Немцы столкнулись с ожесточённой русской обороной на дальних подступах под Москвой и на фронте под Ленинградом. С октября по начало декабря войска группы армии "Центр" атаковали рубежи Красной Армии и несли довольно ощутимые потери. С октября по декабрь 1941 года немцы не досчитались в своих рядах 145 тысяч человек. Сразу нужно сказать, что наши потери были неизмеримо выше. При обороне Москвы погибло 514 тысяч человек и было ранено почти 144 тысяч человек. Немцам не удалось выполнить реализовать молниеносной войны, и это обстоятельство вынудило их признать необычайную крепость русской обороны.
Русский солдат - мастер маскировки
Уже значительно после войны немецкий генерал Э. Миддельдорф писал, что русские уставы характеризуют "наступление как основной вид боевых действий", но все же наиболее сильной стороной русской армии являлась оборона. По мнению немецкого военного теоретика и участника войны, причиной тому был русский национальный характер, для которого свойственна способность "всё перетерпеть, всё вынести" и, если нужно, "позволить себя убить ... в одиночном стрелковом окопе" (это уже сказано конкретно о солдатах).
Миддельдорфа восхищал "избыток сил у каждого отдельно взятого [русского] человека". Особенно же он проявлялся в "сильной связи русского солдата с природой". Эта связь позволяет ему "мастерски оборудовать свои позиции и прекрасно маскироваться".
Второй причиной силы оборонительного русского метода генерал Миддельдорф считал "бескрайние русские просторы", которые "позволяли русским на протяжении всей их многовековой истории ... использовать их в свою пользу, когда противник "погибал не столько от меча, сколько от собственного напряжения сил"".
Особенности русской оборонительной тактики
Русская тактика ведения оборонительных действий имела, по мнению Миддельдорфа, отличия от организации обороны других армий мира:
- при наступлении крупных сил противника русские почти всегда возводили оборонительные позиции на обратных склонах холмов, а "маскировались путем создания выдвинутых вперед ложных позиций в 200–300 м от переднего края, которые подготавливались на склоне, обращенном к противнику, или гребне высоты";
- русские создавали эшелонированную глубокую оборону;
- очень тщательно, иногда даже в ущерб требованиям защиты пехоты и артиллерии обеспечивалась надёжная противотанковая оборона и строились особые противотанковые рубежи;
- от пехоты требовался навык считать бой в окружении обычной формой обороны;
- "города, другие населенные пункты и даже отдельные дома рассматривались как важные опорные пункты и подготавливались к круговой обороне".
Два вида русской обороны
Миддельдорф определил, что в годы войны русская армия использовала два вида обороны: оборону на нормальном и на широком фронте.
При этом в обоих случаях создавались передовые позиции, выдвинутые на удаление до 10 км от главной полосы обороны. Обычно они занимались пехотой, артиллерией, саперами, иногда отдельными танками и прикрывались заграждениями всех видов, начиная с минных полей.
Перед передним краем главной полосы обороны за 2–3 км выставлялось боевое охранение, которое отходило только в последний момент и спасалось как могло.
Оборудование оборонительных позиций для ведения противотанковой обороны всегда сочеталось с виртуозной маскировкой.
Постскриптум
Как сетовал в заключении своего исследования немецкий генерал, "для немецкой боевой разведки часто было трудно определить, какой вид обороны используется русскими в том или ином случае. Эти трудности усугублялись отличной маскировкой, которая включала в себя не только укрытие от наблюдения всех оборонительных сооружений, но и, прежде всего, введение противника в заблуждение путем умело организованной огневой деятельности, а также ложных демонстративных действий".
С одним только можно не согласиться, читая анализ Миддельдорфа - уже с декабрьского контрнаступления 1941 года под Москвой Красная армия показывала характер не только в обороне, но и в наступлении, закончившимся, как известно, в Берлине.