В полосе ответственности Юго-Западного фронта на местах основных ударов немцев (например, в районе Сокаля) ловить советским войскам было нечего, они только могли до конца исполнить свою воинскую присягу и стоять насмерть, пока есть патроны и снаряды.
На второстепенном направлении южнее главного удара немецких войск действовала в начале войны 41-я стрелковая дивизия генерал-майора Микушева.
Она должна была оборонять Раву-Русскую, в 46 км на северо-запад от Львова, именно через нее должна была пройти панцер-штрассе или танковая дорога, танкисты ехали слева и справа от шоссе, по которой шли колонны снабжения подвижных соединений.
Немцы планировали на второй день войны пройти сквозь позиции дивизии Микушева своим 14-м моторизованным корпусом. Сломить советское сопротивление должны были 262-я и 24-я пехотные дивизии, а за ними стояли 13-я танковая дивизия и 14-й моторизованный корпус.
Если это удалось, 13-я танковая и 14-й корпус бы не дали бы состояться танковому сражению под Дубно.
В 41-й дивизии штат был 4/100 согласно которому в ней должно было быть 9 912 человек, вместо 14 тыс. по штату апреля 1941 г. Плюсом соединения было количество самозарядных винтовок СВТ - 4 000 и 420 пистолетов-пулеметов Дегтярева. Также было много станковых пулеметов, даже больше штата. Они могли создать стену плотного огня и остановить противника.
Командир дивизии Микушев несомненно имел военный талант. Он успел повоевать в первую мировую. В 1917 г. был прапорщиком, потом участвовал в Гражданской войне на стороне красных, окончил Академию Генштаба.
Утром 22 июня немцам противостояла только застава Махнов, которая была сметена солдатами 262-й пехотной дивизии. Также немцы уничтожили дот на высоте 302, который мешал их продвижению. Артиллерия советской стороны показывала себя слабо.
Пограничники доложили, что наступает примерно полк немцев. Микушев не стал исполнять план прикрытия, занять полосу обороны в 56 км, а это было бы убийственным решением.
Он сразу не дожидаясь доклада о ситуации на границе начал сразу построение дивизии, готовил ее к удару по врагу.
В случае развала обороны действенным вариантом было нанесение сильного удара по противнику, в центре пустого пространства.
Немцы поступали точно также, когда в 1944 г. обвалился фронт группы армий "Центр", они собрали побольше сил и нанесли удар по Красной Армии, этим они выиграли время для построения новой линии обороны.
К 9 - 10 часам утра 22 июня немцы подошли к Рава-Русскому укрепрайону и попали под обстрел советской 152-мм артиллерии 209-го артполка. 14-й моторизованный корпус немцев в бой не вступал, прорыв обороны был поручен 262-й и 24-й пехотной дивизии. Просьба об усилении пехоты 13-й танковой дивизией была отклонена немецким руководством.
Микушев после столкновения с противником, уже вечером 22 июня решил бить во фланг 262-й дивизии, в ее стык с 24-й.
Удар удался 262-я дивизия отступила на свои прежние позиции и открыла заградительный огонь, прорыв через который обошелся бы дорого красноармейцам.
Микушев не пошел вперед, а решил продолжить фланговый удар. Дело в том, что 262-я дивизия отошла и оголила фланг своего разведывательного батальона, который также получил в бок от 41-й советской дивизии. Достается и флангу 24-й немецкой дивизии, она также отступает.
Начальник штаба 17-й немецкой армии решил ввести в бой в ночь на 23 июня 13-ю танковую дивизию. Но под Владимиром-Волынским хорошо поработала 87-я стрелковая дивизия Алябушева, вот против нее и ушла 13-й танковая.
В ответ на нытье руководства 17-й немецкой армии о необходимости использовать 13-ю танковую на их направлении, верховное командование пригрозило, что главный удар перенесут в полосу 4-й армии, после этого командующий 17-й армии пообещал положение выправить. В ночь на 23 июня на подмогу прибыла 296-я пехотная дивизия.
Микушев же подвергся атаке трех немецких пехотных дивизий (12 тыс красноармейцев и 50 тыс немцев) и помешал противнику пробить коридор через Рава-Русскую на Жовку 22 - 23 июня, а враг хотел бросить в прорыв свою 16-ю танковую дивизию, которая бы вышла во фланг и тыл 15-го и 8-го советских механизированных корпусов.
То есть знаменитое танковое сражение под Дубно бы не состоялось, немцы бы перебили колонны снабжения мехкорпусов.
Его пример учит тому, что даже в неблагоприятных условиях активные и осмысленные действия могут нанести потери противнику и помешать выполнению его планов.
Не все действовали так. Если углубиться в альтернативную историю, если бы все советские командиры дивизий, корпусов и армий, собрали свои части в кулаки и не пытались оборонять все, а били своими ударными группами по немцам, толку было бы больше. На общую обстановку это оказало бы большое влияние.
Вспоминаются примеры подобных действий. Тимошенко пытался так действовать под Сенно и Лепелем, но тогда "мечом" были танкисты, а они без достаточной поддержки артиллерии и пехоты много не навоевали.
Пример другого рода. Когда у немцев в Белоруссии обрушился фронт, немцы не стали строить жиденькую цепочку обороны, а собрали ударный кулак, провели контрудар по Красной Армии, тем самым замедлили ее наступление и выиграли время, для подхода резервов и формирования нового фронта.
Тогда же в общей оперативной ситуации чуда не произошло. Немцы использовали свое численное превосходство и все же пробили любачевский коридор смяв левый фланг 6-й армии в направлении на Львов.
Но все же профессиональные действия Микушева заслуживают самой высокой оценки. Именно такие хорошо подготовленные командиры сначала не пустили немцев в Москву, а потом дошли до Берлина.
Спасибо за прочтение.
Источник: Ролик канала Тактик Медиа Победа 41-й сд
***
Установите приложение БургерКинг, используйте при регистрации промокод ZHP15K, зарегистрируйтесь в программе лояльности, сделайте заказ на сумму от 699 руб. и получите 400 корон на еду в БургерКинг. Также можно получить еще короны заказав "Вынос на парковку", есть кэшбэк 10 % на карты "Мир" до 10.07.21 и возможность копить бонусы "Спасибо" от Сбера.
***