В данном примере простыми словами и с "юморцой" рассказано об энергосервисном контракте. Все имена и события в данном примере вымышленные, любые совпадения с реальными людьми, организациями и событиями - чистая случайность. Все цифры "взяты с потолка", только для иллюстрации энергосервисной схемы.
ЗАДАЧА - СНИЗИТЬ ЗАТАРТЫ
Представьте, что вы - главный энергетик мебельной фабрики "СтулДАдиван", находящейся в небольшом районном городке где-нибудь на Урале. Зовут вас Пётр Петрович. Работаете вы на этой фабрике уже лет -ацать и никуда уходить с неё не собираетесь потому, что другой работы в вашем городке больше нет. И до пенсии ещё далеко.
Цеха на вашей фабрике освещаются старыми лампами ДРЛ. На освещение вы тратите 1200 рублей в год. Ещё четыре года назад затраты были гораздо меньше - на уровне 700 - 800 руб. в год. Но за последнее время тарифы здорово подскочили и достигли уже 5,5 руб./кВт*ч с НДС (на 2018 год). Но и это ещё ерунда. У вас своя ТП 6 / 0,4 кВ, поэтому ваш тариф на электроэнергию - по СН2, а на соседнем свечном заводике - уже 7,70 руб./кВт*ч, так как соседи покупают электроэнергию по НН.
И вот однажды приходят к вам добрые люди и говорят: - "Пётр Петрович, давай мы поставим тебе в цеха новые LED светильники. И будет вашей фабрике счастье: вы станете тратить на освещение гораздо меньше, чем сейчас, просто за счёт более совершенного технического решения".
Вы отвечаете: - "Не вопрос, тема классная, ставьте. Но прежде, чем я пойду с этим вопросом к директору, вы мне экономику посчитайте. А то, может быть, овчинка выделки не стоит. С главным инженером Иван Иванычем я всё согласую".
ОБСЛЕДОВАНИЕ, АУДИТ
Получив добро от Иваныча, вы допускаете добрых людей на свой объект для изучения ситуации. В течение месяца они проводят обследование: считают все ваши лампы и фиксируют режим их работы. Кроме того, необходимо замерить потребление электроэнергии на цели освещения. Конечно, это можно сделать расчётным методом, но оптимальный вариант - установить приборы технологического учёта в щитах освещения (ЩО).
По окончании обследования добрые люди докладывают вам: - "После замены старых ламп на светодиодные - LED расходы фабрики на освещение снизятся в три раза: вы будете платить всего 400 рублей в год. При этом в цехах станет даже светлее, чем сейчас (увеличится освещённость)!".
Цена вопроса - 1800 руб. инвестиций с вашей стороны. Эта сумма включает как стоимость светильников, так и их монтаж. Срок окупаемости совсем небольшой - всего два года и три месяца. Ну, и сам монтаж ламп займёт месяц-полтора, не больше.
ПРОБЛЕМА, ДЕНЕГ НЕТ
Имея на руках такие интересные данные по экономике проекта, вы вместе с Иван Иванычем отправляетесь к Семён Семенычу - директору мебельной, представляете ему расчёт экономики и просите денег на новые светильник.
А Семеныч отвечает, - "Денег нет, но вы держитесь."
Вытащить из оборота 1800 руб. на новый свет я не могу. Вам же зарплату платить будет нечем. Ситуация на фабрике непростая - столы и стулья продаются не слишком хорошо, а диваны вообще почти не берут. А всё потому, что денег на покупки у наших людей нет. И кредит на новые лампы нам никто не даст. Да и не стал бы Семеныч в текущей ситуации брать кредит под 11-15% годовых. Это всё равно, что самому голову в петлю засунуть.
Поэтому, за идею с заменой старых ламп на светодиодные Семеныч вас похвалил, плюсику поставил. Но денег не дал. Попробуйте как-нибудь ещё выкрутиться.
РЕШЕНИЕ ЗА ЧУЖОЙ СЧЁТ
После беседы с директором вы понурив голову отправляетесь к добрым людям, и сообщаете им, что с заменой светильников ничего не получается: директор денег не даёт. Но не из жадности, а по объективным обстоятельствам.
