Уточняю сразу - под "девочкой" я не имею в виду самого Басманова, несмотря на все шуточки в его адрес (особенно в фильме 1991 года, который по сюжету как-то вообще не про него). Но именно этот самый фильм до сих пор вдохновляет многих девочек и не только на творчество в разных видах - от клипов до рисунков и рассказов. И особенно вдохновляет одна конкретная сюжетная линия - отношения Басманова с Иваном Грозным.
Как оно было исторически - мы не знаем. Никто точно не знает. Вот правда. Поэтому говорить можно только о героях фильмов и книг, а не о реальных исторических личностях (исключение - в контексте событий, которые подтверждены документально). Итак, фильм 1991 года, снятый по повести "Князь Серебряный". На самом деле, снятый довольно близко к тексту. Я читала. Реплики Басманова местами переданы вообще дословно. Но. В тексте они так не звучат.
То есть, читая повесть в первый раз, я видела в Басманове (в персонаже повести, уточняю) человека, который знает, что его все (ну, или большинство) ненавидят и презирают, и пытается над этим смеяться. Причем даже не только потому ненавидят и презирают, что он в платье плясал. Нет. По духу повести, опричников в принципе не любят, и опричники друг друга тоже не любят. Улыбаются в глаза, повернешься спиной - глотку перегрызут. Поэтому Басманов вполне верно оценивал ситуацию. И, будучи человеком смелым (его смелость отмечает сам князь Серебряный), выбирает путь - "Терять нечего, любить все равно не будут, так что буду утрировать и преувеличивать то, что про меня говорят, хоть посмеюсь".
Поэтому создается впечатление, что на самом-то деле между Грозным и Басмановым ничего не было. Во всяком случае, такое впечатление сложилось у меня. И слухи насчет их... хмм, неплатонических отношений имеют примерно тот же характер, что и пресловутое "Насосала!" в адрес женщины при деньгах. Басманова отмечает государь, неужели за ум, смелость и таланты? Нее, слишком обидно так думать ("Мы что, глупее и трусливее?!"), списывать все на те самые особенные таланты в кроватно-танцевальной области как-то приятнее.
А теперь фильм. Вроде как слова сказаны те же самые. Но. В контексте фильма, а не повести, где можно прочитать о настоящих мыслях и чувствах персонажей, выглядит оно уже совершенно иначе. Не хватает деталей, чтобы сказать - да, этот Басманов тоже смеется и утрирует, он не всерьез. В итоге как-то сложно увидеть того самого смелого-умного-талантливого (даже гордого в некотором смысле) за мехами и серьгами.
Кстати, одежда Басманова в фильме вообще отдельная тема. Почти всегда он одет богаче (во всяком случае, ярче) и роскошнее самого царя. Усугубляется это тем, что он выше и шире в плечах. Если приглядеться, Басманов тут вообще физически больше остальных персонажей, включая князя Серебряного, на равных в кадре с ним мало кто может стоять. И в результате производится впечатление выскочки. Был ли Басманов в повести выскочкой?
Можно сказать, что да. Но он не был только выскочкой.
Так и что же привлекает в этом персонаже именно в фильме? Да-да, в основном отмечается именно внешность. "Красавчик Басманов, как такого не любить, понимаю Грозного" и так далее, и тому подобное. Если приглядеться к фактуре самого актера - да, красивый. Плюс типаж "высокий-темноволосый-бледный", о причинах популярности которого уже писалось. И да, накладывается легко - Басманов из знатного рода, талантами не обделен и хм... фатально не понят.
Этого достаточно?
Если учесть, что на фанатских артах канонично (по фильму) статный и широкоплечий (как, кстати, и мой любимый Гоголь) Басманов предстает не только высоким, но еще и худым, ладно, изящным- может, и да. Хотя сам этот феномен интересен. Ведь не только рисуют - еще и в рассказах пишут про тонкие запястья, изящную шею и тому подобное. Да блин, где вы там тонкие запястья видите и вообще хоть что-то тонкое, не Сиэль же.
Что еще есть любопытного? В фанатском творчестве Басманов обычно пребывает в двух амплуа - несчастный влюбленный мальчик и законченная стерва (да, именно женского рода, слова "стервец" всей полноты образа не передает). Иногда и то, и другое - из влюбленного мальчика после бед-страданий-несчастий вырастает стерва. Жизненно, конечно. Самое красивое описание подобной метаморфозы - у Меладзе, что уж там.
И на самом деле, в образ стереотипной стервы вот этот весь шик-блеск-меха-бриллианты вполне вписываются. Я бы даже сказала, есть некая отсылочка к нулевым, не будь фильм выпущен в 1991 году. Заметили, кстати, сколько в образе Басманова красного? Никого не напоминает?
Ага, Грелль Сатклифф. Тоже несчастно влюбленный (уже канонично) и тоже явно косящий под роковую женщину со своими красными ногтями, красными платьями, красной помадой... Скажите спасибо, что в его случае это все золотом не разбавлено, как у Басманова.
А вообще про значение красного цвета исторически и для женщин я чуточку упоминала, рассказывая о Люси Вестенра. В двух словах - цвет нехороший. Разве что в католической традиции приличным считался, а вот в православии и протестантизме...
Тонко намекаю: Русь при Иване Грозном была православной (как, впрочем, и сейчас), и Басманов - единственный мужчина, который в фильме таскает красный в таком количестве. И как бы не вообще единственный герой, женщин там в таком тоже не замечено. Если кто-то вспомнит про красну девицу - ну, вы не одиноки, князь Серебряный тоже по этому поводу высказался, а позже и сам царь.
Если кто-то вспомнит про красну девицу в другом контексте - мол, красный значит красивый - это тоже подходит. Вот только однозначно положительное значение у этого цвета разве что при язычестве было. Потом все стало непросто.
И тот факт, что все стало непросто, мне тоже как-то хочется отнести к причинам привлекательности Басманова. Потому что...
Ага, Яков Петрович Гуро, следователь и мерзавец, в "Гоголе" тоже в красном плаще зажигает. Про опасность цвет, особенно в контексте неоднозначных персонажей. А опасность понарошку (фильм же) привлекательна.
Потому что эмоции.
Ваша Аэлла.
А тут еще всякого исторического, про Россию в том числе.