Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

«Искусственная» жизнь: в погоне за Белым Кроликом

Оглавление
Жан Фуке. «Богоматерь с младенцем (Меленский диптих)», ок. 1450. Историки живописи утверждают, что в образе Мадонны запечатлена Агнесса (Аньес) Сорель, возлюбленная короля Карла VII. Папа Римский говорил: «У неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете»
Жан Фуке. «Богоматерь с младенцем (Меленский диптих)», ок. 1450. Историки живописи утверждают, что в образе Мадонны запечатлена Агнесса (Аньес) Сорель, возлюбленная короля Карла VII. Папа Римский говорил: «У неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете»

Когда-то давным-давно маленькая планета моих впечатлений стояла на двух китах: литературe и музыкe. Я много читала, порой, что называется, запоем, и моему воображению хватало простора и красок, чтобы мгновенно изобразить громадную, многоцветную и сложную панораму происходящего на страницах книг. Любовь к музыке пришла не благодаря музыкальной школе (увы, со школой связаны, скорее, прискорбные воспоминания о том, как мои одноклассники после уроков мчали бодрым стадом непуганых оленей собирать макулатуру и металлолом, а я с нотами подмышкой пилила на скучные экзерсисы), а благодаря бабушке.

-2

Она играла мне прекрасную музыку на старинном, 1864 года, пианино с канделябрами по таким же старинным, с искрошившимися краями страниц, немецким нотам «Школа Дамм», а точнее – «G. Damm. Klavierschule und Melodienschatz fur die Jugend». Помню, как я просила её: «Сыграй ещё раз «Жалобу девушки!» Одно из чудесных воспоминаний моего солнечного детства…

Пианино и сейчас стоит в одной из комнат, и иногда я люблю поразить воображение гостей, открыв крышку и показав позолоченные буквы на чёрном фоне «Юлiй Генрихъ Циммерманъ. Поставщик двора Его Величества».

Но вот чего не было в моей тогдашней реальности, так это живописи. Её не было вообще. Не было тяги к ней. Знания о ней.

Михаил Врубель. «Царевна-Лебедь», 1900
Михаил Врубель. «Царевна-Лебедь», 1900

Конечно, я рассматривала иллюстрации к волшебным сказкам, и, так же, как и школьники того времени, помню репродукции из учебника литературы: например, картину «Опять двойка!» с вихрастым пристыжённым шалопаем, неловко стоящим перед грустной усталой матерью. Но на этом, пожалуй, и всё.

В остальном я была похожа на попугая, на клетку которого наброшен тёмный платок. Он там егозится, под этим платком, роняет перья, топорщит хохол от неожиданности, когда платок снимают, но стоит его накинуть, снова успокаивается в своем крохотном мирке.

Анри Лебаск. «Девочки среди оливковых деревьев», 1906
Анри Лебаск. «Девочки среди оливковых деревьев», 1906

Уже будучи студенткой, я как-то завела разговор с отцом на тему живописи Казимира Малевича и безапелляционным тоном, весьма распространенном у профанов, заявила, что это не искусство: оно ничего не дает ни уму, ни сердцу, так намалевать и я могу. Вот Шишкин ещё ладно, «Корабельная роща» и всё такое. По крайней мере, красиво.

Казимир Малевич. «Спортсмены», 1930-1931
Казимир Малевич. «Спортсмены», 1930-1931
Морис Брэзил Прендергаст. «Ecce Puer (Behold the Child)», 1906
Морис Брэзил Прендергаст. «Ecce Puer (Behold the Child)», 1906

Помню до сих пор, как отец спокойно ответил: «Просто пока живопись ничего не говорит тебе. Смысл ведь не в том, чтобы фотографически точно изобразить действительность. Художник передает ощущения, видение. И каждый, кто смотрит на картину, тоже видит по-своему, и ощущения она вызывает у всех разные, свои. Ты поймёшь. Однажды это откроется тебе, внезапно».

Амедео Модильяни. «Портрет сидящей Жанны Эбютерн в профиль (в тёмной одежде)», 1918
Амедео Модильяни. «Портрет сидящей Жанны Эбютерн в профиль (в тёмной одежде)», 1918

Отец был прав. Это случилось именно так, как он сказал: внезапно. Как будто серая пыльная занавеска упала с моего окна, и я вдруг остро, ясно, до мурашек, до костного мозга, всеми чувствами, зрением вобрала в себя многообразие красок, их сочетаний, того, как они отражают мир.

 Михаил Врубель. «Демон сидящий», 1890
Михаил Врубель. «Демон сидящий», 1890
Камиль Писсарро. «Бульвар Монмартр ночью», 1897
Камиль Писсарро. «Бульвар Монмартр ночью», 1897

И начала жадно искать во всем, везде передачу восприятия этого мира в рисунках, пастелях, этюдах, графике, полотнах.

Анри Матисс. «Посуда и фрукты», 1901
Анри Матисс. «Посуда и фрукты», 1901

Так в моей квартире появились первые акварели. Потом всевозможные каталоги русской и европейской живописи. Сформировались предпочтения.

