Потому что любому новому проекту требуется время, чтобы «встроиться» в систему или, наоборот, перестроить её. Это доказывает опыт первого в Беларуси продовольственного банка «Pishcha», а также новое исследование по этой теме. Ecoidea.by выясняет, какие изменения помогут банку заработать на полную мощь.
Продовольственные банки — это организации, которые собирают у производителей и поставщиков продукты с истекающим сроком годности, неправильной маркировкой или упаковкой, а затем распределяют их среди нуждающихся людей. Фуд-банки работают с качественной едой, которую по разным причинам невозможно продать в магазине.
Потери продовольствия в Беларуси и в мире
По данным программы ООН по окружающей среде, порядка трети всех продуктов питания, которые производятся в мире, не используются по назначению по тем или иным причинам.
Экономический ущерб от таких потерь — примерно один триллион долларов в год. Экологический ущерб — примерно восемь процентов всех антропогенных выбросов парниковых газов, которые генерируют отправленные на полигоны продукты питания. Социальный — примерно один миллиард голодающих людей в мире.
По данным исследования, проведённого в 2021 году Центром экономических исследований BEROC по заказу Центра экологических решений, Беларусь ежегодно теряет 1,2 миллиона тонн продуктов. Для сравнения, в Польше эти потери составляют 4,8 миллиона тонн продовольствия, в Литве — 0,6 миллиона тонн.
Потери продовольствия происходят на всей цепочке производства и распределения. Американское агентство по защите окружающей среды разработало иерархию методов по восстановлению продуктов питания, которые могут оказаться на полигонах. Самым действенным считается сокращение источников отходов как на уровне бизнеса, так и домашних хозяйств.
Продовольственные банки. Стратегия для Беларуси
Продовольственные банки еды успешно работают практически во всех европейских странах. В рамках проведённого исследования эксперты выделяют несколько стратегий развития фуд-банков в Беларуси.
Стратегия становления и адаптации рассчитана на распределение 36 тонн продуктов в год. Предполагается, что еда будет распределяться в режиме реального времени. Когда у донора появляются лишние продукты, он сообщает об этом по телефону и в электронном виде, и на основе этих данных банк определяет, кто из партнёров-реципиентов может принять пожертвование.
Стратегия умеренного роста предполагает старт с распределения 360 тонн продуктов в год и дальнейший прирост по пять процентов в год. На пятый год банк выйдет на объём распределения в 438 тонн продуктов.
Стратегия быстрого роста предполагает, что банк также начинает с распределения 360 тонн продуктов, но наращивает объёмы на 30 процентов ежегодно и на пятый год выходит на объём в более одной тысячи тонн.
Как пояснил Сергей Сысоев, стратегии умеренного и быстрого роста потребует больших стартовых затрат и большего числа работников.
Оптимальные для Беларуси стратегии развития продовольственных банков
Наиболее оптимальной для Беларуси, по расчётам экспертов, является первая стратегия: ежегодное распределение 36 тонн продуктов. Её особенность в том, что банк еды будет работать как структурное подразделение Центра экологических решений. Это позволит снизить операционные затраты, фуд-банку не потребуется отдельная бухгалтерия и расчётный счёт.
Стратегия предполагает, что администрировать работу банка будут два человека. Один отвечает за работу с донорами и реципиентами, второй — за ведение сайта, рекламу и связи с общественностью. Продукты распределяются по заявкам — по телефону или в электронном виде. Затраты на функционирование составят 20—30 тысяч долларов в год.
— За счёт того, что банк будет распределять небольшие объёмы, у команды будет возможность внедрить эффективные бизнес-процессы, протестировать разные подходы к работе с донорами и реципиентами, — пояснил Сергей Сысоев.
По его мнению, работа фуд-банка принесёт Беларуси экологический, экономический и социальный эффекты. Это поможет снизить объём выбросов парниковых газов от попадающих на полигон продуктов, а также позволит поднимать в обществе проблему продовольственных потерь на всей цепочке производства и потребления.
Кроме того, стоимость продуктов, которые раньше попадали бы на полигон, будет возвращаться в экономику, а развитие продовольственного банка будет способствовать созданию рабочих мест, в том числе для людей с инвалидностью.
Как изменился первый белорусский фуд-банк
В Беларуси уже действует один продовольственный банк — это проект «Pishcha», который в начале 2019 года выиграл в хакатоне «Social Weekend». В ноябре 2020 года у него появился первый постоянный фуд-донор — компания «PepsiCo».
