В нашем российском обществе есть несколько довольно устойчивых исторических заблуждений и мифов, а также просто пробелов в знании истории России, которые сейчас при общедоступности информации выглядят даже странно. А уж в «доинтернетную» эпоху, точнее до появления всем доступного интернета, года так до 2005-го, я уж не говорю про 90-е, порой и вовсе невозможно было донести до некоторых собеседников «как было на самом деле».
Вот несколько простых, казалось бы, вопросов.
Кто был последним царем из династии Рюриковичей? Попробуйте задать такой вопрос коллеге по работе, и если вы работаете не на истфаке (или в ином месте, где люди, знающие и любящие историю, ходят толпами), то скорее всего ответ будет – Иван Грозный. Вспоминаю один забавный случай из конца 90-х – один мой товарищ выиграл спор, утверждая, что это был другой царь. И получил вознаграждение за «правильный» ответ – царь Федор, сын Грозного. Как он потом рассказывал, пришлось принести из дома и показать оппоненту книжку, где «было так написано». И оба спорщика тогда так и не узнали, что последним Рюриковичем на российском престоле был Василий Шуйский. А в той самой книжке скорее всего было написано, что царь Федор – последний из московских Рюриковичей.
И если уж пошла речь про Рюриковичей и Ивана Грозного, то есть в широких массах один занятный пробел – если Грозный был Иваном IV, а его дед Иваном III (которого хоть и чуть меньше, но все же знают), то кто же у нас был Иваном II и Иваном I? Тут все дело в том, что присвоение «порядковых номеров» российским правителям было принято довольно поздно – в XVIII веке, «задним числом». Иначе почему Павел именовался Первым, а Алексей Михайлович и Михаил Федорович, так и остались в нашей истории без приставки «Первый»? Иван же Первый – это Иван Калита, Иван II – его сын Иван Красный, отец Дмитрия Донского.
И строго говоря, у нас должен быть Семен Первый, вот только он известен без «номера», как Гордый. Здесь может последовать возражение – так ведь не было больше великого князя или царя с этим именем, вот так и остался. Но общепринятая историография еще больше запутывает «нумерацию» российских правителей – если считать от первых московских Рюриковичей должны быть Юрий I и Юрий II, но в нашей истории эти великие князья известны как Юрий Даниилович Московский и Юрий Дмитриевич Звенигородский. А вот интересная миниатюра XIX века, где последний князь этого имени, фигурирует как «IV». Некоторые дореволюционные историки скрупулезно вели подсчет прямо от Рюрика, соответственно Юрий I здесь, это Юрий Долгорукий, а Юрий II – Юрий Всеволодович, павший в сражении на реке Сить.
Но самый бесячий и одновременно устойчивый в широких кругах общества миф – это о продаже Аляски Екатериной II. Впрочем, в последнее время он рассыпается, благодаря обилию статей на данную тематику. Кристаллизовался он в массовом сознании в 90-х, благодаря шибко грамотным Николаю Расторгуеву и поэту Александру Шаганову, собственно и придумавшему вот это – «Эх, корона Российской империи, Екатерина ты была не права». Откуда это взялось, понять решительно невозможно, Александр Шаганов вроде бы добродушно признавался в каких-то СМИ, что, дескать, напутал. Интересно, откуда он сам почерпнул эту информацию, можно лишь предположить, что корни мифа в некоторой поддержке Екатериной борьбы США за независимость от Англии.
Вспоминаю случай уже в 2010 году (доступный интернет уже был) – спор с коллегой на работе. Мой коллега Иван Иваныч поначалу даже слушать не хотел ни о каком Александре II – Екатерина продала и все тут! Я все знаю, читал!
- Хорошо, Иван Иваныч, давайте рассуждать логически. Если Аляску продала Екатерина, позвольте задать вам пару вопросов. Первый – когда Екатерина II взошла на престол?
Тут меня Иван Иваныч даже удивил. Тем более странно почему он же тогда заблуждался.
- в 176…
Тут он задумался и верный год вспомнить не смог, но точное попадание уже в десятилетие меня обрадовало.
- Да, в 1762-ом. Вопрос второй – когда США образовались как независимое государство? Правильный ответ – 1776 год. Понимаете? Екатерина уже 14 лет была императрицей, а США еще не было как таковых. Что США могли купить, если они только что появились на политической карте, да Аляска им и через сто лет – в 1867 году, когда состоялась настоящая продажа, была не очень нужна. Я уж молчу о том, что Екатерина была не из тех правителей, что способны сглупить и продать стратегические ценные территории по дешевке. Вот взять силой и бесплатно – это дело другое, вот это она могла.
Иван Иваныч, кряхтя, был вынужден со мной согласиться. Интересно, почему при этом Екатерину II не упрекают за довольно спорную уступку двух немецких графств – Ольденбурга и Дельменхорста (эти княжества были уступлены Екатерине Данией в обмен на Шлезвиг-Гольштейн, юридическое владение Петра III, а их, в свою очередь, императрица подарила своему дяде), по существу она лишала отцовского наследства своего сына Павла – тот уж точно бы никому нечего не уступил.