Винсент ван Гог. «Пейзаж с домом и пахарь», 1889
Винсент ван Гог. «Пейзаж с домом и пахарь», 1889

Появилось глубинное понимание супрематизма – направления в авангардной живописи, по иронии судьбы основанного тем самым Казимиром Малевичем, о котором я выразилась когда-то столь пренебрежительно.

Василий Кандинский. «Houses in Murnau on Obermarkt», 1908
Василий Кандинский. «Houses in Murnau on Obermarkt», 1908

Направления, означавшего превосходство цвета и геометрической формы над всеми остальными свойствами живописи.

Василий Кандинский. «Квадраты с концентрическими кругами», 1913
Василий Кандинский. «Квадраты с концентрическими кругами», 1913

Передачу «Искусственный отбор» по каналу «Культура» я смотрела таким же запоем, как когда-то в детстве читала. Я настолько выпадала из реальности и погружалась в живопись, что меня можно было тормошить, о чем-то спрашивать, чего-то требовать, но без всякого проку.

Ян Вермеер. «Девушка с жемчужной серёжкой», ок. 1665
Ян Вермеер. «Девушка с жемчужной серёжкой», ок. 1665
Амедео Модильяни. «Девочка в голубом», 1918
Амедео Модильяни. «Девочка в голубом», 1918
Виллем Клас Хеда. «Натюрморт с чашей из наутилуса», 1640.  Еще один мой любимейший художник. Первое знакомство произошло в Дрезденской галерее, где находится его картина "Завтрак с ежевичным пирогом", 1631. Блики света на серебре и ощутимая тонкость стекла бокала заставили меня стоять...нет, зависнуть перед картиной, причем, мне кажется, я и физически висела где-то между полом и потолком
Виллем Клас Хеда. «Натюрморт с чашей из наутилуса», 1640. Еще один мой любимейший художник. Первое знакомство произошло в Дрезденской галерее, где находится его картина "Завтрак с ежевичным пирогом", 1631. Блики света на серебре и ощутимая тонкость стекла бокала заставили меня стоять...нет, зависнуть перед картиной, причем, мне кажется, я и физически висела где-то между полом и потолком

В эти минуты я ощущала себя как Алиса, бежавшая за Белым Кроликом и провалившаяся в бездонный колодец. Помните, как она летела по нему и рассматривала стены, а вместо стен «шли сплошь шкафы и шкафчики, полочки и полки; кое-где были развешаны картинки и географические карты, а с одной из полок Алиса на лету успела снять банку, на которой было написано «Апельсиновое варенье».

Анри Лебаск. «Решетчатые ворота сада в Ланьи»
Анри Лебаск. «Решетчатые ворота сада в Ланьи»
Анри Море. «Скалы у Клоа-Карноэ», 1910
Анри Море. «Скалы у Клоа-Карноэ», 1910
Анри Матисс. «Красные рыбки», 1911
Анри Матисс. «Красные рыбки», 1911

Вот это ощущение нереальности происходящего, таинственности, загадочности окутывает меня каждый раз, когда я соприкасаюсь с живописью, и я лечу, лечу сквозь бездонный колодец. Нет времени, нет реальности, только волшебство цветов и образов, которые сменяются, как в детском калейдоскопе.

Поль Гоген – таит. «Nafea faa ipoipo? (Когда свадьба?)»,1892
Поль Гоген – таит. «Nafea faa ipoipo? (Когда свадьба?)»,1892
Винсент ван Гог. «Ночное кафе в Арле», 1888
Винсент ван Гог. «Ночное кафе в Арле», 1888
Анри Лебаск. «Синий халат»
Анри Лебаск. «Синий халат»

Недавно снова пересматривала репродукции картин любимых художников, и мне захотелось ими поделиться.

Мои любови очень разносторонни: истинное наслаждение для глаз и души –живопись импрессионистов и постимпрессионистов – Писсарро, Гогена, Ван Гога, Коровина.

Анри Море. «Гавань Лорьяна»,1895
Анри Море. «Гавань Лорьяна»,1895
Камиль Писсарро. «Пейзаж. Церковь и ферма в Эраньи», 1895
Камиль Писсарро. «Пейзаж. Церковь и ферма в Эраньи», 1895
Камиль Писсарро. «Послеполуденное солнце, улица Эписери, Руан»
Камиль Писсарро. «Послеполуденное солнце, улица Эписери, Руан»

Но не меньший восторг вызывают голландские художники Северного Возрождения: Ван Эйк, Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден. Их полотна, написанные темными красками, со странно непропорциональными, притягательно-некрасивыми Мадоннами и уродливыми младенцами – это какое-то необъяснимое, неправильное, абсурдное совершенство.

