Найти тему

Блеск и нищета телеканала "Культура"

Оглавление

Нет ничего более удивительного на нашем телевидении, чем существование телеканала "Культура". Казалось бы, ну вот как может современное телевидение существовать без коммерческой рекламы, без множества богатых спонсоров и при отсутствии интересного для большинства контента? А вот, оказывается, может. И о том, как так получается, мы сегодня и поговорим.

Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор.

Каким будет сменщик "Пятого канала?"

История "Культуры" начинается там, где споткнулся петербургский Пятый канал, то есть в далеком уже нынче 1997 году. И хотя разговор о потере всех полимеров на Пятом мы уже вели, напомню, что предпосылкой этого стало не самое грамотное управление каналом и подковерные интриги за авторством московского градоначальника. Следствием же стало то, что Пятый канал в московском (ну и там где он был - всероссийском) эфире ссаными тряпками изгнали сперва в дневной эфир (передачи начинались в 12.30 по будням и в 10.00 по выходным), а потом и в петербургскую резервацию.

Конечно же сразу встал вопрос - что же показывать в оставшееся бесхозным время? С одной стороны, московские власти, которые в свое время продвинули свое право на утренний и ночной эфир на 33 дециметровом канале, были не прочь захватить эфир целиком, с другой "при дворе" в Кремле имелся ряд лиц, которые продвигали идею социального, а не коммерческого канала, посвященного российской культуре. Самым удивительным стало то, что победил в этих подковерных играх не всесильный тогда московский мэр, а его "культурные" визави.

За основу нового телеканала взяли одну из студий ВГТРК - "Лад" - которая производила для РТР передачи о культуре, театре и кино. Кое-кого взяли из штата почившего в бозе телеканала "Российские университеты" (его вытеснил НТВ), а часть программ договорились (видимо в качестве компенсации) производить совместно с ленинградским питерским телевидением. Вместе собрались вроде бы талантливые люди, которые знали и умели делать телевидение, вот только квартирный вопрос испортил их денег им давали исключительно на выживание в суровой действительности России конца 90-х, а наличие на канале рекламы противоречило бы сути культурно-познавательного канала.

Спасением стало то, что телеканалу был открыт бесплатный и безлимитный доступ к хранилищам Гостелерадиофонда, архивы которого и стали основным источником контента на первых порах существования телеканала. И заметьте - с момента создания канала до его первого выхода в эфир прошло всего два месяца, в эфир "Культура" вышла 1 ноября 1997 года в 10.00.

Самый первый логотип канала
Самый первый логотип канала

Начинала "Культура" вяленько, аудитория у неё была крошечная, да и кто будет смотреть откровенное старье , когда вокруг целый мир разнообразного контента? Но, тем не менее, свою роль в культурном просвещении России канал все-таки играл. Нам в школе, например, на уроках литературы иногда включали трансляции "Культуры", если там в удобное время шёл фильм (или спектакль) по изучаемому произведению. Да и классику отечественного и мирового кинофонда посмотреть иногда тоже было интересно.

История веселого соседства

Впрочем, "Культура" на своей кнопке была совсем не одинока, эфир ей приходилось делить с московским "Телеэкспо", выходящим в эфир в утренние и ночные часы. Там телеканал был больше ориентирован на телемагазины и какое-то небольшое количество развлекательных телепрограмм. Сосед был не буйный, на время "Культуры" не посягал и в целом вел тихо-мирно, если бы не случился облом чисто коммерческого свойства - телемагазины появились практически на каждом канале (даже на РТР, центральном канале, КАРЛ!), причем в куда более удобное для телезрителей время.

Соответственно у канала в какой-то момент перестало хватать денег на трансляции и "Телеэкспо" пришлось искать партнера для поддержания штанов (и производства интересного контента). Этим партнером стал никто иной, как Борис Зосимов со своим BIZ-TV. Да-да, уже известный нам по созданию MTV Россия. Он-то (ну не лично, а через аффилированные фирмы) и выкупил "Телеэкспо" у предыдущих владельцев, запустив в 1998 году вещание MTV на 33 ТВК в Москве в свободное от "Культуры" время.

Сложилась парадоксальная ситуация - днем вещала "Культура", несущая светлое, доброе, вечное, а ночью (и особенно утром) эфир захватывали такие личности как Вася Стрельников со своим альтернативным видением реальности и этого самого светлого (в основном пива). В таком странном симбиозе два телеканала существовали три года, несмотря на возмущения общественности и общую фееричность происходящего.

В июне же 2001 года руководить "Культурой" пришёл Александр Пономарев с ТВ-6 (стремительным домкратом шедшего ко дну), прихвативший с собой большую частью его топ-менеджмента. Приход профессионалов с настоящего современного телеканала явно пошёл "Культуре" впрок - программы наконец-то стали выглядеть качественно, а не так, будто их снимают подпольно за три рубля, собственной продукции стало куда больше, да и от соседства с MTV удалось избавиться, взяв в партнеры по телеканалу куда более спокойный "Euronews". Примерно в это же время канал выходит на спутник, благодаря чему стало возможно вещание по часовым поясам.

Логотип времен 2007-2010 года
Логотип времен 2007-2010 года

И ведь все это великолепие делалось на всё те же небольшие деньги, что и раньше - финансирование велось по остаточному принципу и лишь в 2010 году у телеканала появился сторонний спонсор - банк ВТБ.

Всё это хорошо, но...

Впрочем, "Культура" так и оставалась каналом нишевым и нужным очень маленькой аудитории. Да, там много хороших документальных фильмов и познавательных передач, да, там показывают классику отечественного и зарубежного кинематографа, да, это единственный канал, на котором практически нет возрастных ограничений и совсем нет рекламы.

Но у "Культуры", по большому счету, нет ничего такого, что могло бы удержать широкую аудиторию. Нет ничего такого, что могло бы привлечь внимание среднего зрителя, щелкающего каналы.

Нынешний логотип
Нынешний логотип

Но с другой стороны, других культурно-познавательных каналов у нас нет и скорее всего не появится. Работать без коммерческой выгоды мало кто согласен, отчего и второй такой "Культуры" у нас на телевидении не будет. Поэтому спасибо "Культуре" (ах, да, с 2010 - Россия-К) за то, что она есть и скажем спасибо ВГТРК за поддержание на плаву хоть какого-то социального канала.

А вам, дорогие читатели, спасибо за внимание и до новых (наверно) встреч!

-4