Найти в Дзене
Просто Училка

Почему вычитание детям даётся труднее, чем сложение? Рассмотрим несколько причин и потренируемся вычитать

Оглавление

Я знаю, что сейчас лето и каникулы. Однако, обязана напоминать моим читателям, что именно в каникулы у нас есть время подчистить "хвосты" и заделать пробелы, которые могли появиться в конце этого сложного (по многим причинам) учебного года.

Сегодня мы говорим о вычитании в пределах 20. Именно на нём и основано всё вычитание, которым мы с вами пользуемся, даже не замечая, как это происходит.

Почему вычитать труднее, чем складывать?

Во-первых, у многие школьники испытывают сложности с арифметическими действиями (+ и -) из-за незнания состава числа 10. Это знание совершенно необходимо и как для сложения-вычитания, и для тренировки таблицы умножения. (Тренировка на состав числа 10 в видео)

Во-вторых, я бы предложила рассмотреть нелюбовь к вычитанию с психологической стороны.

Что для нас значит плюс?

Плюс это прибавилось; приросло; хорошо; стало много; теперь больше; ещё хочу.

Вот такие образы формируются в голове, когда мы говорим о плюсах. То есть окрашиваем это действие позитивно.

Что для нас значит минус?

Минус отняли; снизилось; вычли из зарплаты; лишили премии; пропало, потерялось.

Окраска явно негативная. Нам не нравится, когда денег стало меньше, или когда лежало пять яблок, а Петя три съел. Это обидно и не радует.

А ребёнок хватает все эти фразы и образы из нашей речи. У него подспудно формируется негативное отношение к вычитанию, только и всего. Я обязана сказать, что это мои личные наблюдения. Но, разумеется, коллеги могли тоже заметить такие закономерности, я не присваиваю себе авторства. Для критиков сейчас писала)

Поэтому, когда мы с ребятами оттачиваем вычитание, то первым делом выясняю, что ребёнок не любит. К примеру, можно не любить пауков. Тогда составляем устный пример-сказку:

Вчера в ванной сидели 4 паука, на стене сидели. Но утром 2 паука ушли, на работу, наверное. Сколько пауков осталось?

Или так: у папы было 7 проблем, но 6 проблем он уже решил, теперь сколько ему осталось? Одна маленькая проблема, ерунда, справится!

Когда уменьшается что-то неприятное, мозг сам помогает и примеры решаются легко. Попробуйте!

А вот видео, в котором мы делаем тренировку на вычитание в пределах 20. Абстрактные 16-9 никак не представляются, а предметные камушки или пуговицы легко всё расставляют по своим местам.

Вы мне скажете: что за чушь, автор?! А как же счётные палочки?! Отвечу. Их теперь не везде используют. Не хватает у учителей времени по разным причинам, вот и пролетают галопом тему за темой. А навык устного счёта, такой необходимый и важный, не формируется. Не считают ребята в уме, состав десятки не знают, поэтому через десяток перебираются с трудом. Да и много ещё других сложностей, но не о них мы сегодня.

Друзья мои! Попробуйте эти упражнения и напишите, помогло или нет. Тогда я дальше буду выкладывать наработки и видео. И помните: "Готовь сани летом!", да? Понемножку каждый день и всё у вас с ребятами получится, не сомневайтесь. А если что напишите, постараюсь помочь хотя бы советом. Жду вас в комментариях!

Статьи по смежным темам:

"Не можете победить таблицу умножения? Попробуйте игровые способы по её усвоению"

"Как научиться решать задачи?"