Найти тему
Колючий колобок

Почему Банк России боится инфляции, а ФРС США нет

Последние недели мировые финансовые рынки немножко лихорадит. Инвесторы опасаются, что Федеральная резервная система США, которая выполняет функции центрального банка страны, начнет сокращать программы стимулирования экономики. В минувшую среду глава ФРС Джером Пауэлл дал такой намек, сказав, что на ближайших заседаниях этот вопрос может быть рассмотрен.

Сейчас Федрезерв стимулирует рост американской экономики двумя способами: почти нулевой процентной ставкой по кредитам и выкупом близких к погашению государственных и ипотечных облигаций, то есть бумаг, основную доходность по которым инвесторы уже получили. Пауэлл сказал, что именно сокращение объема выкупа этих бумаг, составляющий 120 млрд долларов в месяц, будет обсуждаться.

Зачем ФРС все это делал? Да чтобы наводнить страну дешевыми деньгами, которые с одной стороны позволяют промышленности наращивать выпуск продукции за счет сверхдешевых кредитов, а с другой – стимулируют спрос на товары со стороны населения, которое может пользоваться кредитами под мизерные ставки.

Но обратной стороной этого процесса является рост инфляции, которая в мае в США составила рекордные за последние 13 лет 5% годовых. У нас инфляция превысила 6%. То есть цифры примерно сопоставимы.

При этом Федрезерв абсолютно не пугает рост потребительских цен. Американский регулятор считает, что это явление временное, и скоро инфляция спустится до приемлемых чуть более 2%.

Так почему же американский центробанк решил обсуждать вопрос о сворачивании помощи экономики? Да потому, что цель достигнута! По прогнозам, в этом году американская экономика вырастет на рекордные за последние десятилетия 7%. То есть экономика в любом случае вырастет больше, чем инфляция, и все остаются в выигрыше.

Кстати, только этот прирост ВВП США в 7% равен примерно двум экономикам России со всеми нашими газпромами, норильскими никелями и роснефтями. Картина явно не в нашу пользу, но сейчас речь не об этом…

Несмотря на такую инфляцию, ФРС даже не планирует в обозримом будущем поднимать ставку рефинансирования, то есть стоимость денег в экономике. Пока прогнозы говорят о том, что ставка будет немного увеличена лишь в 2023 г.

У нас ситуация обратная: как только Банк России увидел рост инфляции, так сразу же стал повышать ключевую ставку. В июне она была увеличена на 0,5 процентных пункта, в июле ожидает еще такое же повышение.

На какое-то время это поможет ограничить рост цен. Люди станут брать меньше кредитов, предприятия – выпускать меньше продукции, поскольку спрос сократится. Рубль не будет так сильно падать из-за того, что вместе со ставкой вырастут проценты по депозитам и население будет меньше покупать валюты для сохранения сбережений.

Но обратной стороной этого процесса станет снижение темпов роста экономики из-за сокращения спроса на конечную продукцию и удорожания кредитов реальному сектору. Последний фактор, кстати, производители обязательно заложат в цену своей продукции.

Зачем ЦБ так ревностно борется с инфляцией? Ответа на этот вопрос у нас, к сожалению, нет. Возможно потому, что как-то президент Путин заявил, что низкая инфляция будет способствовать притоку западных инвестиций в страну. Два года подряд у нас официальная инфляция была рекордно низкой, порядка 4%, хотя реально цены на основные товары выросли более чем на 10%.

Получили мы западные инвестиции? Нет. Потому, что серьезный капитал не придет в страну, где постоянно меняются налоговые правила, где процветает коррупция, где почти вся несистемная оппозиция отправлена на нары.

Вот и получается какая-то борьба с ветряными мельницами…

Но мы всегда утверждаем, что из любой ситуации можно извлечь прибыль. Рост ставки ЦБ приведет к увеличению доходов финансового сектора, потому, что возрастет их маржа, то есть разница между стоимостью привлеченных средств и выданных кредитов.

Вот поэтому мы и взяли в свой Портфель Колобка акции Сбербанка и Московской биржи. В четверг, когда Индекс Мосбиржи снизился на 0,3%, они выросли, соответственно, на 0,8 и 1,6 процента.