Найти тему
44,7K подписчиков

Нереализованные троллейбусные проекты города Тулы

1K прочитали

С распадом СЭВ и СССР планы развития тульского электротранспорта были скорректированы в пользу троллейбуса. Поставки чешских трамваев прекратились, а троллейбусы в городе работали отечественного производства, с поставкой которых проблем еще не было. Чешские вагоностроители за трамваи требовали валюту, которой было недостаточно, а тульские предприятия так и не пошли навстречу трамвайно-троллейбусному управлению в выделении своей продукции или валюты для закупки «Татр». Это стало одной из причин переориентации планов на развитие троллейбуса.

Троллейбус "Мегаполис" на Красноармейском проспекте, июль 2019 год, фото "ПАНТОГРАФ"
Троллейбус "Мегаполис" на Красноармейском проспекте, июль 2019 год, фото "ПАНТОГРАФ"

Второй причиной можно считать то, что прокладка троллейбуса не требовала дорогостоящего строительства трамвайного пути и иных элементов путевого хозяйства, в то время как при сооружении троллейбусной линии ремонт дороги осуществляется за счет иных источников, а необходимо лишь проложить контактную сеть троллейбуса.

В общем, на словах с распадом СССР для тульского троллейбуса наступили золотые времена, а на деле все оказалось более прозаичным. Но, а мы посмотрим, куда мы могли бы прокатиться на троллейбусе, если бы все обещание были выполнены.

Троллейбус "Витовт" на Красноармейском проспекте, июль 2019 год, фото "ПАНТОГРАФ"
Троллейбус "Витовт" на Красноармейском проспекте, июль 2019 год, фото "ПАНТОГРАФ"

Троллейбусом в Пролетарский район. Такие планы еще существовали с советских времен, более того на вторую половину 80-х годов было запланировано строительство троллейбусной линии в район Комбайнового завода (об этом речь шла в одной из тульских газет начала 90-х) и даже новой трамвайной линии в Пролетарский район (трассировку не помню). Но планы остались на бумаге. В 90-е к вопросу строительства троллейбусной линии в Пролетарский район периодически обращались, то с идеей реанимации плана постройки линии до Областной больницы, где планировалось второе депо, то речь шла о постройке линии до стадиона Металлург, в первой версии по ул. Кутузова, во второй версии по ул. Металлургов с ликвидацией трамвайного движения. Последнюю идею активно продвигал тогдашний глава Пролетарского района, а впоследствии и бывший мэр Тулы В. Могильников. К счастью, трамвайные пути убраны с ул. Металлургов не были, но и троллейбус так и не пошел до стадиона Металлург. Вернулись к развитию троллейбуса в Пролетарском районе лишь с приходом РПТ и созданием «Тулапассажиртранса». Тогда давняя мечта Могильникова сбылась, троллейбус пришел в Пролетарский район, на улицы Пролетарскую и Ложевую. Но, увы, вторую очередь так и не построили, а линия осталась в собственности у частника. В итоге движение троллейбусов в Пролетарский район не осуществляется, а единственная новая самостоятельная линия, построенная после распада СССР, осталась не удел.

ул. Фрунзе, здесь в 90-е могла бы быть проложена линия троллейбуса, июнь 2021 года, фото "ПАНТОГРАФ"
ул. Фрунзе, здесь в 90-е могла бы быть проложена линия троллейбуса, июнь 2021 года, фото "ПАНТОГРАФ"

Улица Металлургов не единственная, где троллейбус мог бы заменить трамвай. В году 1997 предлагалась идея демонтажа путей трамвая в Заречье, с проведением по улицам Максима Горького и Курковой троллейбуса. Ранее выдвигались идеи замкнуть между собой троллейбусные линии, проходящие по ул. Луначарского и Пузакова. Не срослось, ни первое, ни второе. Впрочем, зато трамвай в Заречье цел и невредим.

В середине 90-х обсуждалась идея прокладки троллейбуса по ул. Фрунзе, как смычка между собой линии на ул. Первомайской и Красноармейском проспекте, эту идею продвигал в частности «Черметимпекс». Также все осталось лишь на бумаге.

Так и не пошел троллейбус до ул. Маргелова, о чем писалось в местной прессе как решенный вопрос в 1995 году.

Казалось аналогичная ситуация будет и с линией в Горелки, однако, можно сказать случилось чудо, в 1999 году троллейбусная линия была продлена до поселка.

Неоднократно шла речь о переносе движения с ул. Луначарского на Оружейный переулок, также речь шла о продлении троллейбусной линии до Красных ворот. Разумеется, ничего этого реализовано не было.

В 2011 году впервые заговорили о продлении троллейбуса к Менделеевскому поселку, но и это реализовано не было, более того в госзакупках был объявлен конкурс на проектирование линии. Но, увы. К идее вернулись в последние годы, но сроки ее реализации теперь сдвинуты на 2022 год. Ждать осталось недолго, чтобы увидеть, будет ли выполнено обещание на этот раз.

«Тулапассажиртранс» обещал прокладку троллейбусной линии через Демидовский путепровод, разумеется, и это предложение осталось на бумаге.

В 2011 году ТГЭТ был предложен план развития троллейбусной сети, предусматривающий продление троллейбуса до Менделеевского поселка на юге города и Красных ворот на севере, продолжение линии от ул. Ложевой по ул. Металлургов, Гастелло, Кутузова, Вильямса до Областной больницы, строительство линии через Восточный обвод по ул. Рязанской на юг Тулы до соединения с проспектом Ленина в районе Педуниверситета. Из всего предложенного пока ничего не реализовано.

Предложения по развитию троллейбуса ТГЭТ, озвученные в 2011 году, иллюстрация с книги В. Щербакова "Тульский троллейбус: страницы истории"
Предложения по развитию троллейбуса ТГЭТ, озвученные в 2011 году, иллюстрация с книги В. Щербакова "Тульский троллейбус: страницы истории"

На текущий момент глобальных планов развития контактной сети троллейбуса города-героя не имеется. Единственный участок, о котором непрерывно говорят, это продление троллейбуса от ст. Южной (Зеленстрой) до Менделеевского поселка. По информации, полученной от Министерства транспорта Тульской области, монтажные работы запланированы на 2022 год. В любом случае, даже, если это будет реализовано, лейтмотивом в данной ситуации является не забота о развитии троллейбуса, а то, что, по мнению ряда экспертов, это позволит сократить пробки в данной части города.

Канал «ПАНТОГРАФ». Фото автора.

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки в соцсети ВКонтакте

Другие материалы канала по теме транспорта:

Неизвестная ранее информация в Рунете. Автобус-дирижабль

100 троллейбусов для Севастополя

Отечественные новинки. Трамвай 71-411, единственный узкоколейный

С распадом СЭВ и СССР планы развития тульского  электротранспорта были скорректированы в пользу троллейбуса.-5