Мигрень — один из лидеров антирейтингов заболеваний. Согласно данным эпидемиологических исследований, тройка самых часто встречаемых болезней в мире: кариес, головная боль напряжения, мигрень.
[…]
Игнорирование страданий пациентов с мигренью отчасти объяснимо тем, что мигрень — это не смертельное заболевание, оно не сокращает продолжительность жизни. Но мы-то знаем, насколько оно снижает качество жизни.
ВОЗ раз в несколько лет публикует отчет, где анализирует данные различных неинфекционных заболеваний, влияющих на смертность и на качество жизни. Лишь в последние десятилетия ВОЗ стала обращать внимание на то, как болезни влияют на качество жизни и трудоспособность. Медицина научилась значительно продлевать людям их годы, и стало понятно, что несмертельные заболевания, которые ухудшают качество жизни, делают человека нетрудоспособным, и колоссально нагружают систему здравоохранения. Поэтому есть отдельный показатель помимо заболеваемости и смертности — это количество лет, прожитых с нетрудоспособностью (YLD — Years Lived with Disability).
РЕЙТИНГ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПО ПОКАЗАТЕЛЮ «ГОДЫ, ПРОЖИТЫЕ С НЕТРУДОСПОСОБНОСТЬЮ»
Заболевание
1. Боль в спине
2. Мигрень
3. Потеря слуха
4. ЖД анемия
5. Депрессия
6. Боль в шее
[…]
Все потому что мигрень, как и боль в спине, — заболевание, которое не сокращает продолжительность жизни. Оно возникает обычно в молодом или среднем возрасте, и, к сожалению, это хроническое заболевание, которое сопровождает человека всю его жизнь. Поэтому дни с приступами складываются в недели, месяцы и даже годы жизни, потерянные для человека. И тогда становится понятно, почему у мигрени и боли в спине такие впечатляющие показатели лет, прожитых с нетрудоспособностью.
Что значат все эти рейтинги для конкретного человека? Например, для 55-летней женщины с мигренью? В 15 лет у нее начались приступы примерно один раз в неделю (по статистике, мигрень возникает раз в неделю и чаще у каждой четвертой женщины с этой болезнью). Во время приступа наша пациентка себя очень плохо чувствует. Так продолжалось и во время учебы в школе, и в институте, и когда она пошла на работу. Мигрень настигала ее во время совещаний, семейных торжеств, встреч с друзьями. В общем, и профессиональная, и семейная, и социальная активность нарушены. Боль и страх перед приближающимся приступом сопровождали ее всю жизнь.
Произведем простой расчет. 1 день × 52 недели в году × 40 лет = 2080 дней = 5 лет и 8 месяцев, потерянных в течение жизни. Это все равно как отсидеть в тюрьме за тяжелое преступление!
1 приступ мигрени в неделю в течение 40 лет = 5,5 лет жизни, потерянных из-за мигрени.
А еще мигрень — это персональный террорист. Она постоянно держит человека в страхе, потому что может возникнуть непредсказуемо.
Треть людей с мигренью никогда не строят планы, потому что приступ может начаться в любой момент.
Больше половины пациентов с мигренью нуждаются в постельном режиме во время приступа.
44 процента испытывают чувство вины за то, что их недуг влияет на членов семьи: они не могут пойти с ребенком в кино, в театр с любимым человеком из-за того, что у них болит голова.
25 процентов женщин с мигренью испытывают приступы один раз в неделю или чаще. То есть таких людей, у которых пропадает по 5,5 лет жизни, — среди страдающих этим заболеванием четверть или даже больше.
И, к сожалению, только 22 процента работодателей считают мигрень уважительным поводом для отсутствия на работе. Казалось бы, если человек позвонит на работу и скажет, что у него грипп, поднялась температура, то ему заботливо скажут: «Не приходи, отлежись дома». То есть с пониманием отнесутся к недомоганию. Но если человек пожалуется, что у него мигрень, его с большой вероятностью воспримут как симулянта, который попросту решил устроить себе выходной. Такое отношение общества к людям с мигренью приводит к выраженной социальной стигматизации. Они чувствуют себя неполноценными, так как остальное общество не понимает и не принимает их проблемы.
[…]
Не так давно было опубликовано другое исследование, которое показало, что в Великобритании ежедневно 100 тысяч человек пропускают работу или школу из-за мигрени.
В России таких данных нет. Но мы можем сопоставить население. В Великобритании живут 68 миллионов человек, а в нашей стране — 140. И тогда вероятно предположить, что у нас каждый день берут больничные 200 тысяч человек.
Помимо такого показателя, как неприход на работу, который называется особым термином — «абсентеизм», есть другой, означающий, что человек пришел на работу больным, — это «презентеизм». Люди приходят на работу, несмотря на болезнь, чтобы не потерять зарплату, рабочее место. В одном исследовании подсчитали соотношение людей, которые не пришли на работу из-за мигрени, и тех, которые пришли, но страдали от болей. Оно оказалось равным 1 к 16: на одного человека, не пришедшего из-за мигрени, пришлось 16, которые дошли до рабочего места, но находятся в приступе мигрени. Нетрудно представить, насколько ниже их продуктивность. Такая проблема бьет не только по пациенту, но и по работодателю, по организации, где он работает.
