Найти тему
РОТ ФРОНТ

Главный сыщик Советского Союза

19 июня 2021 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося советского деятеля в области борьбы с уголовной преступностью генерал-лейтенанта милиции Игоря Ивановича Карпеца (1921 – 1993).

И.И. Карпец родился и вырос в Ленинграде. В годы Великой отечественной войны служил в военной комендатуре, вместе с другими ленинградцами пережил блокаду и голод.

В 1946 году И.И. Карпец поступил на Юридический факультет Ленинградского университета, который закончил с отличием в 1951 году. После кратковременной работы в структурах государственной власти он ушел работать в милицию. Работая в уголовном розыске, он подготовил и защитил сперва кандидатскую, а затем, в 1963 году, и докторскую диссертацию. Он стал первым в нашей стране работником милиции, без отрыва от практической работы ставшим доктором наук. Его диссертация была посвящена проблеме индивидуализации уголовных наказаний.

-2

И.И. Карпец в годы войны

Основоположник классической криминологии (научной дисциплины, изучающей преступность и пути борьбы с ней) Чезаре Беккариа (1738 – 1794) сформулировал принцип одинакового наказания за одинаковые преступления. Что заработал, то и получай. Однако в дальнейшем в юридической науке стало накапливаться понимание того, что при назначении наказания нужно учитывать не только характер совершенного преступления, но и личность преступника. Во времена «оттепели» эти взгляды приобрели большую популярность. В ряде случаев преступников даже не наказывали, а просто брали на поруки, в надежде на их перевоспитание. Но перевоспитывались взятые на поруки преступники редко. А, напротив, ощущали свою безнаказанность и наглели. Хорошая в принципе идея сплошь и рядом доводилась до абсурда. Поэтому тема докторской диссертации И.И. Карпеца была более чем актуальной. На её основе И.И. Карпец подготовил монографию «Индивидуализация наказания в советском уголовном праве», опубликованную в 1961 году.

На молодого доктора наук обратили внимание в ЦК КПСС. После защиты докторской диссертации на столь актуальную тему И.И. Карпец был назначен директором ВНИИ проблем изучения преступности и мер по её предупреждению при Прокуратуре СССР. На прощание коллеги из Ленинградского уголовного розыска подарили ему часы. Когда И.И. Карпец стал начальником Уголовного розыска Советского Союза, часы у него украли. Наверное, на старости лет вор с гордостью рассказывал внукам о том, как он обокрал самого начальника Уголовного розыска СССР. А внуки восхищались воровской квалификацией любимого дедушки.

В 1966 году И.И. Карпец опубликовал в журнале «Советское государство и право» статью, где впервые после 1920-х годов было открытым текстом сказано, что в Советском Союзе сохраняются социальные корни преступности. Эта статья вызвала много эмоций в правоохранительных и не только в правоохранительных кругах. На автора писали большое число жалоб, в том числе и в ЦК КПСС, но в ЦК И.И. Карпеца поддержали, посоветовав лишь смягчить некоторые формулировки.

В 1968 году было воссоздано Министерство внутренних дел СССР (в 1953-68 годах такие министерства существовали только в союзных республиках, в том числе и в Российской федерации). На пост министра был назначен Николай Анисимович Щелоков (1910 – 1984), сослуживец Леонида Ильича Брежнева (1906 – 1982) по Днепропетровску и Молдавии.

-3

Первый ряд слева направо: Н.А.Щелоков, И.И.Карпец, начальник Управления учебных заведений МВД СССР А.У.Черненко, помощник министра И.С.Осипов/ Фото с портала «Столетие»

Н.А. Щелоков был весьма незаурядным и, несомненно, умным человеком. Он много сделал для поднятия уровня работы милиции, повышения материального обеспечения и социального престижа её работников. При всем при том Щелоков был типичным барином. Он любил роскошную жизнь, для создания которой не стеснялся пользоваться государственными средствами. В отличие от большинства членов КПСС он верил в бога и не скрывал этого. Он поддерживал хорошие отношения с Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем (1927 – 2007) и Александром Исаевичем Солженицыным (1918 – 2008).

