Нет ничего более удивительного на нашем телевидении, чем существование телеканала "Культура". Казалось бы, ну вот как может современное телевидение существовать без коммерческой рекламы, без множества богатых спонсоров и при отсутствии интересного для большинства контента? А вот, оказывается, может. И о том, как так получается, мы сегодня и поговорим.
Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о телевидении, добро пожаловать в статью-рубрикатор.
Каким будет сменщик "Пятого канала?"
История "Культуры" начинается там, где споткнулся петербургский Пятый канал, то есть в далеком уже нынче 1997 году. И хотя разговор о потере всех полимеров на Пятом мы уже вели, напомню, что предпосылкой этого стало не самое грамотное управление каналом и подковерные интриги за авторством московского градоначальника. Следствием же стало то, что Пятый канал в московском (ну и там где он был - всероссийском) эфире ссаными тряпками изгнали сперва в дневной эфир (передачи начинались в 12.30 по будням и в 10.00 по выходным), а потом и в петербургскую резервацию.
Конечно же сразу встал вопрос - что же показывать в оставшееся бесхозным время? С одной стороны, московские власти, которые в свое время продвинули свое право на утренний и ночной эфир на 33 дециметровом канале, были не прочь захватить эфир целиком, с другой "при дворе" в Кремле имелся ряд лиц, которые продвигали идею социального, а не коммерческого канала, посвященного российской культуре. Самым удивительным стало то, что победил в этих подковерных играх не всесильный тогда московский мэр, а его "культурные" визави.
За основу нового телеканала взяли одну из студий ВГТРК - "Лад" - которая производила для РТР передачи о культуре, театре и кино. Кое-кого взяли из штата почившего в бозе телеканала "Российские университеты" (его вытеснил НТВ), а часть программ договорились (видимо в качестве компенсации) производить совместно с ленинградским питерским телевидением. Вместе собрались вроде бы талантливые люди, которые знали и умели делать телевидение, вот только квартирный вопрос испортил их денег им давали исключительно на выживание в суровой действительности России конца 90-х, а наличие на канале рекламы противоречило бы сути культурно-познавательного канала.
Спасением стало то, что телеканалу был открыт бесплатный и безлимитный доступ к хранилищам Гостелерадиофонда, архивы которого и стали основным источником контента на первых порах существования телеканала. И заметьте - с момента создания канала до его первого выхода в эфир прошло всего два месяца, в эфир "Культура" вышла 1 ноября 1997 года в 10.00.
Начинала "Культура" вяленько, аудитория у неё была крошечная, да и кто будет смотреть откровенное старье , когда вокруг целый мир разнообразного контента? Но, тем не менее, свою роль в культурном просвещении России канал все-таки играл. Нам в школе, например, на уроках литературы иногда включали трансляции "Культуры", если там в удобное время шёл фильм (или спектакль) по изучаемому произведению. Да и классику отечественного и мирового кинофонда посмотреть иногда тоже было интересно.
История веселого соседства
Впрочем, "Культура" на своей кнопке была совсем не одинока, эфир ей приходилось делить с московским "Телеэкспо", выходящим в эфир в утренние и ночные часы. Там телеканал был больше ориентирован на телемагазины и какое-то небольшое количество развлекательных телепрограмм. Сосед был не буйный, на время "Культуры" не посягал и в целом вел тихо-мирно, если бы не случился облом чисто коммерческого свойства - телемагазины появились практически на каждом канале (даже на РТР, центральном канале, КАРЛ!), причем в куда более удобное для телезрителей время.
Соответственно у канала в какой-то момент перестало хватать денег на трансляции и "Телеэкспо" пришлось искать партнера для поддержания штанов (и производства интересного контента). Этим партнером стал никто иной, как Борис Зосимов со своим BIZ-TV. Да-да, уже известный нам по созданию MTV Россия. Он-то (ну не лично, а через аффилированные фирмы) и выкупил "Телеэкспо" у предыдущих владельцев, запустив в 1998 году вещание MTV на 33 ТВК в Москве в свободное от "Культуры" время.
Сложилась парадоксальная ситуация - днем вещала "Культура", несущая светлое, доброе, вечное, а ночью (и особенно утром) эфир захватывали такие личности как Вася Стрельников со своим альтернативным видением реальности и этого самого светлого (в основном пива). В таком странном симбиозе два телеканала существовали три года, несмотря на возмущения общественности и общую фееричность происходящего.
В июне же 2001 года руководить "Культурой" пришёл Александр Пономарев с ТВ-6 (стремительным домкратом шедшего ко дну), прихвативший с собой большую частью его топ-менеджмента. Приход профессионалов с настоящего современного телеканала явно пошёл "Культуре" впрок - программы наконец-то стали выглядеть качественно, а не так, будто их снимают подпольно за три рубля, собственной продукции стало куда больше, да и от соседства с MTV удалось избавиться, взяв в партнеры по телеканалу куда более спокойный "Euronews". Примерно в это же время канал выходит на спутник, благодаря чему стало возможно вещание по часовым поясам.
И ведь все это великолепие делалось на всё те же небольшие деньги, что и раньше - финансирование велось по остаточному принципу и лишь в 2010 году у телеканала появился сторонний спонсор - банк ВТБ.
Всё это хорошо, но...
Впрочем, "Культура" так и оставалась каналом нишевым и нужным очень маленькой аудитории. Да, там много хороших документальных фильмов и познавательных передач, да, там показывают классику отечественного и зарубежного кинематографа, да, это единственный канал, на котором практически нет возрастных ограничений и совсем нет рекламы.
Но у "Культуры", по большому счету, нет ничего такого, что могло бы удержать широкую аудиторию. Нет ничего такого, что могло бы привлечь внимание среднего зрителя, щелкающего каналы.
Но с другой стороны, других культурно-познавательных каналов у нас нет и скорее всего не появится. Работать без коммерческой выгоды мало кто согласен, отчего и второй такой "Культуры" у нас на телевидении не будет. Поэтому спасибо "Культуре" (ах, да, с 2010 - Россия-К) за то, что она есть и скажем спасибо ВГТРК за поддержание на плаву хоть какого-то социального канала.
А вам, дорогие читатели, спасибо за внимание и до новых (наверно) встреч!