В Перми среди туристов большой популярностью пользуются деревянные скульптуры Христа и святых. При этом, с 1722 года объемные изображения православных святых запрещены Русской православной церковью.
В советское время эти скульптуры стал собирать русский искусствовед Николай Серебренников (1900-1966 годы жизни). Он смог найти 248 самобытных деревянных скульптуры, которые стали основой коллекции Пермской государственной художественной галереи.
Авторы скульптур не известны. Однако черты лица скульптур схожи с автохтонным населением - коми, даже монгол и башкир.
Сами скульптуры очень связаны с идолопоклонством, широко распространенном среди аборигенов. Местные православные священнослужители отмечали, что православие в Пермском крае очень сильно смешалось с идолопоклонством. Да в принципе, как и везде!
Особенно это заметно в случае с скульптурой святого Николая Можайского. Ему приносили в дар обувь, так как местные считали что скульптура сама ходит и ей постоянно нужна новая обувь.
- Фигура святого наделяется конкретным, почти натуралистическим обликом. Объёмная, широкоплечая, она свободно «выходит» в пространство. Руки с мечом и «градом» подняты вверх, будто святой идёт навстречу врагу - Власова О.М. Пермская деревянная скульптура конца XVII — начала XX века. Коллекция Пермской государственной художественной галереи. — М: Арт-Волхонка, 2013. — С. 43.
Православие стало проникать в Пермский край в конце XIV века. Его распространял Стефан Пермский, который боролся с идолопоклонничеством (коми поклонялись священным деревьям).
Несмотря на старания Стефана Пермского и последующих подвижников коми не переставали поклоняться своим идолам. Это оказало сильное влияние на понимание христианства местными жителями.
Также свой отпечаток наложило и функционирование в Перми самостоятельного Пермского княжества.
Самостоятельность и переплетение с язычеством стали основой для появления Пермской деревянной скульптуры как культурного феномена:
- Самые древние сохранившиеся образцы пермской деревянной скульптуры относятся к концу XVII — началу XVIII веков и происходят из православных храмов, расположенных в поселениях у реки Колвы: Покчи, Ныроба и Чердыни. Это территория современного Чердынского района, которая в XV — начале XVI веках входила в состав Великопермского княжества. Деревянная скульптура, скорее всего, проникла в Пермь Великую из Русского Севера и Центральной России. По мнению исследователей П. А. Корчагина и Е. В. Шабуровой, пермская культовая скульптура, возникшая через два с половиной столетия после крещения Перми Великой, скорее всего не была заменой для новообращённых их прежних идолов, а напротив, служила «фактором религиозного просвещения» - Википедия
Таким образом, Пермская деревянная скульптура является уникальным явлением в культуре и пользуется мировой известностью. И в первую очередь как произведения искусства, а не объекты религиозного культа.
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!