Правой рукой Н.А. Щелокова стал генерал-лейтенант Сергей Михайлович Крылов (1919 – 1979), занявший пост начальника штаба МВД.

Щелоков понимал, сколь важна наука для успешной в деятельности правоохранительных структур. В 1969 году Н.А. Щелоков предложил И.И. Карпецу пост начальника Главного управления уголовного розыска СССР и дал понять, что эта идея уже согласована с Леонидом Ильичом Брежневым (1906 – 1982) и Алексеем Николаевичем Косыгиным (1904 – 1980). Игорь Иванович принял предложение. В том же 1969 году ему было присвоено звание Комиссара (генерала) милиции.

Так И.И. Карпец стал главным сыщиком Советского Союза.

В 1969 году в системе МВД СССР стали формироваться структуры, занимающиеся профилактикой преступности. Министр предполагал подчинить их уголовному розыску. Но И.И. Карпец выступил против этой идеи, полагая, что профилактические службы должны быть самостоятельными, а уголовный розыск должен ловить злодеев. Однако его не поддержали: службы, занимающиеся профилактикой преступности, были включены в состав уголовного розыска.

Став начальником Уголовного розыска СССР И.И. Карпец начал активно выдвигать молодых и талантливых работников. Одним из его выдвиженцев стал Александр Иванович Гуров (род. 1945). Лейтенант Гуров попал на глаза И.И. Карпецу после того, как застрелил напавшего на человека льва, которого держало семейство Берберовых. Защитники животных требовали строгого наказания для молодого сотрудника милиции, однако начальник Уголовного розыска не дал его в обиду. Вскоре А.И. Гуров был приглашен работать в центральный аппарат уголовного розыска, и, в дальнейшем, стал генералом и начальником отдела по борьбе с организованной преступностью. После ухода в отставку он был избран депутатом Государственной думы РФ, где возглавлял Комитет по безопасности.

-4

Генерал-лейтенант Гуров А.И.

Взаимоотношения И.И. Карпеца с министром складывались непросто. С одной стороны, Щелоков ценил высокий профессионализм начальника уголовного розыска, но, с другой стороны, его раздражала независимость главного сыщика. Как многие большие начальники, Щелоков предпочитал (и чем дальше, тем больше) иметь дело с поддакивающими начальству подхалимами. Сложные взаимоотношения сложились у начальника уголовного розыска и с влиятельным Юрием Михайловичем Чурбановым (1936 – 2013), ставшим в 1977 году заместителем министра внутренних дел. В конце концов, в 1979 году И.И. Карпец был с почетом переведен на должность директора ВНИИ МВД.

В том же 1979 году покончил с собой генерал-лейтенант С.М. Крылов. В предсмертной записке он написал о невозможности дальше работать в таких условиях. Вскоре по не вполне понятным причинам застрелился первый заместитель министра внутренних дел Виктор Семёнович Папутин (1926 – 1979).

В конце 1982 года Н.А. Щелоков бы снят с поста Министра внутренних дел СССР. По своим деловым качеством наиболее подходящим кандидатом на пост нового министра был, несомненно, И.И. Карпец. Однако министром был назначен бывший председатель КГБ Виталий Васильевич Федорчук (1918 – 2008). Он не сумел найти общий язык с работниками милиции. Многие высококвалифицированные специалисты были сняты со своих должностей и даже уволены. В 1986 году Федорчука сменил партийный работник Александр Владимирович Власов (1932 – 2002).

-5

Министр внутренних дел СССР генерал армии Федорчук В.В.

После назначения министром В.В. Федорчука И.И. Карпец был вынужден уволиться из системы МВД СССР. Он перешел в Прокуратуру СССР, где был назначен директором ВНИИ укрепления законности и правопорядка. Этим Институтом Игорь Иванович руководил до конца жизни.

Важным событием в истории советской криминологической науки 1970 – 1980 годов стала дискуссия о наследственных предпосылках преступного поведения, в которой принял участие и И.И. Карпец.