Ведь эффективность человека с мигренью значительно снижена. Особенно если требуется решать какие-то интеллектуальные задачи, потому что в момент приступа мигрени способность принимать и анализировать информацию снижается в несколько раз.
[…]
Ежегодные экономические потери России от мигрени составляют 22 миллиарда долларов (данные 2014 года).
Это настоящая эпидемия мигрени! И она требует серьезных решений на разных уровнях, как в нашей стране, так и во всем мире.
Надо осознавать масштаб трагедии. Повышать осведомленность на разных уровнях — общества, государственных организаций и работодателей.
Поэтому мой совет всем работающим людям, которые страдают мигренью: покажите эту главу и эти цифры вашему начальнику.
Объясните, что он сэкономит существенные средства (и получит лояльных сотрудников), если будет учитывать интересы больных. Хочет он того или нет, но статистика беспощадна, и в любом коллективе, особенно женском, около 15–20 процентов людей будут страдать этим заболеванием.
Можно ограничиться самыми простыми действиями: заменить лампы освещения на более комфортные (с теплым светом и не мерцающие), сделать в вашем офисе тихую темную комнату для отдыха людей в приступе мигрени. Это может быть не очень большое помещение, где можно прилечь и подождать, пока подействует лекарство. Для таких людей очень важно, чтобы окружающие понимали, что те испытывают во время приступа, и для этого очень помогут небольшие образовательные лекции (на сайте нашей Университетской клиники головной боли собраны подходящие материалы).
[…]
То, как окружающие относятся к фразе «у меня мигрень», зависит от их личного опыта, от того, знакомы ли они с этой болезнью вообще. Для тех, кто не знаком, это кажется незначительной проблемой — ну выпей таблетку и все пройдет, пойдем дальше работать. Поэтому обсудите с коллегами, знают ли они про этот недуг, про то, как человек себя чувствует не только в момент боли, но и до нее и несколько часов после. Объясните, как во время приступа раздражает громкая речь и яркий офисный свет, попросите войти в ваше положение. Попросите их сменить парфюм на менее резкий, если он вызывает у вас дискомфорт.
Разъяснительную беседу стоит провести и с родственниками, чтобы не было обид, что вы не посещаете семейные вечера или внезапно отказались идти в театр. Нужно проговорить, что вы испытываете во время приступа, и объяснить, что оценить игру актеров и замысел режиссера вам будет непросто. Убедите, что это не «просто головная боль».
Не вините себя за то, что у вас мигрень. Она есть у очень многих людей. Как я уже писал — по статистике, более 20 процентов страдают мигренью в России. Главное, чтобы вы получили контроль над ситуацией и стали «боссом мигрени»!
Вы прочли отрывок из книги Кирилла Скоробогатых «По голове себе постучи: вся правда о мигрени и другой головной боли».
В своей книге Кирилл Скоробогатых — врач-невролог, кандидат медицинских наук, сооснователь и руководитель Университетской клиники головной боли — рассказывает на понятном языке, какие бывают головные боли и как они возникают. Что там болит? Ведь «голова — это кость, а кость болеть не может», как мы знаем. Почему всем известна именно мигрень, а не другие виды головной боли? Что это за болезнь и можно ли ее излечить?
Еще одна задача книги — показать, как мыслит, рассуждает врач, когда к нему приходит пациент с жалобами на головную боль. Каким образом он распутывает историю жизни и болезни пациента? Как врач пробирается сквозь сотни диагнозов, которые нужно отмести, чтобы поставить правильный? Как, наконец, принимает решение о дополнительных исследованиях или о том, что они не нужны.
Вы прочли отрывок из книги Кирилла Скоробогатых «По голове себе постучи: вся правда о мигрени и другой головной боли»: https://go.ast.ru/a000b9q
В своей книге Кирилл Скоробогатых — врач-невролог, кандидат медицинских наук, сооснователь и руководитель Университетской клиники головной боли — рассказывает на понятном языке, какие бывают головные боли и как они возникают. Что там болит? Ведь «голова — это кость, а кость болеть не может», как мы знаем. Почему всем известна именно мигрень, а не другие виды головной боли? Что это за болезнь и можно ли ее излечить?
Еще одна задача книги — показать, как мыслит, рассуждает врач, когда к нему приходит пациент с жалобами на головную боль. Каким образом он распутывает историю жизни и болезни пациента? Как врач пробирается сквозь сотни диагнозов, которые нужно отмести, чтобы поставить правильный? Как, наконец, принимает решение о дополнительных исследованиях или о том, что они не нужны.
Важно! Книга не является медицинским пособием. При возникновении проблем со здоровьем необходимо обратиться к врачу!
Рекомендуем прочитать другие наши статьи по теме:
Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)