По трассе М-5 мы движемся на машине из Ульяновска в московском направлении. Вокруг открывается пейзаж, каких много в средней полосе России: поля, перелески, невысокие холмы и сёла с разноцветными крышами.
Дорога вырывается из большого леса и перед нами возникает село, которое ни с каким другим не спутаешь. Прямо около трассы стоит красавица-церковь.
Значит, мы проезжаем Прислониху — родину художника Аркадия Пластова. Рядом, за небольшим заборчиком — памятник художнику и музей:
В Советском Союзе Аркадия Пластова знал каждый школьник. Напомню, если кто-то забыл, картину, по которой в школе писали сочинение:
Певец русской природы
На стенде около входа в музей Аркадий Александрович изображен с охапкой полевых цветов:
И это не просто удачное дополнение образа. Герои картин почти всегда изображаются на фоне природы. Деревья, травы, цветы — обязательные действующие лица сюжета:
Художник трепетно любит эти простые, безыскусные русские пейзажи:
«Я сегодня, когда встал после работы над последним этюдом и оглянулся кругом на драгоценнейший бархат и парчу земли, на пылающее звонким золотом небо, на силуэт фиолетовых изб, на всю эту плащаницу вселенной, шитую как бы перстами ангелов и серафимов, так опять в который раз всё с большей убеждённостью подумал, что наши иконописцы только в этом пиршестве природы черпали всю нетленную и поистине небесную музыку своих зданий, и нам ничего не сделать, если не следовать этими единственными тропами к прекрасному».( А.Пластов)
В селе многое осталось таким, как было при жизни художника:
Откуда берутся бездарные картины?
Пластов объяснял это так.
Приезжает художник “на натуру”. Знакомится с людьми, любуется природой, делает зарисовки и, переполненный впечатлениями, уезжает обратно.
“А время ушло, лето сменила зима, художник давным- давно в мастерской, люди же, их труд, радости и горе где-то там, далеко от Москвы.”( А.Пластов “от этюда к картине”, 1960)
Из памяти постепенно стираются впечатления, которые казались такими яркими.
И что же потом? Что делает художник, чтобы привнести “правду жизни” в картину?
“ Мы рассыпаем желтые листья на полу и пишем золотые ковры осени, ставим в позу убогих натурщиков с деревянными жестами, с лицами, безличными, как дно ведра, а то так просто принаряжаем тряпичный манекен и извлекаем из этих щепок и чучел конфликты жизни, жар и трепет человеческих страстей, могучее очарование природы…”(А.Пластов “От этюда к картине”, 1960)
Пластову не было нужды прибегать к таким трюкам.
Недаром его называли “гением русского века”. Он был частью тех людей, среди которых жил. Поэтому и сумел в картинах передать красоту природы и радость жизни простого человека. И, как ни заезженно звучит, любовь к Родине.
Два Мастера
Многие сравнивают картины Аркадия Пластова с произведениями Михаила Шолохова.
Оба Мастера творили не в столицах и заграницах, а в своих родных селах: Прислонихе и станице Вешенской. Они каждый день встречались с односельчанами — прообразами своих будущих произведений, видели их в труде и на отдыхе. Вместе с ними проживали и радость, и горе. В прикосновении к земле отечества они обретали настоящую силу писать правдиво, ярко, на века. И художник, и писатель сливались с природой, с жизнью, которая бурлила вокруг них. Поэтому и не были холодными, равнодушными наблюдателями, как не были судьями и очернителями.
Абсолютная правда жизни — это то, что делает их произведения настоящими.
Дочитали статью? Если понравилось, можно отметить лайком.
Комментируйте и подписывайтесь на канал, ведь флористика — это не только про цветы.