Камиль Писсарро. «Сцена на дороге из Эннери в селение Эрмитаж, Понтуаз», 1877
Камиль Писсарро. «Сцена на дороге из Эннери в селение Эрмитаж, Понтуаз», 1877
Клод Оскар Моне. «The Corniche of Monaco», 1884
Клод Оскар Моне. «The Corniche of Monaco», 1884
Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк. «Гентский алтарь». Фрагмент. 1432
Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк. «Гентский алтарь». Фрагмент. 1432
Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк. «Гентский алтарь». Фрагмент. 1432
Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк. «Гентский алтарь». Фрагмент. 1432
Ян ван Эйк. «Мадонна с картезианским монахом», ок. 1425. Впервые я познакомилась с удивительной живописью Яна ван Эйка также в Дрезденской галерее, где хранится его "Дрезденский триптих". Он маленький, яркий, а мельчайшие детали интерьера, элементы одеяний выписаны с ювелирной, филигранной точностью
Ян ван Эйк. «Мадонна с картезианским монахом», ок. 1425. Впервые я познакомилась с удивительной живописью Яна ван Эйка также в Дрезденской галерее, где хранится его "Дрезденский триптих". Он маленький, яркий, а мельчайшие детали интерьера, элементы одеяний выписаны с ювелирной, филигранной точностью
Питер Брейгель Старший. «Триумф смерти», 1562
Питер Брейгель Старший. «Триумф смерти», 1562
Рогир ван дер Вейден. «Благовещение», 1630-е
Рогир ван дер Вейден. «Благовещение», 1630-е

И совсем отдельно стоит Исаак Левитан с его пронзительно-щемяще нежной пейзажной живописью.

Исаак Левитан. «Близ Бордигеры. На севере Италии», 1890
Исаак Левитан. «Близ Бордигеры. На севере Италии», 1890
Исаак Левитан. «Вечерний звон»,1892
Исаак Левитан. «Вечерний звон»,1892
Константин Горбатов. «Торжок», 1917
Константин Горбатов. «Торжок», 1917

Возможно, вы посмотрите и фыркнете так же, как и я когда-то: значит, великая сила красок и форм пока ещё не говорит с вами – но я предвижу, что когда-нибудь она откроется вам, как и мне.

Винсент ван Гог. «Вид на Сент-Мари», 1888
Винсент ван Гог. «Вид на Сент-Мари», 1888

Возможно, вы любите живопись, но другую живопись, и равнодушно скользнёте глазами, промолчав и подумав: ой, нет, куда красивее картины Кустодиева (Венецианова, Крамского, Серова). Или – что лучше – напишете, каких художников вы любите, какие картины нашли глубокий отклик в вашем сердце.

Робер Кампен. «Триптих Мероде». Около 1427–1432 годов. The Metropolitan Museum of Art. 
На центральной панели триптиха написано Благовещение. На правой створке Иосиф, муж Марии, трудится в своей мастерской. На левой заказчик образа, встав на колени, через порог устремил свой взор в комнату, где разворачивается таинство, а за его спиной благочестиво перебирает четки его жена.
Судя по гербу, изображенному на витражном окне за спиной Богоматери, этим заказчиком был Петер Энгельбрехт — богатый торговец тканями из Мехелена. Фигура женщины у него за спиной была дописана позже — вероятно, это его вторая жена Хельвиг Билле.
Робер Кампен. «Триптих Мероде». Около 1427–1432 годов. The Metropolitan Museum of Art. На центральной панели триптиха написано Благовещение. На правой створке Иосиф, муж Марии, трудится в своей мастерской. На левой заказчик образа, встав на колени, через порог устремил свой взор в комнату, где разворачивается таинство, а за его спиной благочестиво перебирает четки его жена. Судя по гербу, изображенному на витражном окне за спиной Богоматери, этим заказчиком был Петер Энгельбрехт — богатый торговец тканями из Мехелена. Фигура женщины у него за спиной была дописана позже — вероятно, это его вторая жена Хельвиг Билле.

А возможно, именно после прочтения этой статьи вы, так же как и я когда-то, побежите за Белым Кроликом, и с этого мгновения начнется ваш головокружительный полёт через глубокий колодец в бесконечный, безграничный, прекрасный мир Живописи.

Анри-Жан-Гийом Мартин. «Церковь в Лабастиде», 1920
Анри-Жан-Гийом Мартин. «Церковь в Лабастиде», 1920
Клод Оскар Моне. «View of Antibes from the Notre-Dame Plateau», 1888
Клод Оскар Моне. «View of Antibes from the Notre-Dame Plateau», 1888
Амедео Модильяни. «Девушка в блузке с узором в горошек», 1919
Амедео Модильяни. «Девушка в блузке с узором в горошек», 1919
Камиль Писсарро. «Площадь Каррузель, пасмурная погода», 1883
Камиль Писсарро. «Площадь Каррузель, пасмурная погода», 1883

Ещё по теме:

📌 "Жемчужина Саксонии. ДРЕЗДЕН: красота, восставшая из руин"

📌 "Чужих мужей нежнейшая подруга..." Анна Ахматова и Амедео Модильяни: роман двух гениев"

Ранее:

📌 "Италия морская. Остров Эльба. КАПОЛИВЕРИ и РИО-НЕЛЬ-ЭЛЬБА: бальзам для души"

📌 "Бавария. МЮНХЕН: жить хорошо! (а хорошо жить ещё лучше)"

Далее:

👩‍🦰 "Возраст размера М medium: 46"

©ГалопомПоЕвропам

До встречи!