Сотрудники с низкой эффективностью — это практически всегда убыток для компании. Поэтому грамотный руководитель старается набирать людей, отличающихся высокой продуктивностью, а также регулярно занимается развитием своих работников. Даже банальное обучение тайм-менеджменту — это инвестиция в команду и, следовательно, в сам бизнес.
Но что делать, если в сложившемся коллективе люди не горят энтузиазмом, а весь рабочий процесс сводится к нервному ожиданию 18:00, когда можно будет рвануть домой? Неужели надо всех увольнять и нанимать новых?
Я попробую предложить вам менее кардинальные решения, которые доступны любому управленцу.
Как повысить эффективность сотрудников официальными способами
- Уничтожить лишние регламенты. Даже начинающий руководитель знает, что без административных инструментов сложно добиться соблюдения дисциплины. Однако нельзя перебарщивать — изучите список отчётов, которые вы требуете от работников, посчитайте, сколько времени они тратят на отчётность. Можно что-то убрать — убирайте. Цифровизовать — переводите на электронный уровень. Поставить на поток с помощью шаблонов, готовых бланков — ставьте.
- Покупать инструменты, которые помогут в управлении эффективностью сотрудников. Казалось бы, сколько можно долбить о компьютерных технологиях, однако многие компании до сих пор не в курсе, что технические новинки способны в разы увеличить производительность компании. Изучите все повторяющиеся ручные процессы и подумайте, как их автоматизировать. Организуйте коммуникативные процессы с помощью единого мессенджера, Trello, электронной почты и пр., используйте продвинутые CRM. Возможна разработка собственного продукта под нужды сотрудников. Особенно важно обеспечение быстрой коммуникации между подразделениями в крупных организациях.
- Разобраться с обучением. В большинстве компаний тренинги, обучение и прочие развивающие мероприятия воспринимаются так:
Руководитель — отлично, мы провели один тренинг для сплочения коллектива и одно групповое занятие по йоге для всеобщего релакса. Я молодец, дал людям возможность поучиться и расслабиться! Мы за развитие и заботу о сотрудниках! Планируем больше занятий!
Сотрудники — коуч-дебил с кашей во рту, не слышно ни черта, особенно сзади. Время только впустую потерял. На йоге вообще полный трындец был… кажется, я перестарался и вывихнул себе лодыжку. Не, если начальник придумает ещё что-нибудь, я точно уволюсь.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, определитесь с целями. Чего вы хотите от тренинга? Подойдёт ли он большинству ваших работников? Так ли хорош коуч, как он расхваливает сам себя? Может, вместо дорогого тренинга есть смысл организовать поездку на хорошую конференцию? А вместо уроков йоги — обустроить нормальную комнату отдыха для обеденного перерыва и купить наконец микроволновку? Вложений меньше, а эффекта — больше. И при выборе ориентируйтесь на то, как полезные моменты обучения будут реализованы в вашей компании.
- Правильно выбирать форму обучения. У современных HR есть две больших любви — обучение в игровой форме и обучение онлайн. Вы можете ими пользоваться, но аккуратно. Первое нередко превращается в бессмысленное веселье для коллектива, народ доволен, результата ноль. Во втором случае, если участников слишком много, возникают трудности в обмене мнениями. Обязательно у кого-то будут проблемы с камерой, микрофоном, а кто-то придумает, чем полезным заняться на время сессии. Многие визуалы просто не воспринимают информацию на слух. Если у вас в прошлом году были дети-школьники на удаленке, то вы уже познали плоды подобного обучения.
Онлайн-формат отлично работает только для небольших коллективов и индивидуальных занятий (последнюю роскошь, конечно, можно позволить только ценным кадрам). Просто прекрасно, если онлайн-учёба будет частью оффлайновых занятий. Хорошо, если вы сможете найти толкового коуча, и совсем великолепно, если вы предварительно озаботитесь просмотром и разбором его выступлений.
- Внедрение системы планирования. По факту, такая штука существует почти в каждой компании, однако на деле реализация ее сильно страдает. Отсутствие единых планов для всех снижает индивидуальную эффективность — всегда велик риск ошибиться с ресурсами, сделать задачу впустую, прогадать с дедлайном. Работа без четкого планирования переходит в двухрежимное состояние: аврал-безделье. На авральный режим уходит очень много энергии и времени, и все оставшееся время коллектив находится в состоянии упадка сил или банально лентяйничает за неимением задач.
- Разработка системы мотивации. За выполнение стандартных обязанностей человек должен получать стандартную зарплату. За эффективную работу — приятные бонусы, премии, поощрения, сертификаты на обучение, продвижение по службе. Довольно эффективно начислять зп по объему выполненных задач.
Здесь, по-хорошему, можно рассказать еще о критериях эффективности сотрудников, однако это обширная тема и я чуть позже выведу ее в отдельную статью.
Как повысить эффективность работы сотрудников неформальными методами
- Решить, что важнее — цель или результат. Когда верховенствует процесс, это ведёт к тому, что в команду набирают соответствующий персонал, работающий по накатанной колее и неспособный создавать, производить, креативить что-либо новое. Когда за главного результат, есть риск, что он будет достигнут «костылями», и его качество встанет под вопросом. Повышение эффективности сотрудников зависит от того, какое выбрано направление, и насколько оно соответствует целям компании. И, что важно, стрелка не должна зависать на самых крайних значениях шкалы «процесс — результат». Вариант с «много доить, мало кормить» тоже не прокатит.
- Правильно распределять обязанности. Когда у людей нет четкого функционала, это ведет к регулярным перекладываниям обязанностей, причем нередко задача остается невыполненной. Проблемы с сортировкой задачей порождают внутренние войны, разносы на планерках, и сложности с поиском ответственных за провал. Когда Маша отвечает за рекламу, Петя за дизайн, а программисту не подсовывают задачи по типу: «надо одно предложение на главной поменять», тогда растет эффективность, и вы знаете, с кого спрашивать. А работник знает, что с него спросят — и задачи чаще выполняются в срок. Напишите инструкции, стандартизируйте действия сотрудников, синхронизируйте их действия — и будет вам счастье.
- Понимать, что один спрос не рождает качественный результат. Результат зависит от условий труда, квалификации работников, качества постановки задач. Как можно выполнять план, сидя за компьютером целый день не в комфортном кресле, а на табурете? Как можно гореть энтузиазмом в жару, когда в офис никак не привезут воду для кулера? Вы в силах обеспечить многое, в том числе и заняться повышением уровня знаний в своей команде. Бесконечные беспочвенные выволочки не дадут нужного развития.
- Корректировать рабочую атмосферу. На показатели эффективности сотрудников во многом влияет их окружение. Как можно радостно приветствовать коллег, когда дизайнер в приступе творческого застоя вчера выкинула пачку принесенного тобой дорогого чая в мусорное ведро, а сеошница опять сломала сайт? Или когда в офисе идут беспрерывные междоусобицы на тему, кто кого интереснее подставит?
Из мелочей складывается важное и главное, и обеспечить комфортную атмосферу для работы — задача любого руководителя.
Этот список можно продлить, но я пока выбрал самые основные моменты. А вы следите за эффективностью ваших сотрудников?