Найти тему
История и культура Евразии

Пермская деревянная скульптура - уникальное явление в православном искусстве

В Перми среди туристов большой популярностью пользуются деревянные скульптуры Христа и святых. При этом, с 1722 года объемные изображения православных святых запрещены Русской православной церковью.

В советское время эти скульптуры стал собирать русский искусствовед Николай Серебренников (1900-1966 годы жизни). Он смог найти 248 самобытных деревянных скульптуры, которые стали основой коллекции Пермской государственной художественной галереи.

«Спас в темнице» на выставке памятников пермской деревянной полихромной скульптуры в ГИМ (Москва) «Христианские древности Пермского края»
«Спас в темнице» на выставке памятников пермской деревянной полихромной скульптуры в ГИМ (Москва) «Христианские древности Пермского края»

Авторы скульптур не известны. Однако черты лица скульптур схожи с автохтонным населением - коми, даже монгол и башкир.

Сами скульптуры очень связаны с идолопоклонством, широко распространенном среди аборигенов. Местные православные священнослужители отмечали, что православие в Пермском крае очень сильно смешалось с идолопоклонством. Да в принципе, как и везде!

Особенно это заметно в случае с скульптурой святого Николая Можайского. Ему приносили в дар обувь, так как местные считали что скульптура сама ходит и ей постоянно нужна новая обувь.

  • Фигура святого наделяется конкретным, почти натуралистическим обликом. Объёмная, широкоплечая, она свободно «выходит» в пространство. Руки с мечом и «градом» подняты вверх, будто святой идёт навстречу врагу - Власова О.М. Пермская деревянная скульптура конца XVII — начала XX века. Коллекция Пермской государственной художественной галереи. — М: Арт-Волхонка, 2013. — С. 43.
«Никола Можайский» — пермская деревянная скульптура святителя Николая Чудотворца в иконографии «Можайский». Находится в собрании Пермской государственной художественной галереи.
«Никола Можайский» — пермская деревянная скульптура святителя Николая Чудотворца в иконографии «Можайский». Находится в собрании Пермской государственной художественной галереи.

Православие стало проникать в Пермский край в конце XIV века. Его распространял Стефан Пермский, который боролся с идолопоклонничеством (коми поклонялись священным деревьям).

Стефа́н Пе́рмский (коми Перымса Степан, мирское имя неизвестно; 1340-е годы, Великий Устюг — 26 апреля 1396 года, Москва) — епископ Русской православной церкви. Проповедовал христианство в землях коми, создал для них алфавит и перевёл на их язык основные церковные сочинения. В 1383 году был поставлен первым епископом образованной в результате его миссионерской деятельности Пермской епархии. Почитается Русской православной церковью в лике святителей, память 26 апреля (9 мая) - Википедия
Стефа́н Пе́рмский (коми Перымса Степан, мирское имя неизвестно; 1340-е годы, Великий Устюг — 26 апреля 1396 года, Москва) — епископ Русской православной церкви. Проповедовал христианство в землях коми, создал для них алфавит и перевёл на их язык основные церковные сочинения. В 1383 году был поставлен первым епископом образованной в результате его миссионерской деятельности Пермской епархии. Почитается Русской православной церковью в лике святителей, память 26 апреля (9 мая) - Википедия

Несмотря на старания Стефана Пермского и последующих подвижников коми не переставали поклоняться своим идолам. Это оказало сильное влияние на понимание христианства местными жителями.

Также свой отпечаток наложило и функционирование в Перми самостоятельного Пермского княжества.

Пе́рмское кня́жество (Че́рдынское кня́жество, Пермь Великая) — коми-пермяцкое средневековое княжество на Верхней Каме, в междуречье Камы, Вишеры, Колвы и Язьвы. Межплеменной центр — Чердынь, резиденция верховного князя — Покча, духовный центр — Искор. Археологически княжество охватывало территорию родановской культуры. Находилось в зависимости от Великого княжества Московского и, также формально подчинялось Новгородской республике (до 1471 года).
Пе́рмское кня́жество (Че́рдынское кня́жество, Пермь Великая) — коми-пермяцкое средневековое княжество на Верхней Каме, в междуречье Камы, Вишеры, Колвы и Язьвы. Межплеменной центр — Чердынь, резиденция верховного князя — Покча, духовный центр — Искор. Археологически княжество охватывало территорию родановской культуры. Находилось в зависимости от Великого княжества Московского и, также формально подчинялось Новгородской республике (до 1471 года).

Самостоятельность и переплетение с язычеством стали основой для появления Пермской деревянной скульптуры как культурного феномена:

  • Самые древние сохранившиеся образцы пермской деревянной скульптуры относятся к концу XVII — началу XVIII веков и происходят из православных храмов, расположенных в поселениях у реки Колвы: Покчи, Ныроба и Чердыни. Это территория современного Чердынского района, которая в XV — начале XVI веках входила в состав Великопермского княжества. Деревянная скульптура, скорее всего, проникла в Пермь Великую из Русского Севера и Центральной России. По мнению исследователей П. А. Корчагина и Е. В. Шабуровой, пермская культовая скульптура, возникшая через два с половиной столетия после крещения Перми Великой, скорее всего не была заменой для новообращённых их прежних идолов, а напротив, служила «фактором религиозного просвещения» - Википедия

Таким образом, Пермская деревянная скульптура является уникальным явлением в культуре и пользуется мировой известностью. И в первую очередь как произведения искусства, а не объекты религиозного культа.

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!

💥Наскальный лик Христа - Архызское чудо