Примерно год заняло согласование юридических аспектов и подготовка необходимой документации, чтобы банк мог функционировать.
— Зато сейчас у нас есть типовой договор для такого сотрудничества, и мы готовы им делиться, — отметила Елена Пищук.
Работа банка выстроена следующим образом. Донор по электронной почте сообщает о планируемой передаче определённого объёма продуктов. Сотрудники банка виртуально распределяют эти продукты среди организаций-реципиентов, затем принимают товар, организуют логистику и готовят необходимые документы и отчёты.
— Весь процесс исключает возможность пропажи еды, мы контролируем, кому передаются продукты, в каком количестве и качестве, — рассказала основательница проекта «Pishcha».
Одно из правил банка — не работать с продуктами, если до истечения срока их годности осталось меньше трёх дней
Одно из правил банка — не работать с продуктами, если до истечения срока их годности осталось меньше трёх дней. Нужно время, чтобы команда доставила продукты адресатам, а те успели их употребить. От «PepsiCo» поступают только упакованные продукты: баночное детское питание, хлопья, соки.
У проекта 15 партнёров-реципиентов: государственные и негосударственные социальные учреждения, был опыт работы с физлицами. Однако, отмечает Елена Пищук, подобный подход, когда банк передаёт большую партию продуктов одной крупной организации, не позволяет помочь наиболее уязвимым группам населения.
Фото из архива проекта «Pishcha»
Ещё одна проблема — однообразность, поскольку реципиент, как правило, получает большое количество одинаковых продуктов. По мнению основательницы фуд-банка, разнообразить продуктовый набор могла бы работа с ритейлерами, но здесь есть свои сложности.
Пока в Беларуси есть ряд препятствий, которые не позволяют полноценно развиваться проектам, которые хотели бы заниматься перераспределением еды.
Отсутствие законодательной базы
Исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Наталья Шаблинская считает, что ритейлеры бы с радостью восприняли идею создания в Беларуси фуд-банков. Однако в настоящий момент, по её эксперта, проект выглядит «как большая фантазия», поскольку в стране нет подходящей законодательной базы.
По словам Натальи Шаблинской, ритейлеры работают по жёстким инструкциям, и даже утилизация просроченных продуктов проходит по определённой законодательной процедуре, которая позволяет иметь документ, подтверждающий информацию о совершении акта утилизации. Такой документ может понадобиться проверяющему органу.
Недостаточно стимулов для бизнеса
По мнению Елены Пищук, чтобы мотивировать бизнес сотрудничать с фуд-банками, перераспределение ненужных продуктов должно стать дешевле, чем их выбрасывание. Пока ситуация в Беларуси противоположная.
Можно посмотреть на опыт других стран. К примеру, в Германии компании освобождаются от уплаты НДС с продукции, которая безвозмездно передана фуд-банку.
— В Германии есть две даты на продуктах — «использовать до» и «лучше использовать до». В промежутке между этими двумя датами продукты стоят ноль евро, потому что они могут быть не проданы. Соответственно, на продукт стоимостью ноль евро и налог ноль евро. Поэтому они могут в этой дельте их передавать, — рассказала Елена Пищук.
Ограниченный список получателей
Согласно указу о спонсорской помощи, в Беларуси есть ограниченный список получателей такой помощи, который не включает наиболее уязвимые категории людей.
— Условно, если человек ещё не получил удостоверение об инвалидности, у него нет «нужного» статуса, и в это время он беззащитен, — пояснила основательница фуд-банка. — В США или в Канаде отсутствует такой подход, когда у вас спрашивают документ. Если вы пришли, значит, вы нуждаетесь.
Перспективы
По словам директора Центра экологических решений Евгения Лобанова, вопрос о создании в Беларуси пищевого банка внесён в план действий по зелёной экономике на 2021—2025 годы, который сейчас проходит итоговые согласования. Поэтому есть вероятность, что изменения в законодательстве произойдут.
Пока же первый в Беларуси фуд-банк «Pishcha» работает в режиме пилотного проекта.
— Сейчас у нас есть пять тонн раз в полгода, я надеюсь, что эти объёмы будут увеличиваться со временем, — отметила Елена Пищук.
Команда проекта намерена работать в направлении изменения законодательства Беларуси, чтобы сделать перераспределение продуктов удобным и беспроигрышным для всех участников, а также расширять базу фуд-доноров и обеспечить постоянный поток распределяемых продуктов. В планах также — поиск КСО-партнёра, которому будет интересно развитие проекта «Pishcha».