, с 17 апреля по 25 мая вместе с скромным трудягой войны , минным заградителем Plover (выставил более 15 тысяч мин за войну!), он поставил 8 заграждений между Иль Верже и Ушантом. Конкретно Apollo поставил тогда 1170 мин Mk XVII вдоль северного побережья Корнуолла.

7 июня 1944 года именно с борта крейсера за развитием высадки наблюдали командующий операцией "Оверлорд" американский генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр, главный по морской части операции главнокомандующий флотом адмирала Бертрам Рамзи, а также генерал Бернард Ло Монтгомери и штабные офицеры из SHAEF(Главное командование союзных сил). Правда недолго, крейсер зацепил мель и погнул винты. Командование перешло на эсминец HMS Undaunted, а крейсер отправился на ремонт. Пользуясь случаем при ремонте на крейсер установили еще пару "эрликонов". "Эрликонов" много не бывает. В строй корабль вернулся в конце октября 1944 года.

Как раз в это время Адмиралтейство получило от разведки информацию о готовящемся прорыве немецких подлодок нового типа. Британцы решили установить новые минные противолодочные заграждения на опасных участках.

Apollo с 26 октября по 3 декабря 1944 года активно ставил мины. Всего было поставлено 14 заграждений из более чем полутора тысяч мин. После чистки котлов, крейсер вернулся к работ в январе 1945 года. Ночью 14/15 января он поставил активное заграждение у норвежского острова Утсира. Затем заграждения были усилены у английского побережья-31 постановка из 4685 мин. На этих минных полях позднее погибли немецкие подводные лодки U-1021 и U-325.

21 февраля HMS Apollo получил повреждения в результате столкновения с корветом HMS Clarkia и до 4 марта ремонтировался в Пемброке.

По подсчетам Т. Бёртона, в период с 16 января по 11 апреля HMS Apollo выставил в общей сложности 4686 мин в 31 заграждении, в том числе 21 - на юго-западных подходах, 4 - на северо-западных подходах и 6 - в Ирландском море.

В апреле 1945 года в связи с активизацией действий немецких подлодок против союзных конвоев в Мурманск, крейсер установил 276 мин на входе в Кольский залив(«Операция Траммел»). Хотя советское командование приняло английское предложение не сразу и без восторга, но после этого северные конвои нападениям не подвергались, а на заграждении вероятно подорвалась и погибла германская подводная лодка U-286.

Вообще крейсер стал самым трудолюбивым в серии-он за войну поставил наибольшее количество мин — около 8500 (упоминается 8361).

Наследный принц Норвегии Улаф инспектирует экипаж HMS Apollo перед походом в Осло, 11 мая 1945 г.
Наследный принц Норвегии Улаф инспектирует экипаж HMS Apollo перед походом в Осло, 11 мая 1945 г.

После капитуляции Германии Apollo и однотипный Ariadne в сопровождении тяжелого крейсера HMS Devonshire в мае 1945 года доставили в Осло наследного принца Олафа и министров норвежского правительства. 22-24 мая туда же перевезли норвежских моряков, воевавших в британском флоте.

Если война в Европе была закончена, то на Тихом океане продолжалась ожесточенная война с японцами. После очередного ремонта крейсер получил назначение на Дальний Восток. Поход длился с 22 июня по 2 августа. Во время остановки в Сиднее крейсер получил дополнительные "бофорсы", доведя их количество до 10. "Бофорсов" много не бывает.

Пока шли работы, Япония капитулировала. До мая 1946 года корабль использовали как быстроходный транспорт, для перевозки срочных грузов, почты и припасов, армейских подразделений, военнопленных, репатриации бывших британских военнопленных через Шанхай. Затем корабль вернулся в Англию и был выведен в резерв.

В 1951 году, после начала Корейской войны, возвращен в строй, в состав 2-й крейсерской эскадрилье Флота метрополии и даже в ноябре 1954 года назначен флагманом Флота Метрополии (де-факто он и до этого исполнял эти обязанности). После урагана "Чарли", разрушившего Ямайку 17 августа 1951 года, крейсер доставил на остров срочную гуманитарную помощь.

15 июня 1953 года Apollo с адмиралом Джорджем Кризи на борту принял парад на Спитхэдской рейде во время Fleet Review в честь коронации королевы Елизаветы II.

В 1953-54 годах переоборудован под штабные нужды, часть вооружения была снята ради дополнительной надстройки.

За девять лет, с 1951 по 1960 год, командующие флотом совершили на его борту множество визитов в зарубежные страны (включая два посещения Ленинграда - в 1955 и 1960 годах).

