От хорошему к плохому, от Гоголя, который я пересматриваю уже не первый раз и даже не второй, от фильма про Басманова "Князя Серебряного", к вот этому вот. То есть, к "Золотой орде". Все уже поняли, что я люблю исторические фильмы и сериалы, да?
(Цикл постов про князя Дракулу подтверждает).
Вот так, между делом, я упомянула двух князей. В "Золотой орде" князья тоже есть, в количестве нескольких штук. Но знаете, чем князь Дракула (исторический, не вампир) и князь Серебряный отличались от князя Новгородского, князя Суздальского и далее по тексту?
От их поступков фейспалмить не хотелось.
Серьезно, на всю Русь в "Золотой Орде" показан ровно один князь, который ведет себя адекватно. Вот просто адекватно занимаемой должности. Ага, это Великий князь Ярослав.
Потому что он занимается делами, а не... тем, чем занимаются его родственники (да, по моим ощущениям, в этом сериале все русские князья друг другу родственники - впрочем, исторической действительности соответствует). Он работает, а не развлекается, и думает своей головой. Казалось бы, "думать своей головой" - необходимая опция не только для князя, но и в принципе для взрослого человека?
Не в этом сериале.
Потому что у Ярослава имеется брат, чье изображение я сейчас даже искать не буду, мне и в сериале на его физиономию смотреть все противнее и противнее. Брат, на ничтожности которого внимание акцентируется прям с самого начала всеми способами.
Начиная с жены...
В общем, смотрим на жену. Потом смотрим на название поста. Да-да, княгиня Устинья - древнерусская феминистка №1, отстаивающая право женщина на выбор (жизни вообще и мужа в частности), до какого-то момента ведущая себя в отношениях с супругом весьма независимо и отказывающаяся заводить с ним общих детей по простой конкретной причине. Причина называется - "Нечего трусов плодить".
(Серьезно, это почти дословная цитата).
Ну и тряпки у неё, и вообще в сериале, хороши. Я одежду имею в виду.
Почему в контексте женского феминизма вообще потребовалось упоминать мужчин? А потому, что болтать княгиня могла сколько угодно, но вот сама распоряжаться собственной жизнью, как оказалось, нет.
(Внезапно, да, учитывая, что это древняя Русь).
Хотя можно за уши притянуть, что сама-дура-виновата, нечего было разговоры о женских правах перед татарами которые сильно не такой прогрессивный народ разводить, но давайте будем честны - княгине это и так в сериале высказывалось. И не раз.
А еще тут есть древнерусская феминистка №2...
Не, не княгиня. Никакая. Вообще ни разу. Но богатырша (более чем уместно здесь это слово). Дерется лучше иных мужчин, из лука стреляет так, что впечатляет татар канон, приличную часть сериала ходит в мужской одежде и иногда даже выглядит в ней убедительно. А, еще косу отрезала.
Мулан, короче.
И вот это, ИМХО, уже ближе к феминизму здорового человека. Особенно если учесть, что мужа она при всем при том продолжает любить и уважать, а он сам вполне её уважения заслуживает. Да, не князь. Невольник у татар. Но характер, поведение, поступки...
(В общем, мораль такова - сильный мужчина и сильная женщина вполне могут быть вместе и любить друг друга, и жене не обязательно мужа унижать для демонстрации своей независимости).
Тогда зачем ввели исключительно мерзкую линию с отношениями Устиньи и её мужа? Что этим хотели донести?
Ладно, теперь поподробнее, что именно там мерзкого. Княгиня считала мужа слабаком и трусом что по её высказыванию и поступкам понятно, да?, он в принципе действительно силой воли и характера не отличался, но в начале сериала выглядело еще терпимо. Нормальный такой рабочий тандем - княгиня умная и властная, князь... хмм, не такой умный и властный, но жену любит и слушается. Но, видимо, Устинье глобально не хватало чего-то еще.
Того самого мужика, ага.
И мужик приехал - в лице татарского хана. И высказался - "Хочу вот эту или давайте мне тридцать тысяч воинов".
И угадайте, кто изначально был против больше всего?
Не, не Устинья она потом передумала. И не её муж князь Борис. Высказал свое "Фу" великий князь Ярослав. И сложно было с ним в этот момент не согласиться, особенно зная отношение к таким вещам не только на Руси, но даже у тех же монголов. Настоящую жену от живого мужа забирать - фу.
(Наложниц можно, рабынь можно, пленниц можно, а женами так не разбрасывались).
Нормальное отношение к такой ситуации в сериале потом даже высказывается вслух. "Я думала, ваши мужчины набросятся на нашего хана". Это, если что, говорит как раз татарская пленница, ханом в подарок князю Ярославу привезенная. Персонажи-татары в сериале вообще как-то в среднем больше в теме понятия чести, чем персонажи-русские (особенно знатные-богатые).
(Хотя ладно, потом немного лучше становится, хоть смотреть можно без фейспалма).
Но сдали все-таки Устинью. По сути, муж как раз и сдал. С такого поворота княгиня сама впала в истерику - и да, основания для этого имела. А муж её князь Борис потом еще пытался бравировать - "Я жену отдал, зато тридцать тысяч жизней спас".
(А ничего, что вместе с женой ты отдал какое-никакое уважение к себе народа и в принципе возможность спокойно править в своем Суздале, на что ты сам же позже и жалуешься?).
Так что князь попал в... хмм, неприятно пахнущую субстанцию, княгиня попала в гарем, а сам хан...
Хан, кстати, тоже вляпался. Но об этом в другой раз. Может быть. Наверное.
Выводы?
1) Феминизм бывает адекватный.
2) И неадекватный тоже (когда декларируемое не соответствует возможностям и вообще твоим реальным интересам).
3) Понять месседж "русская знать плохая кроме самого главного русский народ хороший" в общем, легко. Но зачем такой посыл в этом сериале - я не понимаю.
Ваша Аэлла.
#сериалы #российские сериалы #история россии #история #золотая орда #культура #кино #историческое кино #новое кино #персонажи сериалов