Автор генерального плана Санкт-Петербурга, создатель грандиозных проектов и просто любимый архитектор Петра I Доменико Трезини на склоне лет решил обзавестись собственной усадьбой с крестьянами, чтобы поправить своё материальное положение и отдохнуть от городской суеты. Выбор итальянского зодчего на русской службе пал на небольшую мызу Зарецкую в Копорском уезде Ингерманландии, ныне это уже несуществующая деревня Большое Заречье Волосовского района Ленинградской области. Но, обо всём по порядку.
Прогулка императрицы Марии Фёдоровны
Согласно прошению на имя императрицы Анны Иоанновны, Доменико Трезини была пожалована мыза Зарецкая в июле 1730 года, где он развернул бурную хозяйственную деятельность. Однако уже спустя год архитектор сделал неприятные выводы: поместье не только не несёт желанной выгоды, но и постоянно требует в себя вложений. В 1734 году архитектор скончался и в дальнейшем поместье принадлежало его сыну Маттео Трезини, отличившемся судебной тяжбой с собственными крестьянами.
Значительное время поместьем владели потомки архитектора, среди которых выделяется внучка Екатерина, вышедшая замуж за Василия Григорьевича Шкурина, того самого камердинера, который устроил поджог собственного дома в Петербурге, чтобы отвлечь внимание Петра III от очередных родов Екатерины II. Василий Григорьевич на пару с внучкой Трезини владели Заречьем, плюс ко всему он был награждён Екатериной II поместьем в Елизаветино. Одновременно со Шкуриными частью поместья также владела другая внучка архитектора Анна, которая вышла замуж за Григория Ефимовича Радыгина. В дальнейшем, младшая дочь Радыгиных Агриппина вышла замуж за Пахома Кондратьевича Чернова и получила долю имения в качестве приданного. Вплоть до конца XIX века Заречье было поделено между тремя семьями: Шкуриных, Радыгиных и Черновых.
Однако, наследники указанных семей, являющихся потомками Доменико Трезини по частям продают свои владения Вениамину Асташеву, окончательно ставшим владельцем Заречья в 1888 году, но уже в 1891 году Заречье сменило собственника и было продано Удельному ведомству Гатчинского округа, то есть спустя 160 лет имение вернулось в фонд имущества семьи Романовых. Место было настолько красивым и облагорожённым, что сюда вместе с детьми и внуками прибывала на прогулки вдова Александра III императрица Мария Фёдоровна.
Между войнами
За время существования поместья в Заречье была не только облагорожена территория, но и создана масса построек благополучно доживших до начала Великой Отечественной войны, самой древней из которых являлась каменная мукомольная мельница на левом берегу реки Оредеж. Другие строения были в основном деревянными и даже без фундамента, среди них указываются кузница, хлев, каретная, сторожевые дома, птичник, бани и так далее. Жемчужиной поместья являлся большой усадебный дом с мезонином длинной около 20 метров и насчитывающий 11 комнат, в нём и останавливались члены императорской семьи от которых он и получил своё название "Чайный дворец".
Русская Хатынь
С началом Великой Отечественной войны деревня Большое Заречье была оккупирована немецко-фашистскими войсками. За сотрудничество населения с партизанами (Волосовская партизанская бригада, впоследствии 12-я Приморская партизанская бригада), 5 ноября 1943 года деревню сожгли гитлеровцы, а самих жителей Заречья переправили в соседнюю деревню Глумицы, где согнав в сарай заживо сожгли.
После войны деревню Большое Заречье не стали восстанавливать, организовав в 1971 году среди остатков фундаментов и русских печей Мемориал "Русская Хатынь" с памятником павшим воинам в Великой Отечественной войне. В деревне Глумицы, на месте, где произошла казнь жителей Большого Заречья, в 2015 году была воздвигнута часовня во имя иконы Божией Матери "Неопалимая купина".
Меры предосторожности: в теплое время года рекомендуется передвигаться по территории Мемориала по выкошенным дорожкам, так как среди высокой травы встречается множество змей.
Рубрика "По просторам Ленинградской области":