Экс-руководитель регионального ОНФ в Хакасии, аналитик-любитель Евгений Мамаев не смог пройти мимо высказываний бывшего министра финансов Хакасии Алексея Иванова.
Напомним, он руководил главным финансовым органом власти во времена губернаторства Алексея Лебедя. Недавно приехал в Хакасии с его слов "с дружественным визитом", но многие видят в появлении экс-чиновника тактически выверенный ход. На Youtube появилось интервью, где Иванов несколько раз дает понять - такого беспредела в "том" правительстве не было и ссылается на прекрасные познания цифр регионального бюджета. Готовился.
Тот самый Алексей Иванов. Зачем он приехал в Хакасию
Некоторые выводы Иванова и "разбил" Мамаев в своем объемном комментарии, опубликованном в Facebook. Экс-фронтовик продолжает удивлять своей внезапной защитой правительства после долговременной критики власти по поводу и без.
А вот и сам анализ, который основывается на комментарии цитат Алексея Иванова:
1. «В среднем по шесть с половиной миллиардов рублей [долгов в год] нужно отдавать до 2029 года».
Никакого возврата долгов по 6.5 млрд руб в ближайшие три года не предусмотрено. Если бы правительство имело возможность уменьшать госдолг на такие суммы, то нужно было бы стоя аплодировать ему, а не ставить это в укор. По факту же, если посмотреть закон о бюджете на 2021 года, в целом по году речь идет не об отдаче долгов, а о наращивании госдолга на 4.6 млрд руб. В 2022 году предполагается рост госдолга на 1.1 млрд руб, а в 2023 году - на 965 млн руб. Отмечу, что такой значительной рост госдолга в 2021 году стал одним из оснований для судебной отмены закона о бюджете (превысили предельный размер госдолга).
2. Предложение о переходе на бюджетные кредиты, что позволит сэкономить миллиард рублей на обслуживании госдолга.
Безусловно, это очевидно решение и при любой возможности правительство бы им воспользовалось. Однако больше половины коммерческого долга, а конкретно 5 млрд руб – это облигации. Ставка по ним 11-12% годовых, т.е. 550-600 млн руб в год. Коммерческие же кредиты брались под ставку около 5%, выплаты по ним около 250 млн руб в год. Как видим, основная часть стоимости обслуживания госдолга - это выплаты по облигациям. Чтобы заменить их на дешевые бюджетные кредиты, нужно убедить держателей акции продать их правительству. Но вряд ли держатели пойдут на это - по нынешним временам это высокодоходный инструмент, доходы по которому в 2-3 раза выше рынка. Кто в здравом уме будет отказываться от этого? Поэтому реально можно уменьшить расходы на обслуживание госдолга лишь на 250 млн руб. Но уверен, что Минфин Хакасии занимается этим вопросом.
3. «Произвести инвентаризацию налоговой базы. Такая недельная работа»
Такое предположение предполагает, что Минфин Хакасии вообще не умеет работать - настолько это элементарно. Безусловно, такая инвентаризация давно сделана, все налогоплательщики известны. Если мне не изменяет память, в Минфине РФ есть целый отдел по работе с крупными налогоплательщиками и отдел прогнозирования. Ведется прямая работа с налогоплательщиками. Но нюанс в том, что сама по себе инвентаризация ничего не дает. Она никак не решает вопросы с выводом прибыли в офшоры или другие регионы, занижением прибыли, недостаточностью налоговой базы. Но ответа, как решить эти настоящие проблемы, мы не услышали.
4. «Нужно показать и доказать, что на выравнивание бюджетной обеспеченности региона нужны еще дотации федерального центра. Нужно доказать, что нам недодают».
Об этом говорится много лет, однако методика расчета дотаций в пользу Хакасии не меняется. Принятие бюджета на этот год с превышением дефицита - очередная попытка обратить внимание федерального центра на существующую проблему, попытка доказать, что нужны еще дотации. Как видим, и тут суда не предвидится.
5. «Четвертый пункт - конечно, надо обязательно возродить институты развития, такие, как у нас были: банк "Хакасия", Республиканский жилищный фонд, Фонд развития предпринимательства. Банк даст кредитный портфель для развития предпринимательства, среднего и малого»
Непонятно, в чем смысл создания собственного банка, если у нас в регионе достаточно банков, способных кредитовать бизнес. К тому же уставной капитал банка с базовой лицензией 300 млн руб, а с универсальной - 1 млрд руб. Плюс нужны оборотные средства. Очевидно, что свободных денег в бюджете нет. Если говорить о Банке «Хакасия», то его судьба печальна - был объединен с банком «Народный кредит», а после обанкротился. Среди причин отзыва лицензии указывает: «Проведенный временной администрацией анализ финансового состояния ОАО «Банк «Народный кредит» выявил полную утрату банком собственных средств, а также невозможность восстановления его платежеспособности».
История Республиканского фонда жилищного строительства также печальна - он находится в стадии банкротства. При этом следует отметить, что это некоммерческая организация, целью которой не является получение прибыли.
Что же касается «Фонда развития предпринимательства», то с 2014 года и по сей день в республике работает «Фонд развития Республики Хакасия», который как раз и занимается развитием предпринимательства. Также в Хакасии создан гарантийный фонд, который предоставляет микрозаймы, налаживается взаимодействие с федеральными фондами развития.
6. Г-н Иванов называет судебную отмену бюджета нонсенсом. Однако под конец передачи он говорит об антикризисной мере по стабилизации бюджета - «все публичные обязательства, которые государство должно, оно должно загарантировать, чтобы вот таких случаев, когда не могут выплатить заработную плату и отпускные, этого не должно быть. Это должно быть запланировано, как часы должно работать».
Так, собственно, такая инвентаризация и была сделана при принятии бюджета на 2021 год - заработная плата была заложена в бюджет на 12 месяцев, а не на 8-9, как было в предыдущие годы. В результате расходная часть значительно выросла. При этом доходов было недостаточно и для финансирования расходов пришлось увеличить дефицит бюджета, что и послужило основанием для судебной отмены закона о бюджете. Так что г-н Иванов предлагает ровно то, что было сделано и привело к нашумевшему судебному решению. При этом сам же осуждает этот результат.
Вот такой небольшой анализ получился. Это только крупные моменты, без комментариев по поводу исторических моментов, которые также вызывают большие сомнения в их позитивном окрашивании. В целом сложилось впечатление, что мы прослушали хороший курс популяризации простых решений - «Заболели? Полечитесь!» В последнее время он становится очень популярен в Хакасии - «Есть проблема с дорогами? Нужно заниматься ремонтом дорог!» Жаль только, что на практике все гораздо сложнее и задачи совсем другие. Но ни о самих задачах, ни о путях их решения, мы ничего не услышали».
Похоже, опытный топ-менеджер Алексей Иванов дал только поверхностный комментарий по поводу бюджета Хакасии, не вдаваясь в подробности. Но уже вызвал неоднозначную реакцию оппонентов, "диванных" аналитиков.