История создания немецких танковых войск и легенды Гудериана как их мнимого создателя.
В этой статье мы затронем две темы. Речь пойдет о развитии немецких танковых войск. А также о распространении старых легенд генералов. В частности о легенде Гудериана, как отца танковых войск Германии. Это одна из наиболее устойчивых легенд о генералах. Мы разберемся откуда она взялась и насколько соответствует действительности.
Дисклеймер: автор не является носителем русского языка, из-за чего слог явно хромает, прошу за это прощения!
Рождение легенды
Для тех кто закончил институт, особенно для профессиональных историков, не является секретом, что мемуары, это ненадежные источники информации. Но даже в книгах очень известных историков часто можно увидеть ссылки на "Потерянные победы" Манштейна , или "Танковый Лидер" Гудериана.
Но мемуары, это источник служащий в первую очередь самоутверждению. Особенно генералы вермахта хотели чтобы их опять поставили в строй. Показать какие они крутые жеребцы. Что они могли бы и дальше воевать против русских, служить американцам, делать карьеру. Хотели влияния в бундесвере. А также списать свои ошибки на кого-то другого. Делали вид что у них не было ничего общего с Гитлером, они были просто солдатами. Как будто 95% немцев были в сопротивлении, а остальные эмигрировали, а Гитлер все сам делал.
Гейнц Гудериан (Heinz Guderian) — это имя знает знает каждый, кто занимался историей танков. Даже в кругах специалистов постоянно распространяется облик Гудериана, как создателя немецких танковых войск. Но этот его облик был создан не только лишь мемуарами Гудериана. В начале 1943 он был назначен Гитлером генеральным инспектором танковых войск. И уже тогда появляются в литературе дифирамбы о Гудериане от людей, которые от него зависели. Например от генерал-майора Рудольфа Тайса. Есть люди которые пишут о своем начальнике хорошие вещи, в надежде достичь определенные цели. И этот генерал майор Тайс называет в своем сочинении 1943 Гудериана «духовным создателем танковых войск, создавшим их из ничего.»
Это укрепилось после войны так сильно, что даже высокие генералы в своих мемуарах это повторяли. Например Эрих фон Манштейн также писал, что Гудериан был создателем немецких танковых войск. Как и генерал Вальтер Неринг пишет:
…конечно же Гудериан был создателем немецких танковых войск.
Частично эти люди просто не знали, потому что не были включены во многие процессы в 1920-х и 30-х годах. Они не врали что-бы угодить Гудериану.
Возражения легенде
Возражения легенде о Гудериане, как о создателе и духовным отце танковых войск, существуют уже давно. Есть литература, к примеру такие книги как «The Roots of Blitzkrieg» от Корума, и например Рассел Харт «Guderian — Panzer Pioneer or Myth Maker» (Гудериан — Танковый пионер или создатель мифов). Можно назвать также докторскую работу Маркуса Пёлманна 2016-о года "Der Panzer und die Mechanisierung des Krieges“ (Танк и механизация войны).
Но мемуары Гудериана были очень популярны и повлияли на сознание многих. Особенно в англосаксонском пространстве они создавали картину войны и немецких танковых войск. Ниже мы исследуем воспоминания Гудериана на примере нескольких ключевых моментов, как он сам себя делал создателем немецких танковых войск.
В его мемуарах написано о времени, когда он был капитаном транспортных войск от 1922-о до 1924-о. Так выглядит его описание становление специалистом:
«Я искал события и процессы, которые мне дадут информацию об опыте, полученым при применении бронированых машин. И при этом я встретил молодого старшего лейтенанта Фолькхайма. Он который редкий опыт маленьких немецких танковых войск и также намного более объемистый опыт вражеских танковых войск собирал и предоставлял для пользования нашей маленькой армии. Благодаря ему я достал определенную литературу и на этой слабой теории изучал поставленные проблемы.»
Получается что Фолькхайм был помощником, который принёс Гудериану пару статей. Это единственное место в мемуарах Гудериана, на котором он упоминает имя Фолькхайм.
Кем же был этот Фолькхайм? Он был в Первой Мировой Войне в отличие от Гудериана сам командиром Штурм-Панцервагена А7V. В 1923 Фолькхайм опубликовал брошюру для военного журнала, в то время очень известного "Militärwochenblatt" (военная еженедельная газета). В то время все специалисты публиковались в этой газете. Фолькхайм опубликовал там целую серию "Немецкие боевые машины в Войне". Позже эта серия статей вышла в качестве книги. Тогда он ещё был просто лейтенантом, а не старшим лейтенантом, как пишет Гудериан. В 1924 году вышла очень известная тогда книга Фолькхайма "Боевая машина в современной войне". В боевой машине он ещё видел средство поддержки наступления, поддерживующую пехоту, но требовал применение их в больших количествах на широких участках фронта и в закрытых подразделениях. Улучшению подвижности и брони, а также применению раций было уделено особое внимание. Такое мышление оказалось очень перспективным, как нам сегодня известно.