А добрые люди вам и отвечают: - "Петрович, Иваныч, вы нам как родные стали. Поэтому мы вам поможем. Мы ведь не просто так, мы не одни, а с энергосервисной компанией. Мы понимаем вашу ситуацию и смонтируем у вас в цехах вам новые светильники. А что касается денег, то 1800 рублей - это наши инвестиции. От вас ни копейки не понадобится. Деньги вы вернёте нам потом из достигнутой экономии".
Вас такой поворот событий очень радует, и вы бежите к директору и сообщаете радостную весть: добрые люди готовы реализовать проект по замене старых ламп за свой счёт, кредит брать не надо, деньги отдадим потом. Но надо решать быстрее, пока они не передумали. В результате Семён Семеныч даёт своё "добро" на реализацию проекта. Соответственно, вы с добрыми людьми пожимаете друг другу руки, и между вами АО "СтулДАдиван" и энергосервисной компанией заключается энергосервисный контракт.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЕРИОД
После заключения энергосервисного договора добрые люди из энергосервисной компании в течение одного месяца меняют ваши старые ртутные светильники на современные LED "за бесплатно".
Промежуток времени, в течение которого энергосервисная компания реализует энергосберегающие мероприятия на объекте заказчика, называется "инвестиционным периодом" или "инвестиционной фазой", так как на этом этапе добрые люди только вкладывают деньги в проект, ничего не получая взамен.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
После реализации любых энергосберегающих мероприятий необходимо убедиться, что вся эта затея имела смысл. В рассматриваемом случае необходимо проверить:
1. Освещённость в цехах Очень важно подтвердить, что после установки новых светильников освещённость в цехах не снизилась. Для этого необходимо вооружиться люксметром, провести измерения и сравнить их результаты с теми показаниями, которые были до замены светильников.
2. Снижение потребления электроэнергии Обязательно должно быть подтверждено снижение потребления электроэнергии в натуральном выражении, то есть в кВт*ч. Однако по прибору коммерческого учёта, фиксирующему потребление электроэнергии всей фабрикой, делать это нет смысла: мало ли из-за чего и как на фабрике меняется потребление электроэнергии.
Поэтому изменение потребления электроэнергии на цели освещения должно быть определено по счётчикам, установленным именно в щитах освещения.
Таким образом, вы, как главный энергетик, должны будете провести замеры освещённости в цехах, а так же подтвердить факт снижения потребления электроэнергии, о чём совместно с представителями энергосервисной компании составляется соответствующий акт.
ОПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
После окончания монтажных работ начинается эксплуатация новых светильников так называемая "операционная фаза" или "операционный период". Это промежуток времени, в течение которого заказчик должен делиться с энергосервисной компанией частью экономического эффекта, достигнутого при проведении мероприятий по повышению энергоэффективности.
В результате фабрика начала экономить на освещении. Например, потребление электроэнергии снизилось в три раза - с 60 кВт*ч в месяц до 20 кВт*ч. Соответственно, теперь вместо 1200 руб. в год вы будете платите энергосбытовой компании всего 400 руб. Таким образом, экономический эффект от проведения энергосберегающих мероприятий составляет 800 руб. в год.
Но энергосервисной компании надо компенсировать свои затраты (1800 рублей) и заработать прибыль. Поэтому в течение четырёх лет (операционный период) из своего экономического эффекта в размере 800 руб. вы ежегодно отдаёте 600 руб. этим добрым людям.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
В первые четыре года после замены ламп вы делитесь экономическим эффектом с энергосервисной компанией, поэтому реальная экономия фабрики на освещении составляет всего 200 рублей в год, а не 800 рублей, как вам хотелось бы. Не очень много. Но ведь директор вашей фабрики не вложил в этот проект ни копейки! При этом экономию получил серьёзную: суммарно 800 рублей за четыре года. А после окончания операционного периода фабрика будет экономить по 800 рублей уже каждый год.
ГК АПЕКС-энерго - энергосервис
8-800-550-58-98