Тема: «Пересказ сказки В.Г. Сутеева «Мышонок и карандаш».
Цель: обучение пересказу.
Коррекционно-образовательные задачи:
- активизировать и обогащать словарь;
- формировать умение правильно употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- формировать умение правильно употреблять в речи глаголы прошедшего времени мужского, женского и среднего рода.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать речевое дыхание;
- развивать навык пересказа;
- развивать связную речь.
Воспитательные задачи:
- формировать коммуникативные навыки, инициативность, доброжелательность, интерес к театральной деятельности.
Оборудование: игрушка «мышонок»; карандаш; листы бумаги; мяч; зеркало; бумажная мышка и норка для дыхательной гимнастики; картинки для упражнения «Кто что делал?».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
СОЗДАНИЕ МОТИВАЦИОННОГО ПОЛЯ
1. «Загадки»
«Сегодня к нам на занятие пришли герои. Чтобы узнать кто это, нужно отгадать загадки.
Маленький росток, длинный хвосток,
Серая шубка, острые зубки. (мышонок)
Чертят им или рисуют.
Грифель по листку танцует.
Он большой помощник наш,
И зовётся… (Карандаш).
Правильно! К нам на занятие пришли мышонок и карандаш».
2. Артикуляционная гимнастика
«Чтобы красиво говорить, мышонок каждый день делает зарядку для язычка. Давай сегодня ему поможем».
«Блинчики»
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
«Комарик»
Прилетает по ночам,
Не дает заснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьётся,
Только в руки не даётся.
«Чашка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
«Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать, ротик нужно облизать.
3. Дыхательная гимнастика «Мышка прячется в норку»
«Давай поможем мышке спрятаться в норку. Вдох мы делаем через нос, выдох – через рот. Следим чтобы плечи не поднимались».
4. Развитие мелкой моторики «Мотор»
«Карандаш тоже делает зарядку, давай вместе с им». (Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя).
Заводи мотор скорей
И ладони разогрей.
Всё быстрей, быстрей, быстрей,
Сил, приятель, не жалей.
Ход немного замедляем.
Видно, к дому подъезжаем.
Едем тише, тише, тише.
И мотор уже не слышен».
«Хочешь узнать, как мышонок и карандаш познакомились? Сейчас я прочитаю сказку, а ты внимательно слушай».
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ЗАТРУДНЕНИЕ В ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ
1. Игра с мячом «Было или не было?»
«Я буду бросать тебе мяч и называть слово, а ты должен поймать мяч, если это слово было в сказке: мышонок, сыр, собака, квадрат, кружок, яблоко.
А какие слова из сказки ты ещё запомнил?»
2. «Назови ласково»
«Сейчас я буду называть слова, а ты назови их ласково: мышь (мышонок), карандаш (карандашик), кошка (кошечка), стол (столик), нора (норка), яблоко (яблочко), усы (усики), зубы (зубки)».
3. «Повтори за карандашом»
«Ты запомнил, что рисовал карандаш в первую встречу с мышонком? Давай повторим рисунок. Я буду читать, а ты рисуй.
Вздохнул тяжело Карандаш и нарисовал кружок.
— Это сыр? — спросил Мышонок.
— Может быть, и сыр, — сказал Карандаш и нарисовал ещё три маленьких кружочка.
— Ну, конечно, сыр, а это дырочки в нём, — догадался Мышонок.
— Может быть, и дырочки, — согласился Карандаш и нарисовал ещё один большой кружок.
— Это яблоко! — закричал Мышонок.
— Может быть, и яблоко, — сказал Карандаш и нарисовал несколько длинных кружочков.
— Я знаю, это сардельки! — закричал, облизываясь, Мышонок, — Ну, кончай скорее, у меня ужасно чешутся зубы.
— Подожди минуточку, — сказал Карандаш.
И когда он начал рисовать уголки, Мышонок закричал:
— Это похоже на ко… Не рисуй больше!
А Карандаш уже нарисовал большие усы…
— Да это настоящая кошка! — пискнул испуганный Мышонок. — Спасите! — и бросился к себе в норку.»
4. «Кто что делал?»
«Посмотри на картинки и ответь на вопрос «Кто что делал?»
5. Динамическая пауза «Мышка»
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
Поглядеть, который час. (повороты влево, вправо)
Раз, два, три, четыре. (хлопки над головой в ладони)
Мышки дёрнули за гири. (руки вверх и приседание с опусканием рук – «дёрнули за гири»)
Вдруг раздался страшный звон, (хлопки перед собой)
Убежали мышки вон. (бег на месте)
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ НА ПРАКТИКЕ
«Сейчас я прочитаю сказку повторно, а после перескажи сказку, используя наших героев».
РЕФЛЕКСИЯ (ИТОГ)
«Тебе понравилось наше занятие? Какие упражнения мы сегодня выполняли? Как познакомились мышонок и карандаш? Кого нарисовал карандаш для мышонка?»
- Подписывайтесь на мой канал! Ставьте лайки и пишите комментарии, если вам был полезен данный материал.