Фолькхайм имел два преимущества перед Гудерианом:
1) это боевой опыт на танке, и
2) публикации.
Это он был специалистом, а не помощником для Гудериана. Но Гудериан пишет об этом по другому:
Среди слепых одноглазый король. Так как никто больше этими вещами не занимался, очень скоро у меня появилась репутация эксперта. Этому помогли некоторые маленькие статейки, которые я иногда публиковал в газете "Militärwochenblatt" (Военная газета недели).
Давайте разберёмся, действительно-ли Гудериан имел уже тогда репутацию эксперта? В середине 1920-х годов, наряду с Фолькхаймом, одним из ведущих танковых теоретиков считался подполковник Освальд Лутц. Он был начальником отдела инспекционой проверки Оружия и техники. Его отдел провел в 1925-м различные исследования о танках и пришел к выводу что немецкая армия в будущем должна иметь два типа танков.
1) С мощной бронёй и орудием но медленный для боя.
2) Быстрый легкобронированный, легко вооруженный для разведки и поддержки.
Гудериан не участвовал в тех исследованиях, а был офицером в генеральном штабе второй дивизии в Штетине, т. е. был далек от всего этого.
В 1925-м немцы начали разрабатывать собственный танк, так называемый "Грострактор".
Гудериана опять не позвали. С 1926 года инспектор моторизированых частей Альфред фон Фоллард-Бокельберг переделывал механизированные части из частей снабжения в полноценные боевые части. В мемуарах Гудериана об этом написанно так, как будто он сам это делал. Но он в то время не имел влияния на эти процессы и имя Фоллард Бокельбер у Гудериана в мемуарах не появляется.
В 1927-м году майор Людвиг риттер (риттер — титул, значит рыцарь) фон Радлмайер, начальник инспекции механизованных частей, выступал за независимое применение танковых соединений, что тогда было революционой мыслью. Гудериан был тогда еще никем в вопросах по танкам. Радлмайер управлял с 1929-о до 1932-о года секретной танковой школой в Казани, в СССР, где Красная Армия и Армия Рейха вместе испытывали танки и тактики для них.
В конце 1927-о года полковник Вернер фрайхерр (фрайхерр — титул, равнозначно барон) фон Фрич понял, что танки это решающее оружие нападения. Он подчеркивал большое значение самостоятельных танковых соединений. Фрич был в то время начальником отдела армии в войсковом учреждении в министерстве армии. В программе вооружения 1928 года танкам придали первую степень важности.
Что делал Гудериан в это время? Гудериан уже начал в середине 1920-ых годов публиковать маленькие статьи в "Militärwochenblatt". Но там речь шла исключительно о транспортировке солдат. О танках там не было ни слова.
В октябре 1927, когда другие уже написали целые книги по этой теме, Гудериан попал в отдел транспорта армии в министерстве армии. Он опубликовал в конце 1927-го свою статью, состоящую из нескольких частей, под названием "Подвижные части армии". Тема статьи было транспортировка солдат. И теперь там коротко упоминалось о танках, но он не разработал новых идей, а лишь перенял существующие концепты. Освальд Лутц был тогда духовным отцом немецкой танковой доктрины, а не Гудериан.
Почему же Лутц и за ним следующие танковые пионеры были забыты? Как Гудериан попал в центр внимания, особенно после войны? Дело в том, что когда Гудериан сам себя называл создателем танковых войск, Лутц не мог ему возразить. Он с Февраля 1938-го года был уволен со службы Гитлером, как и многие другие генералы. Во время войны его на короткое время реактивировали, но в 1942-ом окончательно убрали из вермахта. Умер он в 1944-м. Вернер фон Фрич пал в 1939-м под Варшавой. Риттер фон Радлмайер умер в 1943-м, а Фоллер Бокльберг погиб в 1945, при невыясненных обстоятельствах.
Вернемся к Гудериану. Только в 1928-м году начальник Гудериана решил создать из него эксперта по танкам. Не случайно и не потому что он докучал начальству, а потому что его решили сделать сознательно танковым экспертом. С октября 1928-о он в Берлине в штабе изучения мех. частей изучал танковые тактики. Его посылали в Швецию, для изучения танковых войск. Освальд Лутц был покровителем Гудериана. С 1929-о года он был нач. штаба инспекции мех. частей. Лутц был назначен инспектором мех. частей в апреле 1931-о и он взял Гудериана к себе нач. штаба. Не потому что он был впечатлен Гудерианом как "Одноглазым среди слепых". Просто они были знакомы уже с начала 1920-х годов и Лутц ценил Гудериана как хорошего работника.
