Найти тему
InFocus

ОСТРАЯ БЮДЖЕТНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Оглавление

Российские регионы не смогут выжить без постоянной помощи федерального центра

Бюджеты российских регионов оказались в плачевном состоянии. Экономисты  бьют тревогу, предрекая наступление катастрофы. Политики указывают на необходимость реализации пакета неотложных мер – в частности, КПРФ уже предложила полностью заменить коммерческие кредиты для регионов дотациями из бюджета.  Однако как принципиально изменить ситуацию в текущих экономических условиях – пока не понимает, похоже, никто.

На голодном пайке

«КПРФ основательно поддержит регионы. Регионы просто посадили на голодный паёк — 2,8 трлн долгов, и растут эти долги», — сказал  лидер Компартии Геннадий Зюганов. По его мнению, когда регионы опутаны долгами, а дефицит бюджета растет, выполнить огромные социальные обязательства невозможно: «Мы — за полную замену коммерческих кредитов для регионов дотациями и субвенциями из федерального бюджета».

Приходится констатировать, что бюджеты российских регионов и в этом году, и в прошедшем характеризуются тотальным дефицитом. Специалисты связывают это с рядом причин.

«Во-первых, в прошлом году субъекты были не готовы к пандемии коронавирусной инфекции, во-вторых, сказывается общий негативный социально-экономический фон. Мы уже стали забывать, что у нас и до коронавирусной эпидемии с экономикой было, мягко говоря, не всё слава Богу. В-третьих, санкционная политика тоже не способствует росту инвестиций», — заявил Infocus.press кандидат политических наук Николай Евдокимов.

По его словам, главам регионов ставят задачу привлекать крупный бизнес, однако Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) показал, что этим крупным бизнесом являются чаще всего российские госкомпании, контрактов с иностранными инвесторами очень мало, а то, что есть, это в основном китайский и ближневосточный бизнес.

Последний, по понятным причинам, предпочитает вкладываться в культурно и религиозно близкие субъекты России — Северный Кавказ, Татарстан, Башкирию, указал Евдокимов.

Он напомнил, что Башкирия уже не первый год активно взаимодействует с Катаром, что имело место быть на том же ПМЭФ в этом году. «Но это скорее исключение из правил, для большинства российских регионов привлечение зарубежных инвесторов — большая проблема», — посетовал эксперт.

-2

Российские регионы остро нуждаются в помощи Москвы

Неудивительно, что бюджетный дефицит ведет к тому, что регионы вынуждены занимать деньги. Чаще и проще всего занимать у федерального центра, однако любой займ ведет к росту регионального долга. Сейчас уже нетрудно обнаружить, что ситуация порой бывает настолько критической, что федеральный центр вынужден фактически устанавливать внешнее управление, расставляя на местах чиновников не связанных с местными элитами, либо пунктуально контролируя расходную часть региональных бюджетов. В итоге государственный долг таких регионов как Мордовия, Марий Эл, Ингушетия достиг критических величин.

«Впрочем, большая задолженность у и ряда экономически сильных регионов, например у Свердловской области, Татарстана и Краснодарского края. В целом же, федеральному центру необходимо думать о пересмотре параметров бюджетной политики. Очевидно, что дальше так продолжаться не может, даже сильные субъекты начинают испытывать заметные проблемы, причём их руководители говорили об этом ещё несколько лет назад, предвидя ситуацию. Но никакой внятной реакции не последовало, в итоге сегодня мы имеем то, что имеем», — констатировал Евдокимов.

В ожидании дефолтов

Бюджеты практически всех регионов страны на 2021 год планировались с дефицитом. Те субъекты, которые закладывали безубыточность или даже профицит (а это преимущественно депрессивные и закредитованные регионы) – очевидно, не смогут удержаться в этих рамках с учетом стагнации постковидного восстановления и введения новых ограничений.

По оценкам политолога Арсена Шаяхметова, экономическим следствием пандемии стало то, что сильнее всего она ударила по экономически сильным регионам – центрам нефтяной и газовой промышленности, машиностроения, туризма и сервиса. Наиболее бедные регионы, конечно, также ощутили на себе влияние пандемии – ситуация в экономике стала более депрессивной, а зависимость от федеральных дотаций – усилилась.

«На сегодняшний день в зоне риска находятся все регионы – кто-то больше, кто-то меньше.  Нефтегазовые регионы (ХМАО, ЯНАО, Сахалин, частично Татарстан и Башкортостан) сохранят общий уровень развития, но это потребует значительных инвестиций (в том числе за счет увеличения внешнего долга) и развития новых экономических направлений (IT, роботехника,  расширение производств). Здесь должна сыграть роль и новая модель распределение средств госкомпаний на развитие территорий, улучшение транспортной и экологической ситуации», — пояснил эксперт.

Риски сельскохозяйственных регионов (Краснодарский край, Черноземье) связаны с высоким урожаем прошлого года и вероятным снижением урожайности нынешнего – сопровождающий это рост цен также отражается на настроении граждан и их покупательской способности. Доходы от возобновившегося туризма частично покроют выпадающие доходы бюджета, но панацеей не станут.

-3

Уровень жизни в регионах страны продолжает падать

«Наиболее низкие риски у Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга – эти регионы сформировали эластичную экономическую базу, позволяющие инерционно сохранять темпы экономического роста и быть привлекательным для миграции и инвестиций. Устойчивое (хоть и непривлекательное) положение, как ни странно, у дотационных регионов (Хакасия, Тува, Алтай, ЕАО, Мордовия, Марий Эл, регионы Северного Кавказа) – они как питались трансфертами, так и продолжили, но стратегически утрачивают шансы для реабилитации экономики, усиливая патернализм», — указывает собеседник Infocus.press.

По его мнению, ждать дефолтов регионов в ближайшие месяцы не стоит – выборы на носу.  Однако проявления экономической нестабильности мы можем увидеть ближе к концу года, когда будут сводиться годовые бюджеты и планироваться бюджет на 2022 год.

Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаил Нейжмаков в разговоре с Infocus.press соглашается: простых граждан редко интересует уровень дефицита региональных бюджетов, поэтому в период парламентской кампании эта тема будет упоминаться, скорее, в фоновом режиме.

«Большее публично-политическое значение имеет вопрос, насколько жестко конкретные регионы будут вынуждены сокращать бюджетные расходы в ближайшей перспективе. У экономически благополучных субъектов федерации все же  больше лоббистских возможностей, кроме того, там выше уровень ожиданий у населения, а также у региональных элит в связи с реализацией на местах проектов, с которыми связаны их интересы. Поэтому более жесткими могут быть шаги по сокращению бюджетного дефицита (а значит, и урезанию расходов) в целом ряде экономически проблемных регионов», — считает Нейжмаков.

Он предложил вспомнить, например, обсуждение подобных вопросов в Хакасии, где Минфин республики в конце мая 2021 года направлял в Верховный Совет  региона предложения по изменениям в бюджет субъекта федерации на текущий год, в рамках которых предлагалось  сокращение расходов примерно на 3,6 млрд рублей.

Таким образом, практически все российские регионы сегодня находятся в зоне риска. Но вот сможет ли федеральный центр потянуть такую ношу – большой вопрос. Вполне вероятно, совсем скоро мы вновь станем свидетелями активной дискуссии об укрупнении регионов. Но это уже совсем другая история.

Михаил Белый

При содействии Сергея Новикова

Читайте больше материалов на нашем сайте