С конца XIX века на Западе приобрела популярность идея о том, что преступное поведение может быть связано с какими-то биологическими особенностями организма того или иного человека. Эту идею активно пропагандировал итальянский тюремный врач Чезаре Ломброзо (1835 – 1909), который даже описал внешность типичного преступника. Из этих представлений вытекал вывод о том, что преступниками не становятся, а рождаются.

Эта точка зрения противоречила всей мировой юридической практике, согласно которой человек становился преступником только после того, как совершал преступление. «Когда Вас убьют, тогда и приходите», — сказал работник милиции из известного анекдота старушке, которая пришла с жалобой на то, что сосед угрожает её убить. С точки зрения Закона ответ работника милиции был совершенно правильным: понятие «потенциальный преступник» выходит за рамки законодательства цивилизованных стран, ибо открывает дорогу беззаконию и произволу. А концепция Ломброзо легализует это понятие. Поэтому профессиональные юристы отнеслись к подобным идеям скептически, охарактеризовав их фразой «Измерить, взвесить и повесить!».

-6

Чезаре Ломброзо

Если мы относимся к определенным людям как к потенциальным преступникам, то их шансы стать реальными преступниками резко вырастут. Недаром же говорят, что если человеку всё время говорить, что он свинья, то этот человек рано или поздно захрюкает.

Эта идея также противоречит христианской философии, согласно идеям которой великий грешник может превратиться в Великого праведника. Гонитель христиан Савл стал апостолом Павлом, а разбойник Кудеяр – соловецким монахом.

И, что существенно, концепция генетической обусловленности только констатирует факты, но не анализирует их. Поэтому она неконструктивна. Об этом хорошо писал выдающийся поэт-коммунист Борис Михайлович Гунько (1933 – 2006) в поэме «Предчувствие»:

Что говорить! Смешного мало
Родился, ползал у стола,
Шалил, болел, на радость маме
Коверкал первые слова.

Смешил родных уменьем падать,
Да что ж тут много тратить слов
Все, как у всех, все – так, как надо:
Дом, школа, первая любовь…

И вдруг… преступник!
Полно! Вдруг ли?!
Нет сил поверить до конца:
У нас не где-то там, не в джунглях
Так просто вызреть в подлеца?!

Быть может, чей-то ум досужий,
Набрав архивной пыли впрок,
Покажет, что с рожденья хуже
Других был этот паренек.

Что не хотел учиться в школе
Да что там в школе! Он везде…
В яслях он диспут «Прав ли Коля?»
Сорвал по маленькой нужде.

Вот Петр Кузьмич – другое дело!
Недаром Петр Кузьмич – Герой!
С пеленок Петр Кузьмич не делал
Принципиально под собой!

Куда уж проще: зло в наследстве!
Как не отметить в сотый раз –
Для правды хуже всяких бедствий
Всеупрощающий экстаз
1965

Однако успехи генетики в XX веке возродили популярность идеи о наследственных предпосылках преступного поведения. Эту идею разделяли многие крупные исследователи-биологи. Она вышла и за пределы научной среды в массовое сознание.

Главным сторонником идеи о наследственных предпосылках преступного поведения был в нашей стране профессор Саратовского юридического института Иосиф Соломонович Ной (1923 – 1997). Эти идеи он пропагандировал в своих статьях и в книге «Методологические проблемы советской криминологии», вышедшей в 1975 году.

-7

Иосиф Соломонович Ной

И.С. Ной использовал не вполне честный аргумент: «Если в СССР социальные корни преступности отсутствуют, то откуда же в нашей стране берутся преступники?» В ответ на это противникам профессора Ноя приходилось делать неприятный выбор: либо согласиться со взглядами уважаемого профессора, либо же открытым текстом признать, что в СССР сохраняются социальные корни преступности, хотя и не такие глубокие, как в капиталистическом мире. Далеко не все вслед за И.И. Карпецом могли решиться открыто поддержать вторую точку зрения, которая, разумеется, была совершенно правильной.