Лишь теперь в 1931-м году Гудериан мог влиять на развитие танковых войск. Конечно Гудериан описывает это в мемуарах по другому:
«В 1929-м я убедился в том, что танк в связке с пехотой не добъется решающего значения. Нельзя совать танки в пехотные дивизии. Нужно создать танковые дивизии, которые будут содержать все виды вооружения в которых танки нуждались для эффективного боя. Летом 1929-го года во время учения я выставил танковую дивизию. Учение получилось и я убедился что находился на правильном пути.»
Значит Гудериан и есть изобретатель танковой дивизии?
Предложение собирать танки и другие виды вооружения в танковые дивизии в Германии сделанно впервые в 1929-ом году. Но предложил это не Гудериан, а майор риттер фон Радлмайер, выступавший уже в 1927-м за независимое применение танковых соединений. В публикациях предложение о создании танковых дивизий появилось впервые в 1934-м году. И снова это был не Гудериан, а подполковник Мориц фон Фабер дю Фор, командир полка кавалерии. Оба этих имени - Радлмайер и Фабер дю Фор, отсутствуют у Гудериана в мемуарах.
В 1934-м году, когда Фабер дю Фор открыто выступал в Германии за создание танковых дивизий, похожие теории стали появляться в других странах. Во Франции появилась книга Шарль де Голя "Путь к профессиональной армии". Он был тогда офицером французской армии и предложил в своей книге механизированную армию прорыва, и структуры, по типу танковых дивизий.
«Танковая враждебность»
В Австрии генерал Людвиг риттер фон Аймансбергер написал книгу "Война боевых машин". Он также требовал создания танковых дивизий. Гудериан даже упоминает один раз его имя:
«В году 1934-м мы получили от начальника штаба книгу с названием "Война боевых машин". Автором был австрийский генерал риттер фон Аймансбергер. Генерал Бек не знал насколько значима эта книга. На я и генерал Лутц поняли что эта книга содержала наши мысли.»
Правда ли то, что Гудериан пишет о генерале Беке? Генерал-лейтенант Людвиг Бек был тогда начальником ведомства армии в министерстве обороны. Гудериан пишет, что Бек не просто сомневался в этой самой книге Аймансбергера, но и вообще был его главным врагом при выстраивании немецких танковых войск:
..Еще сложнее мне было с новым начальником генерального штаба Беком. У него отсутствовало понимание к современной технике. Он назначал людей по своему типу мышления на важные посты в штабе, или в свою непосредственную близость. И, со временем, он создал реакционную стену в центральном штабе армии, которую было трудно преодолеть. Отталкиваясь от планов танковых войск, он решил сделать танки поддержкой для пехоты, и следовательно, наивысшей единицей армии "танковую бригаду".
Танковая бригада содержит два полка и подчиняется штабу бригады, но без оружия поддержки. Не сравнимо с сегодняшними бригадами. По тогдашней схеме это были два танковых полка, под одним штабом, но без поддержки другими родами войск. Значит создание танковых дивизий Бек не считал нужным, по словам Гудериана. Правда Бек уже не мог этому возразить, так как он после покушения на Гитлера в июле 1944-о был расстрелян.
Один из тех, кто противоречил и был по словам Гудериана, одной частью этой "стены реакции", построенной Беком, это Эрих фон Манштейн, бывший в 1935-м году полковником и управляющим отделом операций в генеральном штабе армии. В 1936-м году его назначили генерал-майором и высшим квартирмейстером один, а значит заместителем Бека. В первой части своих воспоминаний, описывающих время до начала Второй Мировой Войны, под названием "Из жизни солдата" Манштейн пишет:
"Гудериан, как все новые боролся с сопротивлением. Армии всегда были консервативными. Но дело не в том, что генеральный штаб не признавал значения танковых войск, или не видел в них средства преодоления позиционной войны, как и Гудериан. Разница в точках зрения лежала главным образом в том, что Гудериан только танковые части и видел, что с его позиции понятно, в то время как взгляд генерального штаба должен охватывать всю армию в целом."
Также Геббельс говорил с Гудерианом в начале 1934-о года. В июне 1943-о года он писал об этом разговоре в своём дневнике, что:
…Гудериан все военные операции видит лишь со стороны танковых войск.