В середине 50-х несколько потеплело в международных отношениях. Корабли противников по холодной войне стали посещать порты вероятного противника. Советские корабли побывали в английских и других европейских портах. В Ленинград стали заходить британцы, голландцы и прочие натовцы. В октябре 1955 года вместе с авианосцем HMS Triumph и эсминцами крейсер Apollo прибыл с визитом «доброй воли» в Ленинград. Во время визита Ленинград постигло очередное наводнение. 15 октября вода поднялась на 285 см. Авианосец поднимался по Неве до моста Лейтенанта Шмидта.

-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28
-29
-30
-31

25 августа 1960 года эсминец HMS Battleaxe , швартующийся рядом с крейсером в Портсмуте, получил выброс пара в турбину и навалился на крейсер, который в свою очередь столкнулся с фрегатом Wakeful. Фрегат сорвало с якоря и он врезался в кессон у входа в док. Apollo получил повреждения корпуса.

В 1960 году быстроходный минный заградитель был официально переклассифицирован в посыльное судно (Despatch vessel). В апреле 1961 года Apollo исключили из списков флота, продали компании «Хьюз Болкоу» ( Блит, Нортумберленд ) и 28 ноября 1962 года отправили на слом.

Добавьте описание
Добавьте описание
На крейсере "Аполло" перед минной постановкой. 1945 г.
На крейсере "Аполло" перед минной постановкой. 1945 г.

Добавьте описание
Добавьте описание

HMS _Apollo_ в начале 1944 года (На топе фок-мачты установлен радар типа 276 вместо типа 272
HMS _Apollo_ в начале 1944 года (На топе фок-мачты установлен радар типа 276 вместо типа 272

-36
-37
HMS Apollo в Скапа-Флоу 26 февраля 1944 г., вскоре после вступления в строй.
HMS Apollo в Скапа-Флоу 26 февраля 1944 г., вскоре после вступления в строй.
-39
HMS Apollo в стандартном Адмиралтейском камуфляже, март 1944 г.
HMS Apollo в стандартном Адмиралтейском камуфляже, март 1944 г.
-41

HMS Apollo в Мельбурне, август 1945 г.
HMS Apollo в Мельбурне, август 1945 г.
HMS Apollo под флагом командующего Флотом метрополии встречает королевскую яхту «Британия». Инвергордон, 27 мая 1957 г.
HMS Apollo под флагом командующего Флотом метрополии встречает королевскую яхту «Британия». Инвергордон, 27 мая 1957 г.

HMS Apollo после переоборудования во флагманский корабль, 21 октября 1954 г.
HMS Apollo после переоборудования во флагманский корабль, 21 октября 1954 г.
-45
1950
1950
1955
1955
1955
1955
HMS Apollo в заливе Лох-Эриболл, вторая половина 1950-х гг. Экипаж занимается покраской
HMS Apollo в заливе Лох-Эриболл, вторая половина 1950-х гг. Экипаж занимается покраской
HMS Apollo под флагом командующего Флотом метрополии встречает королевскую яхту «Британия». Инвергордон, 27 мая 1957 г.
HMS Apollo под флагом командующего Флотом метрополии встречает королевскую яхту «Британия». Инвергордон, 27 мая 1957 г.

HMS Apollo после переоборудования во флагманский корабль, 21 октября 1954 г.
HMS Apollo после переоборудования во флагманский корабль, 21 октября 1954 г.
Быстроходный минный заградитель HMS Apollo в начале 1950-х годов.
Быстроходный минный заградитель HMS Apollo в начале 1950-х годов.

HMS Ariadne M65

Последний корабль серии был заложен 15 ноября 1941 года на верфи "Алекс Стефан энд Сан" в Коуэне, спущен на воду 10 февраля 1943 года, вошел в состав флота 9 октября 1943 года.

Перелом в войне уже произошел и первое задание нового крейсера было небоевым и нестандартным- он доставил рождественские подарки и почту в Гибралтар.

На обратном пути, во время стоянки в Гибралтаре, крейсер был привлечен к охоте за немецким блокадопрорывателем Alsterufer, который вез в рейх стратегические материалы из Японии (в основном вольфрам и натуральный каучук). Всего из Японии вышло 5 судов, но завесы союзников последовательно уничтожали немецкие суда. На перехват были отправлены все имеющиеся в наличии крейсера. Ariadne вошел в один отряд с Gambia и Penelope.

-53
HMS _Ariadne_ в сентябре 1943 года
HMS _Ariadne_ в сентябре 1943 года
HMS Ariadne у побережья Шотландии в период испытаний, осень 1943 г.
HMS Ariadne у побережья Шотландии в период испытаний, осень 1943 г.

Против охотников за немецкими блокадопрорывателями Деницем была отправлена группа подводных лодок «Боркум» (Borkum) из 13 единиц. А 24 декабря навстречу транспортам из Бордо вышли 8-я флотилия эсминцев и 4-я флотилия миноносцев – по шесть кораблей в каждой.