Согласно концепции «дифференциальной ассоциации» Эдвина Сазерленда (1883 – 1950), преступные установки и преступное поведение отдельных индивидуумов формируется в процессе усвоения криминальной субкультуры. Криминальная субкультура воспроизводится из поколения в поколение и усваивается отдельными людьми в непосредственном общении с её носителями. Преступниками не рождаются, а становятся. И преступному поведению, так же, как и любому другому, человек обучается. Но в современном обществе человек имеет возможность выбирать себе учителей. Одни люди выбирают учителей, которые учат хорошему, другие – учителей, которые учат плохому. На этот выбор могут влиять многие факторы. Существуют, разумеется, и чисто индивидуальные преступники, попросту больные люди, подобные сексуальным маньякам. Но таких, к счастью, очень мало.

Так представляют себе роль наследственности в формировании преступного поведения серьёзные современные криминологи. Из этих представлений становится понятной стратегия профилактики преступного поведения: проблемному подростку нужно предложить такую деятельность, которая была бы для него более привлекательной, чем пребывание в полукриминальной компании. Эту стратегию и реализовал на практике выдающийся советский педагог Антон Семёнович Макаренко (1888 – 1939).

-8

А.С.Макаренко и воспитанники коммуны им. Горького на встрече с писателем

Критике взглядов И.С. Ноя (и, разумеется, зарубежных сторонников подобных взглядов) была посвящена книга «Генетика. Поведение. Ответственность», написанная И.И. Карпецом в соавторстве с Директором Института общей генетики АН СССР академиком Николаем Петровичем Дубининым (1907 – 1998) и директором Института государства и права АН СССР академиком Владимиром Николаевичем Кудрявцевым (1923 – 2007). Эта книга, ориентированная на широкий круг читателей, отражала и официальную точку зрения советского руководства по поводу обсуждаемых в ней проблем. Книга вышла в «Политиздате» в 1982 году.

Как и Н.А. Щелоков, Игорь Иванович Карпец поддерживал тесные контакты с деятелями литературы и искусства. Эти контакты активно использовались для того, чтобы пропагандировать в массах нелегкий труд работников милиции. В 1970-х годах на экране появились такие яркие и обаятельные образы, как следователь Пал Палыч Знаменский и участковый Анискин. И были созданы увлекательные сериалы «Рожденная революцией». «Следствие ведут Знатоки», «Место встречи изменить нельзя».

Все это способствовало росту авторитета милиции в глазах широкой общественности.

Поощрялось и литературно-художественное творчество работников правоохранительных органов. Одним из ведущих композиторов-песенников СССР был генерал-майор милиции Алексей Гургенович Экимян (1927 – 1982).

-9

А.Г. Экимян и Р.И. Рождественский

Многие работники милиции писали стихи, а милицейский следователь из города Узловая Тульской области Михаил Алексеевич Крышко (1930 – 2015) (в местных криминальных и околокриминальных кругах известный как «следователь Крышка») одарил отечественную словесность бессмертной фразой:

В обложке новые законы
Легли на старое сукно.

Незадолго до смерти И.И. Карпец опубликовал книгу «Преступность: иллюзии и реальность», в которой в популярной форме и хорошим литературным языком рассказал читателю о проблемах, которые встают при изучении преступности. Уже после смерти Игоря Ивановича была издана его автобиографическая книга «Сыск».

Сын генерала Карпеца Владимир Игоревич Карпец (1954 – 2017) по примеру отца выбрал специальность юриста. Но затем его увлекло изучение отечественной истории и литературное творчество, где он также добился немалых успехов.

Игорь Иванович Карпец ушел из жизни 14 мая 1993 года.

С.В. Багоцкий

Брежнев М.А., Науменко А.В. «Министр Щелоков». М.: Печатный дом Илигар, 2010
Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. «Генетика. Поведение. Ответственность». М.: Политиздат, 1982. – 304 с
Карпец И.И. «Преступность: иллюзии и реальность». М.: Советское право, 1992. – 432 с
Карпец И.И. «Сыск». М.: Наука, 1994. – 351 с
Лимонов Э. «Подросток Савенко». СПб: Амфора, 2002. – 308 с
Ной И.С. «Методологические проблемы советской криминологии». Саратов, Саратовский государственный университет, 1975. – 221 с
Фокс В. «Введение в криминологию». М: Прогресс, 1980. – 312 с.