Тут можно сказать, что мемуары Манштейна тоже не обязательно правдивы. Кто говорит правду про Бека: Гудериан или Манштейн? Давайте взглянем на факты. Например в 1933 году ведомство армии в министерстве обороны под руководством генерала Бека выпустило новый устав армии "Управление армий" (Heeres-Dienstvorschrift) HDV 300. В октябре 1934-о эти HDV 300 пополнили частью о применении самолетов, танков и химических боевых средств. Это пополнение от 1934-о года показывает что современная мысль о танковых войсках, в отличии от того что нам писал Гудериан, существовала в генеральном штабе при Беке, и было принято в устав. Введение нового устава, по мнению историка Дирка Отинга, показало направление мышления. Полки боевых машин, вместе с другими моторизованными частами, должны быть соединенны в танковые дивизии. Но не только:
"Танковые соединения должны без оглядки на тылы уметь действовать самостоятельно",
очень продвинутые мысли тогда и они были примененны на практике в вермахте в так называемых кампаниях Блицкрига.
В октябре 1934-о на бумаге появилась структура опытной танковой дивизии с двумя танковыми полками. Тогда-же генерал Бек приказал формирование двух танковых дивизий. В январе 1935-о начальник Гудериана, генерал Лутц, предложил до октября 1935-о сформировать три танковых дивизии, по два танковых полка в каждой. Никакой стены сопротивления не проявлялось, а напротив высшее командование армии следовало этому предложению и уже 15-о октября 1935-о были сформированны первые три танковых дивизии вермахта.
30-о декабря 1935-о, несколько недель спустя, генерал Бек ввел памятной статьёй новую ориентацию вооружения. В статье он требовал ускорение оснащения танками. 9-о Января 1936-о в докладе общему учреждению армии и в учреждение вооружения армии он написал, что хотел бы сформировать танковые дивизии с тремя полками, заместо двух. Там же он требовал оснащения всех типов танков бронебойными орудиями, в основном это пушки калибра 3,7 см, что в то время было нормой для борьбы с танками.
Как писал "враждебный танкам" Бек:
«…танк должен уметь противостоять в бою вражеским танкам.»
Общее учреждение армии под начальством генерал-майора Фридриха Фромма ответило на предложение Бека примерно две недели спустя, что главная задача танков — это поддержка пехоты и уничтожение живой силы противника, и что бой танка против танков слишком невероятен. Танковые единицы, - как писал далее Фромм — должны быть подчиненны пехотной дивизии. Общее учреждение армии хотело иметь танки в качестве поддержки пехоты и расформировать танковые дивизии.
Если верить мемуарам Гудериана, то Бек должен был радоваться. Ведь он хотел применять танки как поддержку пехоты. Но Бек противоречил в своем ответе 30-о января 1936-о года общему учереждению армии подчеркивая, что главная задача танковых частей — это подавление танковых соединений врага. Также он требовал самостоятельных танковых дивизий, для разрешения оперативных задачь, а не подчинения их пехоте. Он предложил формирование не менее 48-и танковых отделений, размером по три танковых полка на дивизию. 12 дней спустя генералом Вернер фон Фрич выбрал предложенный Беком концепт. 11-о февраля 1936-о года был проложен путь для формирования танковых войск.
Гудериан, мнимый создатель танковых войск, лишь год до этого, в 1935-м вступил в дебатты вокруг построений танковых войск. Как пишет Маркус Пёльманн, он повторял лишь те идеи что уже были разработанны. И только в 1937-м году, после публикации его книги "Achtung Panzer!" (внимание танки), только тогда Гудериан получил в дискуссиях о танковой доктрине большое влияние. Благодаря этой книге Гудериан попал в высшие круги теоретиков и только тогда стал ведущим экспертам в вопросах о танках.
Под конец остается вопрос: является ли Гудериан создателем немецких танковых войск? Гудериан очень поздно вступил в танковые дебаты, и тогда он всего лишь поддерживал давно известные популярные позиции. Пёльманн пишет:
«До 1935-го Гудериан лишь координировал публикации, что соответствовало его позиции, как начальника штаба инспекции механизации. Таким образом в эти годы он лишь показал себя как медийный менеджер, но не одинокий боец, коим он себя представляет в свей книге.»
Как можно тогда назвать Гудериана? Гудериан очевидно не был создателем или отцом немецких танковых войск. Он был, самое большее, поздний воспитатель ребенка - танковые войска. Но этого ребенка он не зачал и даже не крестил!
Конечно все скажут: Ведь Гудериан так хорошо воевал. Но задайте себе вопрос: делает ли это его автоматически создателем, если он хорошо мог управлять? Ну да, конечно, он всё что было разработанно в теории, предварил в практику. Возразить тут нельзя. Но он ведь пишет что он разработал ИМЕННО ТЕОРИЮ. Так что всё что написанно выше, просто не в бровь, а именно в глаз.
***
Автор - Василий Зайцев
Автору на мотивацию
PayPal
Кредитка или Skrill