Найти тему
Осторожно! История

Опричнина: массовый террор или неудавшаяся реформа? #1

Оглавление

В декабре 1564 года царь Иван Васильевич покинул Москву. Перед этим он отказался от титула и власти. Собрав драгоценности, деньги и мощи святых, царь вместе с семьей уезжает на богомолье и не возвращается. Спустя месяц из Александровской слободы он отправляет митрополиту, боярам и воеводам письмо. В нем Иван IV сообщает, что «передает… свое царство, но может прийти время, когда он снова потребует и возьмет его». Это был величайший спектакль, который царь разыграл очень искусно…

Бегство сторонников

С 1564 г. русские войска терпели поражения в Ливонской войне на западе. На южных границах вновь неспокойно – крымский хан совершил несколько набегов. Царь обвиняет в неудачах бояр и аристократию. Знать, несогласная с усилением царской власти, начинает массовый побег заграницу.

В 1562 г. попытку побега в Литву совершил один из приближенных к царю людей – князь Иван Бельский.

В изменах обвинили также князя Дмитрия Ивановича Курлятева. Однако до сих пор неизвестно, собирался ли он уходить в Литву. Известного политика и полководца насильно постригли в монахи.

В апреле 1564 г. к литовцам перебежал один из самых знатных людей в Москве, князь Андрей Курбский. Предательство Курбского было личным оскорблением для царя. Позднее историки обнаружили, что князь уже давно думал бежать в Литву. Оттуда Курбский прислал царю письмо с обвинениями в убийствах, насилии и гордыне. Он осуждал его самодержавные замашки, нежелание советоваться с боярами. В ответном письме царь отверг все обвинения и начал говорить о предательствах бояр.

Боярство же требовало от царя прекратить казни и восстановить нормальный порядок. Царь на эти требования ответил неожиданно.

Иван IV в Александровской слободе
Иван IV в Александровской слободе

Начало опричнины

Отказавшись от царской власти и покинув Москву, Иван Васильевич разыграл новый спектакль. Из Александровской слободы он отправляет письмо в Москву. В нем он обвиняет бояр в казнокрадстве и разворовывании русских земель. Жалуется, что не может наказать виновных бояр, потому что остальные их покрывают. Именно поэтому он оставляет царство и уходит молиться Богу.

Жители Москвы получили от царя совсем другое письмо. Горожан он ни в чем не винил, а во всех зверствах в стране виноваты бояре и дворяне.

Москвичи на городском собрании просили царя возвратиться и наказать изменников. Назрела опасность восстания. Все чаще звучали заявления в сторону бояр: «Вы для нас без царя – не власть». Знать решила примириться с царем. Они были готовы на уступки, чего и добивался Иван Васильевич.

К царю отправили посольство во главе с Иваном Бельским и Иваном Мстиславским. После долгих уговоров Иван Васильевич согласился вернуться, но с условием. Он выторговал себе право разбираться с государственными делами как ему угодно, казнить изменников по своему усмотрению и забирать их имущество.

Для этого он разделил всю территорию страны на две части – земщину и опричнину. Опричнину он забрал под свое управление, учредив там Боярскую Думу, приказы и войско. В земщине сохранялось старое управление во главе с Боярской думой.

В опричную думу и войско входили представители старых боярских родов, мелких дворян и совсем незнатных людей.

В первые годы существования опричнины не было и намека на массовые казни. Более того, опричнину поддерживали разные социальные группы.

Опричники
Опричники

Опричнина – неудавшаяся реформа?

Историк В.О. Ключевский называл несколько причин опричнины. Потеря нравственного равновесия у нервного человека, желание укрыться от непокорного боярства, найти свое убежище. Но истинный смысл совсем в другом.

Особая армия, своя полностью верная Боярская дума – все это опричнина. В нее вошли самые плодородные и богатые черниговские и ростово-суздальские земли. Эти земли находились недалеко от Александровской слободы и московского замка царя. Все это давало возможно быстро собирать опричную армию. Армия эта, полностью подчиненная воле царя, должна была принести России новые победы.

Из всего вышесказанного можно предположить, что опричнина – это неудавшаяся военно-административная реформа. Возникает теперь другой вопрос – зачем она была нужна?

Опричнина точно не была нацелена только на создание царских телохранителей. Для решения этих задач хватило бы нескольких сотен стрельцов. К тому же можно было пригласить иностранных наемников, что и делал Иван Васильевич в последние годы жизни.

Россия терпела военные поражения в Ливонской войне. Были сложности в военном управлении. Опричнина в данном случае нужна была как чрезвычайная мера. Мера, которая позволила бы царю упростить систему управления армией, сделать ее полностью подконтрольной без «всяких» непокорных бояр и князей. Опричное войско должно было обеспечить военные победы.

Борьба с изменами была не главным направлением. Царь при помощи опричнины приобретает прекрасное войско. Он может использовать ее в военных действиях или просто защититься от «внутренних» врагов.

Продолжение следует...

Если вам понравилась статья - подписывайтесь на канал, ставьте лайки и комментируйте.