Ariadne не повезло-немцев он не встретил. 27 декабря Alsterufer был обнаружен авиаразведкой и в 16-15 «Либерейтор» из 311-й (чешской) эскадрильи RAF удачным бомбовым ударом накрыл судно. Экипаж покинул горящее судно и через два дня был спасен канадскими корветами.

5 эсминцев и 6 миноносцев капитан цур зее Г. Эрдменгера были перехвачены крейсерами HMS Glasgow и HMS Enterprise. В ходе боя в Бискайском заливе немцы потеряли 1 эсминец и 2 миноносца, а у британцев было лишь двое убитых.

Итогом операции стало прекращение надводных поставок из Японии.

Вместе с крейсерами-победителями Ariadne затем вернулся в Англию. Обозленные немцы пытались отомстить и небольшая эскадра подвергалась регулярным налетам, в том числе с применением управляемых бомб с реактивным двигателем Hs-293. Но 29 декабря корабли успешно прибыли в Плимут.

Адмиралтейство в конце 1943 года по просьбе американских союзников (хоть один быстроходный минный заградитель!) приняло решение направить крейсер на Тихий океан против Японии. 20 января 1944 года с полным грузом мин через Панамский канал крейсер ушел на Тихий океан и 4 марта прибыл в Перл-Харбор. Здесь он прошел дооборудование под службу в тропиках и получил аппаратуру для связи с американскими кораблями. Вместо одной из спарок "эрликонов" поставили спарку "бофорсов".

Крейсер включили в состав 7-го флота, действующего к северу от Австралии. Первое время корабль производил скоростные перевозки между австралийскими портами, а затем вошел в состав американского соединения "TF 75". В ночь с 19 на 20 июня он выставил минное заграждение у побережья Новой Гвинеи. 1 сентября установку повторили.

Осенью крейсер занимался перевозками войск. 20-25 октября быстроходный минзаг в составе австралийской оперативной группы (тяжелые крейсера HMAS Australia и HMS Shropshire, эсминцы HMAS Arunta и HMAS Warramunga, фрегат HMAS Gascoyne), десантные транспорты «Вестралия», «Манура» и «Канимбла») участвовал в десантной операции в заливе Лейте.

15 ноября в ходе десантной операции в составе соединения американского флота (2 эсминца, 1 эскортный миноносец (USS Shaw, USS Caldwell и USS Willmarth), 20 десантных барж) на индонезийском острове Пегун был высажен полк 31-й пехотной дивизии(по др. данным американские морские пехотинцы). Операция прошла идеально- артподготовка подавила японские огневые точки, а десант благополучно высадился и без сопротивления захватил остров для развертывания метеостанции и радиомаяка.

Когда Адмиралтейство получило развединформацию о готовящемся прорыве новых подлодок, на Альбионе решили усилить группировку для дополнительных минных заграждений. Ariadne получил приказ вернуться на родину. 10 апреля 1945 года крейсер прибыл в Англию и с 11 апреля по 6 мая корабль выставил 1650 мин на 11 заграждениях.

Всего крейсер успел выставить около 2000 мин( иногда упоминается явно заниженная цифра 1352, приводимая М. Кокером).

После разгрома Германии, крейсер перевозил в Норвегию норвежских солдат, воевавших в составе союзных войск.

Затем все три оставшихся в строю крейсера-минзага решили вновь отправить на Дальний Восток , там война продолжалась. В июне на борт корабля загрузили 30 тонн запчастей к РЛС и 15 августа он прибыл в Сидней. Воевать уже было не с кем. До мая 1946 года использовался как войсковой транспорт, занимался репатриацией британских военнопленных из Японии, перевозками почты , военнопленных и ротацией подразделений.

После возвращения в метрополию корабль поставили в Плимуте в резерв. Больше в строй он не вводился. В Корейскую войну и во время Суэцкого кризиса корабль пытались расконсервировать, но помешала нехватка личного состава. В 1963 году его исключили из списков и продали на слом фирме W. H. Arnott, Young and Co, в феврале 1965 года он прибыл в Далмури и к июню был разобран.

HMS Ariadne в резерве в ожидании списания, конец 1950-х гг.
HMS Ariadne в резерве в ожидании списания, конец 1950-х гг.
HMS Ariadne на стоянке Резервного флота в Ширнессе, 1950 г.
HMS Ariadne на стоянке Резервного флота в Ширнессе, 1950 г.

Последним построенным британцами крейсерам-минзагам пришлось намного легче, чем их собратьям из первой группы. Они уцелели, да и в сильно крутых передрягах им не довелось участвовать. Тем не менее они стали "трудягами" той войны, поставив более 10 тысяч мин и доставив тысячи тонн грузов и тысячи людей.

После войны активно послужить пришлось только одному из них, но зато он побывал в Ленинграде.

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам